ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7816/2022 от 30.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М., судей: Курской А.Г.,

Подлесной И.А.,

при секретаре Андрейченко М.С.,

с участием истца Чернявского П.П.,

представителя Федерального

Казенного учреждения

«Военный комиссариат

Республики Крым» Темник К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Чернявского Павла Петровича к Федеральному Казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 июня 2022 года,

у с т а н о в и л а:

в октябре 2021 года Чернявский П.П. обратился в суд с иском к Федеральному Казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 09.04.2018 № 150 «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации», у истца возникло оспариваемое ответчиками право на получение единовременной материальной помощи. Выпиской из приказа военного комиссара по Черноморско - Раздольненскому объединенному районному военному комиссариату от 06.06.13 № 50 подтверждается факт увольнения истца в запас по состоянию здоровья приказом командующего Южного оперативного командования Вооруженных Сил Украины от 30.05.2013 № 13-к, как и факт не назначения и невыплаты единовременной помощи при установлении инвалидности по законодательству Украины. Выпиской из протокола заседания Военно-врачебной комиссии Крымского региона по установлению причинной связи заболевания, ранения, контузий, травм, увечий от 22.08.2013 № 69 подтверждается факт наличия у истца травм и заболеваний, связанных с исполнением обязанностей военной службы и с ее прохождением. Согласно прилагаемым справкам МСЭК от 24.09.2013, 18.09.2014 и 22.09.2015, истец является инвалидом третьей группы, травма связана с исполнением обязанностей военной службы. Бессрочно инвалидность установлена 21.09.2016, что подтверждается справкой МСЭК от 21.09.2016. Так как выплата единовременной материальной помощи в связи с получением травмы и заболеваний при исполнении обязанностей военной службы в рамках украинского законодательства не проводилась, с учетом вхождения Крыма в состав РФ 18.03.2014, 06.12.2018, истец направил в Военный комиссариат Республики Крым заявление в целях получения единовременной материальной помощи на основании Указа Президента РФ № 150 от 09.04.2018, что подтверждается почтовым уведомлением и копией обращения от 06.12.2018. Факт обращения истца до 31.12.2014 за получением единовременной материальной помощи подтверждается прилагаемой копией «Списка военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Украины по основаниям, предусмотренным законодательством, действовавшим на территории Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., и признанных инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, обратившихся за получением единовременной материальной помощи по месту прохождения военной службы не позднее 31 декабря 2014 года», а также приобщенной к материалам дела копией заявления истца от 03.10.2013 в адрес военного комиссариата АРК. Этот список адресован военным комиссаром Республики Крым в Департамент экономического анализа и прогнозирования МО РФ, согласно прилагаемой копии сопроводительного письма ФКУ «Военный комиссариат республики Крым» от 10.09.2018 № 997/ФЭО/2018 вместе с документами. Однако, военный комиссариат Республики Крым в ответе от 12.12.2018 № 1387 указал, что "исполнить обязательства в настоящее время возможности не имеет, в связи с отсутствием финансирования по статье 6122 сметы Министерства обороны РФ». В ответе Министерства Обороны Российской Федерации от 27.03.19 № 217/6/298 указано: «Комплект документов, представленный военным комиссариатом Республики Крым, в том числе Ваше заявление на выплату единовременной денежной помощи, датированное 3 октября 2013 г., не позволяет сделать вывод о том, производилась ли Вам указанная выплата по законодательству и за счет средств Украины. Какие-либо документы, свидетельствующие о невыплате Вам единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств Украины, в Департамент не направлялись». Перечисленные ответы истцом расценены как оспаривание ответчиками права истца, предусмотренного Указом Президента РФ № 150 от 09.04.2018, и полагает их незаконными, поскольку истцом надлежащим образом были направлены все документы. Чернявский П.П. просил суд: признать за ним, оспоренное Военным комиссариатом Республики Крым в ответе от 12.12.2018 № 1387, Министерством обороны Российской Федерации - в ответах от 27.03.2019 № 217/6/298 и от 25.02.2020 № 217/6/367, право истца на получение единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.2018 № 150; обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести расчет и осуществить выплату истцу единовременной материальной помощи в размере, предусмотренном пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.04.2018 № 150, с учетом права выбора по пункту 7 статьи 163, а также права по подпункту «б» пункта 1 статьи 16-2 Закона Украины № 2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 июня 2022 года исковые требования удовлетворены частично, за Чернявским П.П. признано право на получение единовременной материальной помощи, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № 150 от 09.04.2018 «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации», на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести расчет и выплатить Чернявскому П.П. единовременную материальную помощь на основании Указа Президента РФ от 9 апреля 2018 № 150 «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации».

В обоснование апелляционной жалобы Министерство обороны Российской Федерации, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Федерального Казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым», поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Чернявский П.П. приказом командующего Южного оперативного командования Вооруженных Сил Украины от ДД.ММ.ГГГГ-к, в соответствии с ч. 6 статьи 26 Закона Украины «О военной обязанности и воинской службе», уволен в запас по п. «б» (по состоянию здоровья).

Приказом военного комиссара Черноморско-Раздольненского объединенного районного военного комиссариата (по строевой части) за № от ДД.ММ.ГГГГ, с 06.06.2013 Чернявский П.П. исключен из списков личного состава Черноморско - Раздольненского объединенного районного военного комиссариата Автономной Республики Крым (л.д.2).

Выпиской из протокола заседания Военно-врачебной комиссии Крымского региона по установлению причинной связи заболевания, ранения, контузий, травм, увечий от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт наличия у Чернявского П.П. травм и заболеваний, связанных с исполнением обязанностей военной службы и с ее прохождением (л.д.3).

Согласно справкам МСЭК от 24.09.2013, 18.09.2014 и 22.09.2015, истец Чернявский П.П. является инвалидом третьей группы, травма связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 4-5).

Справкой МСЭ-2013 № 1856357 от 21.09.2016 Чернявскому П.П. установлена бессрочно третья группа инвалидности; причина инвалидности военная травма (л.д.6).

10.09.2018 исх. № 997/ФЭО/2018 Военным комиссариатом Республики Крым в адрес Департамента экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны РФ направлен список военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Украины, имеющих право на единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 150 «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации», в который Чернявский П.П. включен под порядковым № 13 (л.д.15-17).

03.10.2018 Чернявский П.П. обратился с заявлением на имя Военного комиссара Республики Крым о выплате единовременной денежной помощи, в связи с получением заболевания в период прохождения военной службы, к которому приложены вышеуказанные документы (л.д. 7).

10.10.2018 в адрес Чернявского П.П. за подписью Военного комиссара Республики Крым направлено письмо за исх. № 1131/ФЭО/2018, из содержания которого следует, что по вопросу выплаты единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента РФ от 09.04.2018 сообщено о направлении документов заявителя (Чернявского П.П.) на рассмотрение в Департамент экономического анализа и прогнозирования г. Москвы (исх. ВК РК № 907/ФЭО/2018 от 10.10.2018). О результатах принятия решения Департаментом экономического анализа и прогнозирования будет сообщено дополнительно (л.д.20).

Как следует из списка документов, приложенных к списку военнослужащих Вооруженных Сил Украины по основаниям, предусмотренных законодательством, действовавших на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года и признанных инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, обратившихся за получением единовременной материальной помощи по месту прохождения военной службы не позднее 31 декабря 2014 года, направленных 10.09.2018 исх. Военным комиссариатом Республики Крым в адрес Департамента экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны РФ, в списке документов, приложенных к № 13 - Чернявский П.П. приложена копия паспорта гражданина РФ Чернявского П.П. в котором присутствует отметка о регистрации места проживания с 21.02.2010 на территории Республики Крым, копия заявления от 03.10.2013, справка от 15.08.2013 № 015916, свидетельство о болезни от 30.05.2013, приказ № 48 от 31.05.2013.

Копии заявления Чернявского П.П. от 03.10.2013, справки от 15.08.2013 за № 015916, свидетельства о болезни от 30.05.2013, приказ № 48 от 31.05.2013 в отношении Чернявского П.П. имелись в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» (л.д.107-113), что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, Чернявским П.П. были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие его право на получение единовременной материальной помощи на основании Указа Президента РФ № 150 от 09.04.2018.

В судебном заседании истец пояснил, что выплата единовременной денежной помощи в рамках украинского законодательства ему не производилась, однако в настоящее время подтвердить указанные обстоятельства Чернявский П.П. лишен возможности, так как, являясь председателем Раздольненского сельского совета - главой Администрации Раздольненского сельского поселения, внесен в список лиц на сайте миротворец, в связи с чем, лишен возможности выехать на Украину за получением истребуемых сведений.

12.12.2018 за исх. №1387/ФЭО/2018 за подписью Военного комиссара Республики Крым Чернявскому П.П. направлено сообщение о том, что ФКУ «Военный комиссариат РК» исполнить обязательства по выплате единовременной материальной помощи на основании Указа Президента РФ № 150 от 09.04.2018 не имеет возможности в связи с отсутствием финансирования по статье 6122 сметы Министерства обороны РФ (л.д. 11).

Письмом Министерства обороны РФ от 27 марта 2019 года за исх. № 14/6/1237 от 26.02.2019 Чернявскому П.П. разъяснено, что комплект документов, представленный военным комиссариатом Республики Крым, в том числе, на заявление Чернявского П.П. на выплату единовременной денежной помощи, датированный 03.10.2013, не позволяет сделать вывод, что выплата единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств Украины Чернявскому П.П. не производилась. Поэтому оснований для выплаты единовременной материальной помощи, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № 150, не имеется. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ № 150, выплату единовременной материально помощи предусмотрено произвести в 2018 года. Министерству обороны РФ бюджетные ассигнования на выплату единовременной материальной помощи, установленной Указом Президента Российской Федерации № 150, в 2019 году не выделялись (л.д.12-13).

Письмом Министерства обороны РФ № УГ-06675 от 07.02.2020 на обращение Чернявского П.П. повторно разъяснено, что список лиц, на который заявитель ссылается в своем письме, был предоставлен Военным комиссариатом Республики Крым в целях уточнения по запросу Департамента. Однако представленные в Департамент копии документов на выплату единовременной материальной помощи не содержали сведений, позволяющих сделать вывод, что выплата единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств Украины Чернявскому П.П. не производилась. Поскольку выплата материальной помощи носила единовременный характер и в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ № 150 была произведена в 2018 года, основания для выплаты единовременной материальной помощи в 2019, 2020 годах у Министерства обороны отсутствуют. Также было разъяснено, что вопрос о праве заявителя на выплату единовременной материальной помощи может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства (л.д.14).

Удовлетворяя исковые требования Чернявского П.П., суд первой инстанции исходил из того, что законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., для лиц, признанных инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы (службы), были предусмотрены соответствующие выплаты.

В соответствии с Законом Украины от 26 марта 1992 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины», государство обеспечивало социальные и правовые гарантии военнослужащим внутренних войск и членам их семей на основании Закона Украины от 20 декабря 1991 г. № 2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», Закона Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» и Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».

В соответствии со статьей 16 Закона Украины от 20 декабря 1991 г. № 2011-XII «О социальной и правовой помощи военнослужащим и членам их семей», военнослужащим, военнообязанным и резервистам, призванным на учебные (или проверочные) и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве, в случае установления инвалидности, наступившей в период прохождения ими военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением ими военной службы, или установление лицу, уволенному с военной службы, инвалидности не позднее чем через три месяца после освобождение с военной службы или после окончания трехмесячного срока, но вследствие заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения указанной службы, выплачивается единовременное пособие.

Согласно пункту 9 статьи 16.3 Закона Украины от 20 декабря 1991 г. № 2011-XII «О социальной и правовой помощи военнослужащим и членам их семей», порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи определяется Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинетом Министров Украины от 25 декабря 2013 г. № 975 был утвержден Порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности без установления инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные или проверочные и специальные сборы или для прохождения службы в военном резерве (далее Порядок назначения и выплаты единовременной денежной помощи).

В соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты единовременной денежной помощи, днем возникновения права на получение единовременного денежного пособия является в случае установления инвалидности или степени утраты трудоспособности без установления инвалидности - дата, указанная в справке медико-социальной экспертной комиссии.

Согласно пункту 17 Порядка назначения и выплаты единовременной денежной помощи, лицам, уволенным с военной службы, назначение и выплата единовременной денежной помощи осуществляется органом государственной власти, который осуществлял расчет при увольнении с военной службы.

Указом Президента Российской Федерации № 150 от 09.04.2018 постановлено, что единовременная материальная помощи предоставляется военнослужащим, уволенным из вооруженных сил Украины до 21.02.2014 и признанным инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.

Единовременная материальная помощь предоставляется, если основания, по которым законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., предусмотрены соответствующие выплаты, возникли в период с 18 марта 2013 г. по 31 декабря 2014 г. и граждане, названные в пункте 1 настоящего Указа, обращались за их получением по месту прохождения военной службы (службы) не позднее 31 декабря 2014 г.

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Из предоставленных Чернявским П.П. документов следует, что он уволен из вооруженных сил Украины 30.05.2013 по состоянию здоровья, 24.09.2013 ему установлена третья группа инвалидности, травма, связанная с исполнением обязанностей воинской службы (л.д.4).

Таким образом, Чернявский П.П. на 30.05.2013 являлся уволенным военнослужащим Украины, имел инвалидность и обращался в военный комиссариат Автономной Республики Крым 03.10.2013 за получением помощи по законодательству Украины, действующему на территории Республики Крым в тот период, поэтому подпадает под категорию лиц, указанных в Указе Президента РФ № 150 от 09.04.2018.

Данные обстоятельства не опровергнуты ответчиком.

Поскольку для получения единовременной материальной помощи граждане, названные в п. 1 Указа Президента РФ за № 150, от 09.04.2018, предоставляют документы, предусмотренные законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21.02.2021 года (п. 3 Указа Президента РФ за № 150 от 09.04.2018), довод об отсутствии сведений, позволяющих сделать вывод, что выплата единовременной денежной помощи по законодательству и за счет средств Украины Чернявскому П.П. не производилась, судом правомерно не принят во внимание.

Перечень документов, установленный п. 3 Порядка и условий назначения и выплаты одноразовой денежной помощи в случае гибели (смерти) ранения (контузии травмы или увечья) или инвалидности военнослужащих, военнообязанных и резервистов, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы, и инвалидности уволенных с воинской службы (сборов), установленный постановлением Кабинета Министров Украины от 28 мая 2008 года № 499, был предоставлен в Департамент экономического анализа и прогнозирования г. Москвы, что следует из письма ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым за исх. ВК РК № 907/ФЭО/2018 от 10.10.2018.

В перечне документов отсутствует указание на необходимость предоставления сведений, подтверждающих факт неполучения помощи гражданами, названными в п. 1 Указа Президента РФ за № 150 от 09.04.2018 по законодательству и за счет средств Украины.

Поскольку реализация Указа Президента РФ за № 150 от 09.04.2018 возложена, в том числе на Министерство обороны РФ, данным органом нарушены права истца на получения указанной помощи.

Правомерно судом не приняты во внимание и доводы о характере единовременности спорной выплаты, отсутствие ассигнований на выплаты, установленные Указом Президента РФ за № 150 от 09.04.2018 - в 2019- 2022 гг., поскольку 10.09.2018, документы истца были направлены в Министерство обороны РФ.

Выплата единовременной материальной помощи Чернявскому П.П. не произведена по основаниям, признанным судебным постановлением, не соответствующими положениям Указа Президента РФ за № 150 от 09.04.2018, то есть по вине ответчика, в связи с чем, отсутствие соответствующих ассигнований у Министерства обороны РФ в 2019-2022 гг., по мнению суда, не может являться законным основанием для отказа в осуществлении выплаты единовременной материальной помощи, право на получение которой возникло у истца на основании Указа Президента РФ за № 150 от 09.04.2018.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для произведения единовременной выплаты истцу.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 31 августа 2022 года.

Судьи: