Судья Сушинских Е.Г. Дело № 33-7819
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2013 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Грибалевой М.Н., Тришкиной М.А.
при секретаре Павловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства Саратовской области к ФИО1 о взыскании полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, по апелляционным жалобам представителя ФИО1 - ФИО2 и администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 14.10.2013 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, представителя администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области ФИО3, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Министерства сельского хозяйства Саратовской области ФИО4 и Счетной палаты Саратовской области ФИО5, возражавших против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО6, в котором просит взыскать с него в пользу Министерства сельского хозяйства Саратовской области <данные изъяты> руб. социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, как участнику федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной законом Саратовской области от 29.12.2006 г. № 152-ЗСО «Об областных целевых программах», на основании приложений № 1 и № 16 к вышеуказанной Программе была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на семью из 3-х человек в сумме <данные изъяты> руб., в том числе средств федерального бюджета 414315 руб., средств областного бюджета <данные изъяты> руб.
В декабре 2012 года проверкой проведенной счетной палатой Саратовской области было установлено, что ответчик и члены его семьи до декабря 2009 года имели право пользоваться помещением большей площадью на условиях, предусмотренных жилищным законодательством как член семьи собственника. 22.12.2009 г. ответчик добровольно, осознанно без чьего-либо понуждения, намеренно принял решение об ухудшении своих жилищных условий.
Срок между заключенным договором найма жилого помещения от 22.12.2009 г. и принятым комиссией решением от 27.02.2010 г. составляет 2 месяца.
Действия по ухудшению условий в свою очередь лишают ФИО1 в течение пяти лет состоять на учете в качестве нуждающегося.
На момент подачи заявления ФИО1 работал в организации социальной сферы, а именно в <данные изъяты>», что соответствовало п. 27 Программы. В настоящее время ФИО1 в вышеназванном учреждении не работает, чем нарушил ст. 26 Положения № 1 постановления Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858, согласно которой право на получение социальных выплат сохраняется за ответчиком при условии его работы по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. О данном условии Программы ФИО1 знал.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 14.10.2013 г. с ФИО1 взыскана сумма в размере 878850 руб. предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств.
С ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход государства <данные изъяты> коп.
В апелляционных жалобах администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области и представитель ФИО1 - ФИО2 просят указанное решение суда отменить и принять новое решение. Доводы жалобы мотивируют тем, что решение органа местного самоуправления о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма никем не обжаловано. Указывают, что законодательством установлена обязанность заключения между работодателем, лицом, участвующим в программе, и уполномоченным органом трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, с обязательным включением в качестве существенного условия - право на взыскание средств социальной выплаты при наступлении определенных последствий, который заключен не был. Считает, что ответчик имел право на получение социальной выплаты по разделу III Типового положения, так как у его семьи отсутствовало жилье. Представитель ответчика ФИО2 также считает, что к участию в деле необходимо было привлечь членов семьи ФИО1 Также указывает на не извещение ответчика ФИО7 о судебном разбирательстве.
В суде апелляционной инстанции представитель ФИО1 и администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области ФИО3, поддержали доводы жалоб, просили решение суда отменить, принять новое решение.
Представители Министерства сельского хозяйства Саратовской области ФИО4, представитель Счетной палаты Саратовской области ФИО5 просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», действовавшего на момент выдачи свидетельства ФИО1, установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов РФ; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из положений п. 26 указанного Постановления Правительства РФ, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодым специалистом могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 13.01.2010 г. ФИО1 обратился в адрес администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья (л.д.23), в данном заявлении ФИО1 взял на себя обязательства сообщить о произошедших изменениях в течение семи дней.
13.02.2010 г. ФИО1 обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 (в ред. постановления Правительства РФ от 31.01.2009 г. № 83). Жилищные условия ФИО1 планировал улучшить путем приобретения жилого помещения в с. Александров-Гай на состав семьи три человека.
Решением заседания комиссии по предоставлению жилых помещений при администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 27.02.2010 г. ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи: ФИО1 - заявитель, ФИО11 - супруга, ФИО12 - сын (л.д. 17).
Из документов к заявлению от 13.02.2010 г. следует, что ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В указанном помещении площадью 80,7 кв.м зарегистрированы и проживали 6 человек: ответчик, его жена, его сын, отец - ФИО13, тетя - ФИО14 и бабушка ФИО15, которой данная площадь принадлежит на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от <дата> На одного члена семьи, постоянно проживающего в вышеназванном доме, приходится 13,45 кв.м. Кроме того, между ФИО1 и ФИО15 был заключен договор найма комнаты в данном жилом доме площадью 8,8 кв.м (л.д. 31), до подачи заявления в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области ФИО1 с семьей был зарегистрирован и постоянно проживал до <дата> в доме площадью 82,5 кв.м по адресу: с. <адрес>, данное жилое помещение принадлежит отцу заявителя ФИО13, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2010 г. На всех членов семьи приходилось по 20,62 кв.м вместо 14,0 кв.м, установленных решением администрации Александрово-Гайского района.
Отец заявителя ФИО13 и тетя ФИО14 зарегистрировались у своей матери ФИО15 с <дата> г., т.е. за месяц до подачи заявления ФИО1 в администрацию Александрово-Гайского муниципального района о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ФИО14 до <дата> со своей семьей была зарегистрирована по адресу: <адрес> обшей площадью 50,2 кв.м.
Срок между заключенным договором найма жилого помещения от 22.12.2009 г. и принятым комиссией решением от 27.02.2010 г. составляет два месяца.
На момент подачи заявления ФИО1 работал в организации социальной сферы, а именно в ГАОУ дополнительного профессионального образования специалистов Саратовской области «Учебный центр транспортной отрасли», в настоящее время ФИО1 в вышеназванном учреждении не работает.
С правилами предоставления субсидий ФИО1 был ознакомлен, что подтверждено его заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возражением на исковое заявление истца. Условия вышеуказанных правил ответчиком не соблюдены.
Пунктом 33 Правил предусмотрено право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнениичленом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Оценив представленные доказательства объяснения сторон, с учетом требований Постановления Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований истца.
Довод жалоб о том, что решение органа местно самоуправления о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма никем не обжаловано, не может повлечь отмену решения суда. В данном случае истцом заявлены требования о взыскании незаконно полученных денежных средств за счет федерального бюджета и бюджета области. Необоснованное получение указанных средств стало возможно в виду того, что ФИО1 предоставил в администрацию недостоверные сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Довод жалобы о том, что законодательством установлена обязанность заключения между работодателем, лицом, участвующим в программе, и уполномоченным органом трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, с обязательным включением в качестве существенного условия - право на взыскание средств социальной выплаты при наступлении определенных последствий, который заключен не был, аналогичен доводам возражений ответчика на исковое заявление, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки сделанных судом выводов не имеется. Исходя из положений п. 26 указанного выше Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, что право на получение социальных выплат возникает при наличии определенных условий, в т.ч. работа члена молодой семьи, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности. Согласно заявлению ФИО1 от 13.02.2010 г., поданному в администрацию Александрово-Гайского муниципального района, последний ознакомлен с условиями участия в мероприятиях по обеспечению жильем по программе «Социальное развитие села до 2012 года» и взял на себя обязательства их выполнять.
Являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и довод жалобы о том, что ответчик имел право на получение социальной выплаты, так как у его семьи отсутствовало жилье. Судом первой инстанции установлено, что до подачи заявления в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области ФИО1 с семьей был зарегистрирован и постоянно проживал до 22.12.2009 г. в доме площадью 82,5 кв.м по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит отцу заявителя ФИО13, и на всех членов семьи приходилось по 20,62 кв.м вместо 14,0 кв.м, установленных решением администрации Александрово-Гайского района. Срок между заключенным договором найма жилого помещения от 22.12.2009 г. и принятым комиссией решением от <дата> составляет два месяца. Таким образом, у ФИО1 отсутствовало право о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Довод жалобы представителя ответчика ФИО2 о том, что к участию в деле необходимо было привлечь членов семьи ФИО1, несостоятелен. Исходя из содержания ч. 1 ст. 43 ГПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Ходатайств о привлечении членов семьи ФИО1 стороны в суде первой инстанции не заявляли. Оснований для привлечения указанных лиц к участию в деле судебная коллегия не усматривает, поскольку в данном случае не решается вопрос об отсутствии какого-либо права на жилое помещение приобретенное за счет средств федерального и областного бюджетов, а о взыскании с ФИО1 социальной выплаты.
Не является основанием для отмены судебного постановления и довод жалобы о том, что судом первой инстанции не был извещен надлежащим образом ответчик ФИО7, поскольку указанное лицо не является стороной, либо, лицом участвующим в данном деле.
Выводы суда мотивированы, в решении изложены доказательства, представленные сторонами по делу, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает.
В апелляционных жалобах не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела судом, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 14.10.2013 г. по делу по иску Министерства сельского хозяйства Саратовской области к ФИО1 о взыскании полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области и представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи