ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-782/2013 от 14.02.2013 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Чуканова Н.А.

Докладчик Быкова И.В. Дело № 33 –782/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Хоменко С.Б.,

судей Быковой И.В., Вороновой Н.И.,

при секретаре Кирилловской К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 14 февраля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе начальника отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области ФИО1 на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 22 ноября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах ФИО2 к отделу пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

Признано за ФИО2 право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 3 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 года №493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Обязан отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области включить ФИО2 в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки и предоставлять ФИО2 с 29 сентября 2012 года меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 3 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 года №493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения помощника прокурора Еськовой Ю.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Краснозерского района Новосибирской области, в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к ответчику о признании права на предоставление мер социальной поддержки и о возложении обязанностей на отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области по их предоставлению по следующим основаниям.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства Отделом пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области в части предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг прокуратурой района установлено, что ФИО2 работала воспитателем в детском саду Полойского совхоза в периоды с 12.01.1976 года по 24.12.1987 года.

Ей предоставлялись совхозом Полойский меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг до момента увольнения с должности воспитателя детского сада.

При обращении к ответчику с заявлением о назначении мер социальной поддержки как педагогическому работнику ФИО2 было отказано в связи с тем, что она вышла на пенсию по старости не с должности педагогического работника и детский сад, в котором она работала, не относится к числу областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Считает, что Закон Новосибирской области ограничил по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья, поскольку в соответствии со ст. 55 Закона «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Закон №493-ОЗ не содержит положений о том, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами только при выходе на пенсию с должности педагогических работников. Незаконный отказ в предоставлении мер социальной поддержки влечет за собой нарушение конституционных прав и законных интересов ФИО2

Прокурор района просит суд признать за ФИО2 право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 года № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области». Обязать Отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области с 29.09.2012 г. включить ФИО2 в территориальный регистр отдельных категорий граждан проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона Новосибирской области от 27.04.2010 года №493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое начальником отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области ФИО1, которая в апелляционной жалобе просит решение отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что детский сад, в котором проработала ФИО2, относился к ведомственным учреждениям, т.е. принадлежал Полойскому совхозу, который не являлся ни государственным, ни муниципальным учреждением. На пенсию ФИО2 вышла 20.08.2012 года, согласно пенсионного удостоверения не работая и мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию не пользовалась.

Апеллянт считает, что отсутствуют основания сохранения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные Законом Новосибирской области от 27.04.2010 года № 493- ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Автор жалобы полагает, что вышеуказанный закон на ФИО2 не распространяется, так как она работала в детском дошкольном учреждении, которое не являлось государственным или муниципальным.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышедшие на пенсию педагогические работники, которые проработали в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, в том числе воспитатели в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, в полной мере имеют право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Как следует из представленных материалов, ФИО2 с 12.01.1976 года по 24.12.1987 года работала в должности воспитателя детского сада Полойского совхоза, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.5-7).

Стаж работы ФИО2 в сельской местности в качестве педагогического работника составляет более 10 лет. В связи с достижением 55-летнего возраста ФИО3 назначена пенсия по старости (л.д.10-11).

ФИО2 проживает в сельской местности на территории Новосибирской области - в с. Полойка Краснозерского района (л.д.8-9).

Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» устанавливает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Закона Новосибирской области № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области», принятого Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.04.2010 года настоящий закон устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.

Статья 2 указанного закона устанавливает, что Закон №493-03 от 27.04.2010 года распространяется на педагогических работников областных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей.

Перечень должностей педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, устанавливается Правительством Новосибирской области.

Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, относящимися к категории, указанной в части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.

Перечень должностей педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Новосибирской области № 235-п от 06.12.2010 года.

Согласно указанного Перечня, к категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки отнесены педагогические работники государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе воспитатели.

Статья 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не устанавливает, что получение указанных льгот педагогическим работникам связано с формой собственности образовательного учреждения.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что условия предоставления мер социальной поддержки соблюдены, в связи с чем ФИО2 имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Доводы апелляционной жалобы о том, что одним из условий предоставления мер социальной поддержки является выход на пенсию с должности, включенной в перечень должностей педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утвержденный Постановлением Правительства Новосибирской области № 235-п от 05 декабря 2010 года, являются несостоятельными, поскольку Законом Новосибирской области № 493-03 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» от 27.04.2010 года не предусмотрено такое условие как выход на пенсию с определенной должности.

Согласно Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О подчеркнуто, что, из абзаца 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в определении Верховного суда РФ от 23.09.2009 г.

На основании изложенного, обжалуемое решение соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, судебной коллегией не установлено.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи