ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7813/20 от 17.11.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Хрипунова О.В. Дело № 33-7813/2020 (2-131/2020)

22RS0010-01-2020-000083-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Вишнякова С.Г.,

судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,

при секретаре Богдан Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе (межрайонное) на решение Каменского городского суда Алтайского края от 8 июня 2020 года по делу

по иску ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1ДД.ММ.ГГ обратился в Управление ПФР Каменского района (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии Управления в удовлетворении заявления и назначении досрочной страховой пенсии отказано ввиду недостаточности специального страхового стажа, при этом, в этот стаж, помимо прочих, не включены периоды:

- службы в армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в районах Крайнего Севера;

- работы в качестве машиниста (кочегара) котельной с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, так как отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости на угле и сланце, в том числе, занятые на удалении золы, наименование профессии не соответствует Списку ***, утвержденному постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГ***.

Продолжительность специального стажа ФИО1 в результате суммирования РКС и Списка *** установлена 6 лет 1 месяц 12 дней при требуемом 7 лет 6 месяцев.

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в Каменском районе (межрайонное) в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил включить в его льготный стаж по старости в северный стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, периоды работы машинистом (кочегаром) котельной с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – машинистом (кочегаром) котельной, всего 10 месяцев 23 дня, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости, с момента возникновения права ДД.ММ.ГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что начал свою трудовую деятельность ДД.ММ.ГГ в Игарском речном порту, ДД.ММ.ГГ призван в ряды Советской Армии, проходил службу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в районах Крайнего Севера, после чего вновь приступил к обязанностям рулевого моториста теплохода в Игарском речном порту, данный период подлежит зачету в его специальный страховой стаж, поскольку Постановление Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ*** дает возможность гражданам, которые проходили службы в районах Крайнего Севера и демобилизованным, начиная с 1968 по 1991 годы, включать такой период в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии за работу в северных районах. Также в специальный стаж должны быть включены периоды его работы машинистом (кочегаром) котельной.

Решением Каменского городского суда Алтайского края от 8 июня 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

На ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период службы в армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, период работы в должности машиниста (кочегара) котельной Чарышского МПКХ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.

В остальной части иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с разъяснениями Минтруда России от 17.10.2003 №4 период службы в армии по призыву может быть включен в льготный стаж, если на дату вступления в силу Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 гражданином был выработан необходимый стаж (7 лет 6 месяцев), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; действующее законодательство не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы независимо от того, где проходила данная служба; с учетом включенных по решению суда периодов работы по Списку № 2 льготный стаж составит 6 лет 8 мес. 22 дня, что не дает возможности засчитать период службы в армии в стаж работы на Крайнем Севере; пенсия назначена истцу с 20.05.2019, в то время как с заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратился 08.10.2020.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ).

Решением пенсионного органа *** от ДД.ММ.ГГФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ из за отсутствия требуемого специального стажа.

В стаж на соответствующих видах работ по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона ***- ФЗ засчитан период работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (рулевой моторист т/х «Северок» в Игарском речном порту), с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (рулевой моторист т/х Ушаковец (с ДД.ММ.ГГ), матрос д/э «Шлюзовой 142» ( с ДД.ММ.ГГ), шкипер рейда (с ДД.ММ.ГГ), рулевой моторист т\х «Гладков» (с ДД.ММ.ГГ), рулевой моторист д/э «Игарка» (с 16.10. 1985) в Игарском речном порту), с ДД.ММ.ГГ по 12 08.1986 рулевым мотористом на Игарском рыбозаводе.

В стаж работы на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (кочегар в Чарышском МПКХ), с 24.10 2007 по ДД.ММ.ГГ (машинист-кочегар котельной на МУП «Каменьтеплоэнерго», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (машинист (кочегар) котельной в филиале Славгородмежрайгаза).

Все остальные периоды работы, не зачтены в стаж на соответствующих видах работ.

Период службы в армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не засчитан в северный стаж.

По расчету пенсионного органа в результате суммирования периодов работы РКС и Списка *** продолжительность специального стажа для назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона ***- ФЗ установлена 6 лет 1 месяц 12 дней при требуемом 7 лет 6 месяцев.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ кочегаром на отопительный сезон в Чарышском МПКХ подлежат включению в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ в силу того, что профессии машинистов (кочегаров) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятых на удалении золы, предусмотрены разделом XXXIII "Общие профессии" Списка *** от ДД.ММ.ГГ, условия труда подтверждены ответом Администрации Чарышского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

Решение суда в указанной части пенсионным органом не обжалуется.

Разрешая исковые требования о включении периода срочной службы истца в армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд первой инстанции руководствовался пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", и исходил из того, что по нормам действовавшего в период военной службы истца законодательства, период такой службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Установив, что ФИО1 проходил срочную военную службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до призыва на военную службу работал в должности рулевого-моториста т/х «Северок», и данная работа предусмотрена Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы истец поступил на работу в эту же организацию, расположенную в местности, которая относится к районам Крайнего Севера, суд пришел к выводу о наличии оснований для включения периода службы истца в армии с 31.10.1980 по 15.12.1982 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Поскольку истец достиг 57 летнего возраста ДД.ММ.ГГ и с учетом зачтенных судом периодов работы суммарная продолжительность специального стажа истца на момент его обращения в пенсионный орган превышала требуемые законом 7 лет и 6 месяцев северного стажа, суд пришел к выводу о наличии у истца права на назначение пенсии на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ со снижением возраста на 3 года.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается по следующим основаниям.

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (аналогичная норма была предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (пункт 2).

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В период службы истца по призыву (с 31.10.1980 по 15.12.1982) действовал Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", которым назначение пенсии за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, урегулировано не было.

Вместе с тем, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.), в подпункте "д" пункта 5 было предусмотрено для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

С 01 января 1968 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. № 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. № 1908-У11), которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных в района Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г о льготах для лиц, работающих в этих районах.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающей право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в северный (специальный) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1) с 1 января 1992 года продолжительность северного стажа при назначении пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, в том числе с уменьшением возраста, стала определяться без учета периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, военная служба по призыву до 1 января 1992 года может включаться в северный стаж при наличии одновременно следующих условий: военная служба по призыву проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; перерыв между увольнением с военной службы по призыву (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; поступление на вышеуказанную работу состоялось до 1 января 1992 года.

Кроме того, в спорный период времени с 03.08.1972 года действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590.

Абзацем 3 п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил срочную службу по призыву в войсковой части 73942, которая дислоцировалась в <адрес>.

После увольнения с военной службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал рулевым мотористом, матросом, шкипером рейда на судах в Игарском речном порту (<адрес>).

Указанный период работы истца зачтен пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ.

В соответствии с вышеуказанным Перечнем районы, в которых служил и работал истец, отнесены к районам Крайнего Севера.

Кроме того, суд установил, что до призыва на военную службу истец работал в должности рулевого-моториста т/х «Северок» в Игарском речном порту, данная работа предусмотрена Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (раздел XXX "Транспорт", подраздел "Речной флот - плавсостав судов, кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения"), что дает право на включение периода службы в армии в специальный стаж за работу с тяжелыми условиями труда на основании подпункта «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, что пенсионным органом в апелляционной жалобе не оспаривается.

Учитывая установленные обстоятельства, а также положения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 651, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что период срочной службы ФИО1 подлежит включению в специальный стаж работы для назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, не оспаривающего возможность включения службы по призыву в северный (специальный) стаж, но при условии, что на дату вступления в силу Закона от 20.11.1990 № 340-1 гражданином был выработан необходимый стаж (7 лет 6 месяцев), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, со ссылками на разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 №4, а также на то, что действующее законодательство не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, периодов прохождения военной службы независимо от того, где проходила данная служба, подлежат отклонению.

Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, независимо от того, выработан гражданином общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц,

Судебная коллегия учитывает, что принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Так как период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в специальный стаж работы при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-п и от 24.05.2001 г. № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О.

Поскольку с учетом признанного по решению пенсионного органа специального стажа 6 лет 1 месяц 12 дней и зачтенных судом периода службы в армии с 31.10.1980 по 15.12.1982 (2 года 1 месяц 19 дней) и стажа по Списку № 2 с 12.10.2000 по 27.02.2001 (4 месяца 16 дней), с 08.10.2001 по 31.12.2001(2 месяца 24 дня), северный стаж ФИО1 на момент обращения за назначением пенсии составил более 7 лет 6 месяцев, к моменту обращения за назначением пенсии истец достиг возраста 57 лет, выводы суда о наличии у истца права на назначение пенсии по указанному основанию с момента обращения соответствуют требованиям закона.

Ссылка апеллятора на то, что обращение истца за назначением пенсии имело место 08.10.2019, а пенсия назначена с 20.05.2019, свидетельствует об описке, которая подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке статьи 200 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Каменского городского суда Алтайского края от 8 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе (межрайонное) –без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>