Судья: Тарабарина Т.В. Дело № 33-7812/2017
Докладчик: Дронь Ю.И.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Плужникова Н.П., Хабаровой Т.А.
при секретаре Елисейкиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 15 августа 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» – ШСН на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 22 мая 2017 года, которым исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства удовлетворены.
Суд признал незаконным, противоречащим требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не оборудовании пассажирский платформ о.п. «Кудрино» специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов.
Суд обязал ОАО «РЖД» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона следующим образом: оборудовать пассажирские платформы о.п. «Кудрино» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения; оборудовать лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Кудрино» пандусами для инвалидов.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения представителя ответчика ШСН поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора КПА, судебная коллегия
установила:
Новосибирский транспортный прокурор обратился с иском к ОАО «РЖД», в котором, с учетом утонений, просил признать незаконным, противоречащим требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не оборудовании пассажирский платформ о.п. «Кудрино» специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов, обязать ОАО «РЖД» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона следующим образом: оборудовать пассажирские платформы о.п. «Кудрино» тактильными наземными
2
указателями для пассажиров с недостатками зрения, оборудовать лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Кудрино» пандусами для инвалидов.
В обоснование требований указывает, что Новосибирской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на о.п. «Кудрино».
По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно на кромках посадочных платформ отсутствуют тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения, лестничные сходы платформ не оборудованы пандусами. Названные пассажирские платформы предназначены для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов, следующих сообщением «Новосибирск-Тогучин» и в обратном направлении.
Отсутствие указанных специальных устройств существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом.
Судом первой инстанции было принято указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, представителем Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» – ШСН была подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда изменить, указав, что возложенная на ОАО «РЖД» обязанность по оборудованию пассажирских платформ о.п. «Кудрино» тактильными наземными указателями и пандусами должна быть выполнена при проведении реконструкции.
В обоснование жалобы указывает, что судом не верно истолкован закон в части положений об обеспечении доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, поскольку они применяются с 01.07.2015 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Возложение обязанности о выполнении таких мероприятий в тот или иной конкретный срок вне связи с новым вводом в эксплуатацию – не соответствует закону.
Также указывает, что возложение обязанности по оборудованию пандусов на пассажирской платформе законом не предусмотрено.
Судом применен локальный нормативный акт ОАО «РЖД» - Распоряжение ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р «Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях», который утвержден и введен в действие на полигонах Московского железнодорожного узла.
Кроме того, указывает, что судом дана неверная оценка представленным ответчиком доказательствам о том, что ОАО «РЖД» ведется
3
работа по повышению значений показателей доступности, направленная на исполнение требований ч.4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры.
Также не установлено наличие из проживающих на территории <адрес> 3185 инвалидов, инвалидов по зрению и инвалидов -колясочников.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 12 ФЗ от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В частности жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 2 Правил перевозок, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта от 19 декабря 2013 N 473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Установив, что остановочная платформа "Кудрино" не отвечает требованиям вышеуказанных положений закона и правил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие ОАО "РЖД", выразившиеся в не оборудовании данной платформы специальными устройствами, обеспечивающими доступность инвалидов, является незаконным и обоснованно обязал ответчика устранить данные нарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствие со ст. 26 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положения ст. 15 данного закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не влияет на правильность решения суда.
4
Как видно из содержания указанных выше нормативных актов, данные акты содержат императивные нормы, обязывающие перевозчика и владельца инфраструктуры, осуществляющих транспортное обслуживание населения обеспечивать оборудование специальными приспособлениями объектов
инфраструктуры, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
При этом данные нормативные акты являются действующими и не содержат норм о неприменении установленных ими правил к спорным правоотношениям.
Иск прокурором заявлен в интересах неопределенного круга лиц, а не в интересах инвалидов проживающих на территории <адрес>, где находится остановочная платформа.
При установленных судом первой инстанции фактических обстоятельствах дела и изложенной выше нормативной базе, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи с чем, решение подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 22 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» ШСН – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи