ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7820 от 12.12.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Судья Сушинских Е.Г.                                                        Дело № 33-7820

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2013 года                           город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ретунской Н.В.,

судей Бугаевой Е.М., Петровой Н.А.,

при секретаре Павловой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к ФИО1 о взыскании полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности по апелляционным жалобам администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области и ФИО1 на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от                                     14 октября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения представителя          ФИО1 - ФИО2 и представителя администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области - ФИО3, подержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя министерства сельского хозяйства Саратовской области - ФИО4 и представителя Счетной палаты Саратовской области - ФИО5, возражавших против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений относительно жалоб, судебная коллегия

установила:

министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.

В обоснование заявленных требований указав, что министерство сельского хозяйства Саратовской области осуществляет реализацию мероприятий, в том числе в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года». 02.06.2009 г. ФИО1 обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области с пакетом документов о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий молодого специалиста в рамках реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года». 03.06.2009 г. Уполномоченным органом по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района было принято решение о принятии на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий молодых специалистов по программе «Социальное развитие села до 2012 года». Министерством сельского хозяйства Саратовской области из средств федерального и областного бюджета ФИО1 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> тыс.руб., в том числе из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> тыс.руб. и средств областного бюджета в размере <данные изъяты> тыс.руб. В декабре 2012 г. проведенной Счетной палатой Саратовской области проверкой установлено, что ФИО1 в период с 21.10.1993 г. по 10.01.2008 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данный дом, общей площадью 69 кв.м, на праве собственности принадлежит СПК «<данные изъяты>». В указанном доме ответчик вместе с членами семьи (матерью и сестрой) проживал на основании договора социального найма. Для ухудшения жилищных условий ФИО1 10.01.2008 г. добровольно регистрируется по адресу: <адрес>. Данный дом, общей площадью 69,8 кв.м, на праве собственности принадлежит дяде ответчика - Б.Г.К. На каждого человека стало приходится по 13,96 кв.м, более того ФИО1, чтобы уменьшить жилую площадь для проживания, 10.01.2008 г. заключил с хозяином дома Б.Г.К. договор найма изолированной комнаты площадью 12 кв.м. Решением администрации Александрово-Гайского района от 23.06.2005 г. № и постановлением администрации Александрово-Гайского района от 21.03.2011 г. № установлена учетная норма жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Александрово-Гайского муниципального района в размере 14 кв.м. Таким образом, ответчик добровольно, осознано без чьего-либо принуждения, намеренно принял решение об ухудшении своих жилищных условий. Срок между заключенным договором найма жилого помещения от 10.01.2008 г. и принятым 03.06.2009 г. комиссией решением составляет 1 год и два месяца. Действия по ухудшению жилищных условий в свою очередь лишают ФИО1 в течение пяти лет состоять на учете в качестве нуждающегося. На момент подачи заявления ответчик работал в организации агропромышленного комплекса СПК «<данные изъяты>», что соответствовало п. 27 Программы. В настоящее время ФИО1 в вышеназванном учреждении не работает, чем нарушил ст. 26 Положения № 1 постановления Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858, согласно которой право на получение социальных выплат сохраняется за ответчиком при условии его работы по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. О данном условии Программы ФИО1 знал. В силу п. 33 Приложения № 1 постановления Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» при несоблюдении условий уполномоченный орган вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты. Просит суд взыскать с ФИО1 в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области как главного распорядителя бюджетных средств сумму предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> руб.

В апелляционной жалобе администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт. Считает, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела; неправильно истолкован закон; нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что решение органа местного самоуправления до настоящего времени никем не обжалован. ФИО1 имел право на участие в программных мероприятиях по Разделу III Типового положения. По мнению автора жалобы, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт. Указывает, что своего жилья в сельской местности он не имеет. Кроме того, с 01.08.2011 г. и по настоящее время он работает в управлении образования администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области. Законодательством установлена обязанность заключения между работодателем, лицом, участвующим в программе, и уполномоченным органом трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, с обязательным включением в качестве существенного условия - право на взыскание средств социальной выплаты при наступлении определенных последствий, который заключен не был. Заявление о применении судом срока исковой давности судом разрешено не было, о времени и месте судебного разбирательства он не был извещен.

В возражениях на апелляционные жалобы Счетная палата Саратовской области и министерство сельского хозяйства Саратовской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Считают, что решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Учитывая мнение участников процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ФИО1 - ФИО2 и представитель администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области - ФИО3 подержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить и вынести новый судебный акт, которым отказать министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении исковых требований.

Представитель министерства сельского хозяйства Саратовской области - ФИО4 и представитель Счетной палаты Саратовской области -               ФИО5 возражали против отмены решения суда.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (ред. от 31.01.2009) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до            2012 года», действовавшего на момент выдачи свидетельства ФИО1, установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов РФ; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Положение).

Исходя из положений подп. «б» п. 26 указанного Положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет, в том числе молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения.

Молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением № 2 к Типовому положению, с приложением, в том числе, копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты (п. 28 Положения).

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, согласно приложению № 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти (п. 8 Положения).

Из материалов дела следует, что 02.06.2009 г. ФИО1 обратился в адрес администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья.

Решением заседания комиссии по предоставлению жилых помещений при администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 03.06.2009 г. ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 13).

02.06.2009 г. ФИО1 обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 (в ред. постановления Правительства РФ от 31.01.2009 г. № 83). Жилищные условия ФИО1 планировал улучшить путем приобретения жилого помещения в                 <адрес> на одного человека.

Из документов, приложенных к заявлению, следует, что ФИО1 в период с 21.10.1993 г. по 10.01.2008 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данный дом, общей площадью 69 кв.м, на праве собственности принадлежит СПК «<данные изъяты>». ФИО1 проживал в указанном жилом помещении вместе с матерью и сестрой на основании договора социального найма. Таким образом, на одного человека приходилось 23 кв.м.

Судом установлено, что 10.01.2008 г. ФИО1 добровольно, осознано, без чьего-либо принуждения, намеренно принял решение об ухудшении своих жилищных условий, а именно зарегистрировался по адресу: <адрес>. Данный дом на праве собственности принадлежит дяде ФИО1 - Б.Г.К., в жилом помещении проживает 5 человек, на каждого приходилось по 13,96 кв.м. Кроме того, ФИО1, чтобы уменьшить жилую площадь для проживания, заключил с Б.Г.К. 10.01.2008 г. договор найма изолированной комнаты площадью                12 кв.м в данном доме (л.д. 25-26).

Доказательств обратного ответчиком, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Не содержат таковых доказательств и апелляционные жалобы.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, при постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принятии решения о постановке его на учет комиссией не были учтены положения ст. 53 ЖК РФ.

Срок между заключенным договором найма жилого помещения от        10.01.2008 г. и принятым комиссией решением от 03.06.2009 г. составляет 1 год два месяца.

На момент подачи заявления ФИО1 работал в организации агропромышленного комплекса СПК «<данные изъяты>», что соответствовало п. 27 Программы (л.д. 38).

Согласно справке Управления образования администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области ФИО1 с 01.08.2011 г. работает в Управлении образования района.

С правилами предоставления субсидий ФИО1 был ознакомлен, что подтверждено его заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возражением на исковое заявление истца. Условия вышеуказанных правил ответчиком не соблюдены.

Пунктом 33 Правил предусмотрено право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд первой инстанции вынес правильное решение об удовлетворении исковых требований министерства сельского хозяйства Саратовской области.

Довод жалобы о том, что законодательством установлена обязанность заключения между работодателем, лицом, участвующим в программе, и уполномоченным органом трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, с обязательным включением в качестве существенного условия - право на взыскание средств социальной выплаты при наступлении определенных последствий, который заключен не был, аналогичен доводам возражений ответчика на исковое заявление, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки сделанных судом выводов не имеется.

Являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и довод жалобы о том, что ответчик своего жилья в сельской местности не имеет. Судом первой инстанции установлено, что до подачи заявления в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области ФИО1 был зарегистрирован с 21.10.1993 г. по 10.01.2008 г. по адресу: <адрес>. Данный дом, общей площадью 69 кв.м, на праве собственности принадлежит СПК «<данные изъяты>». С 10.01.2008 г. ФИО1 зарегистрировался по адресу: <адрес>. Данный дом на праве собственности принадлежит дяде ФИО1 - Б.Г.К., в жилом помещении проживает 5 человек, на каждого приходилось по 13,96 кв.м. ФИО1 заключил с Б.Г.К. 10.01.2008 г. договор найма изолированной комнаты площадью 12 кв.м в данном доме. Срок между заключенным договором найма жилого помещения от 10.01.2008 г. и принятым комиссией решением от 03.06.2009 г. составляет 1 год два месяца.

Не является основанием для отмены решения суда и довод жалобы о том, что судом первой инстанции ФИО1 не был извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, о судебном заседании ФИО1 извещался лично под расписку (л.д. 78). Кроме того, 04.09.2013 г. от него поступило заявление о рассмотрении искового заявления в его отсутствие с участием представителя по доверенности - ФИО2 (л.д. 79). Представитель ответчика - ФИО2 участвовала во всех судебных заседаниях.

Также судебная коллегия считает несостоятельным довод жалоб о том, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Судом установлено, что о нарушении прав истцу стало известно только из предписания Счетной палаты Саратовской области, в связи с чем министерство сельского хозяйства Саратовской области до проведения проверки в период с 15.10.2012 г. по 06.11.2012 г. не знало и не могло знать о нарушениях со стороны ФИО1 Кроме того, ответчик добровольно, осознано, без чьего-либо принуждения, намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии пропуска срока исковой давности.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не подтверждены какими-либо доказательствами, не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам.

Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционных жалобах), судом не допущено.

Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новоузенского районного суда Саратовской области от                                   14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи