ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7835/2023 от 28.06.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Ковязина Л.В. дело № 33-7835/2023

УИД 24RS0032-01-2023-000034-44

2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2023 года г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Плаксиной Е.Е.,

судей Абрамовича В.В. и Гришиной В.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Востриковой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.

гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Крюкову Алексею Викторовичу, Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» о запрете деятельности и возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Крюкова А.В.

на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 18 апреля 2023 года, которым на Крюкова А.В. возложена обязанность прекратить использование жилого здания по адресу: <адрес> (кадастровый номер: <данные изъяты>) и земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер: <данные изъяты>) не по назначению; Крюкову А.В. запрещено: эксплуатировать жилое здание (кадастровый номер: <данные изъяты>) и строения по адресу: <адрес>, в целях оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; предоставлять жилое здание (кадастровый номер: <данные изъяты>), его части, строения и земельный участок по указанному адресу (кадастровый номер: <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, их части иным лицам в пользование для оказания гостиничных услуг, оказания социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» запрещено оказывать социальные услуги в жилом доме по адресу: <адрес> (кадастровый номер: <данные изъяты>) и строениях по этому адресу.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, предъявил в суде иск к Крюкову А.В., АНО СПЛ «Дом милосердия» о запрете деятельности и возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Красноярска в ходе мониторинга соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей установлено, что на территории Ленинского района г.Красноярска по адресу: <адрес> находится жилой дом, общей площадью 477,8 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 942 кв.м., разрешённое использование которого - размещение жилого дома; территориальная зона в соответствии с градостроительным зонированием г.Красноярска – П-3 (коммунально-складские зоны). Собственником жилого дома и земельного участка является Крюков А.В., фактически на земельном участке расположены: двухэтажный дом и три строения. По указанному адресу зарегистрирована Автономная некоммерческая организация социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия», основным видом деятельности которой является предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, её руководителем является Крюков А.В. Жилой дом по указанному является местом совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозной группы «Церковь Христиан Веры Евангельской «Спасение» в г.Красноярске». Прокуратурой района с привлечением должностных лиц ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ОП №4 МУ МВД России «Красноярское», Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено обследование указанного жилого дома на предмет соблюдения требований федерального законодательства. По результатам обследования, установлено, что в жилом доме и земельном участке с нарушением законодательства осуществляются: деятельность по оказанию гостиничных услуг; деятельность по оказанию социальных услуг в виде временного (круглосуточного) размещения граждан; религиозная, в том числе миссионерская деятельность, выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и антитеррористического законодательства. Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение градостроительного законодательства двухэтажный жилой дом эксплуатируется не в соответствии с разрешённым использованием, а для постоянного проживания и временного пребывания людей в качестве гостиницы (хостела), на втором этаже здания расположено 4 комнаты, в каждой из которых предусмотрено по 8 койко-мест (всего 32 койко-места), на первом этаже размещена столовая. Помещения кухни размещены в одноэтажной деревянной пристройке к зданию, сообщающейся с помещением столовой. Выявлены нарушения Правил противопожарного режима, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, установленные к зданиям гостиниц. Выявлены нарушения требований ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2017 года № 447, которым утверждены требования к антитеррористической защищённости гостиниц и иных средств размещения. Кроме того, на земельном участке расположено 2 строения, предназначенных для размещения и жизнеобеспечения пожилых (престарелых) граждан. В отдельно стоящем одноэтажном деревянном строении, площадью 80 кв.м имеется две секции, в секции для мужчин размещено 10 койко-мест, секция для женщин состоит из двух спальных помещений, одно на 18 койко-мест, второе – на 6 койко-мест. Отдельно стоящее деревянное строение, площадью 60 кв.м предназначено для оказания услуг по круглосуточному размещению и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам. Документы, подтверждающие строительство и ввод в эксплуатацию строений, законность их использования в качестве специализированного дома престарелых и инвалидов отсутствуют, при проверке этих строений выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных к специализированным домам престарелых и инвалидом. Выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранения и реализации населению. АНО СПЛ «Дом милосердия» в реестре поставщиков социальных услуг не состоит, деятельность организации не подпадает под регулирование организаций социального обслуживания и является незаконной. На земельном участке расположено отдельно стоящее одноэтажное здание, общей площадью 300 кв.м, в котором размещены комплекс сауны, бытовые помещения, административные кабинеты, зал для проведения религиозных собраний, рассчитанный на 93 посадочных места. При проверке этого объекта выявлены нарушения требований пожарной безопасности, фактически в строении оборудовано культовое помещение – зал для религиозных собраний, в котором систематически совершаются религиозные обряды, богослужения, религиозные собрания с участием значительного количества граждан, в том числе несовершеннолетних. Тем самым, фактически собственником проведены мероприятия по переустройству жилого здания, в результате которых оно утратило признаки жилого, отсутствуют безопасные условия пребывания граждан в этом строении. Прокурор просит возложить на Крюкова А.В. обязанность прекратить использование жилого здания и земельного участка по адресу: <адрес> не по назначению; запретить ему эксплуатацию жилого здания и строений по указанному адресу в целях оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; предоставлять жилое здание, его части, строения, земельный участок по указанному адресу, их части иным лицам в пользование для оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии, а также запретить Автономной некоммерческой организации социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» оказывать социальные услуги в жилом доме и строениях по адресу: <адрес>.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Крюков А.В. просит решение суда в части запрета ему эксплуатировать и предоставлять жилое здание в целях религиозной деятельности - проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучение религии отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что согласно заключению ООО «Альфа-Проект» №123-17 от 17 июля 2017 года, составленному по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, техническое состояние строительных конструкций жилого дома в целом оценивается как работоспособное, угроза опасности внезапного обрушения при эксплуатации жилого дома по своему назначению отсутствует. В соответствии с заключениями ООО «ФСЭБ» №2031018 от 11 октября 2018 года и №020 от 1 октября 2018 года указанный жилой дом соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, противопожарным требованиям. Жилой дом по адресу: <адрес> не имел и не имеет внешних атрибутов принадлежности к той или иной религии, признаков культового здания, на жилом доме отсутствуют какие-либо информационные знаки, таблички, указывающие на культовое назначение жилого дома или на его административное (служебное) назначение. Внутреннее убранство комнаты, площадью 93,6 кв.м, не указывает на религиозную принадлежность к какому-либо религиозному исповеданию, данная комната была освобождена от мебели и иных бытовых предметов для совершения богослужений религиозной группой христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Красноярска, что соответствует действующему законодательству. Кроме того, в техническом плане жилого дома предусмотрена указанная комната, как одна из комнат жилого дома, каких-либо мероприятий по переустройству и перепланировке жилого дома, в результате которых дом утратил признаки жилого, он не производил. Ссылается на то, что жалоб от соседей на неправомерное использование им жилого дома не поступало, факты привлечения его к административной ответственности за использование жилого дома не по назначению отсутствуют. В решении отсутствует правовая оценка позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении №35-П от 14 ноября 2019 года. Указывает, что запрет предоставлять жилой дом и осуществлять в жилом доме религиозную деятельность в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии является нарушением закреплённых в ст.28 Конституции РФ фундаментальных прав и свобод, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, а также противоречием со ст.55 – неоправданное ограничение права собственности, гарантируемого ст.35 Конституции РФ. Кроме того, утверждение прокурора о совершении религиозной группой миссионерской деятельности по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют объяснения каких-либо лиц, среди которых распространялась информация о вероучении религиозной группы с целью вовлечения этих лиц в состав участников (последователей) религиозной группы. Информация о своём вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников должна распространяться публично, при помощи средств массовой информации, информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», однако религиозная группа христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Краснояска не имеет учреждённых ею СМИ, официального сайта, видео и аудио в сети «Интернет».

Старшим помощником прокурора Ленинского района г.Красноярска Ростихиным Е.С. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобе доводов.

Крюков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, заявлений либо ходатайств об отложении дела не представил, информация о времени и месте рассмотрения дела размещена и на официальном сайте Красноярского краевого суда. На основании ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно неё.

Выслушав объяснение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Иляскина К.И., представителя Крюкова А.В. и АНО СПЛ «Дом милосердия» – Мызниковой О.В., представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю – Маргаряна А.С., проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения принятого судом решения.

В соответствии с ч.1 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешённым использованием (назначением).

Согласно ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Статьёй 17 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч.1). Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ч.3). Пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4).

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз.5 п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.

На основании подп. «а» п.16 Правил пользования жилыми помещениями, утверждённых Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьёй 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Размещение гостиниц в жилых помещениях не допускается (п.7.1 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года № 44).

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в национальных стандартах, сводах правил, а также иных содержащих требования пожарной безопасности документах, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьёй 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

По смыслу ст.16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в жилых помещениях допускается проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

На основании ч.1 ст.55.26 Градостроительного Кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Крюкову А.В. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 477,8 кв.м, назначение: жилое.

Указанный жилой дом расположен на принадлежащем на праве собственности Крюкову А.В. земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, общей площадью 942 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: размещение жилого дома; территориальная зона в соответствии с градостроительным зонированием г.Красноярска – П-3 (коммунально-складские зоны).

6 декабря 2016 года руководитель религиозной группы Крюков А.В. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю с уведомлением о начале деятельности религиозной группы – Церковь Христиан Веры Евангельской «Спасение» в г.Красноярске, в котором указано, что место совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний проходит по адресу: <адрес>.

11 мая 2017 года решением №1 единственного учредителя создана Автономная некоммерческая организация социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом милосердия» (АНО СПЛ «Дом милосердия»).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27 декабря 2022 года, 5 июня 2017 года в качестве юридического лица зарегистрирована АНО СПЛ «Дом милосердия», юридический адрес: <адрес>. Основной вид деятельности по ОКВЭД: предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включённых в другие группировки (код 88.99), директор: Крюков А.В.

АНО СПЛ «Дом милосердия» постановлено на учёт в налоговом органе 5 июня 2017 года.

По договору безвозмездного пользования жилым помещением от 10 мая 2020 года Крюков А.В. передал АНО СПЛ «Дом милосердия» в безвозмездное временное пользование часть жилого помещения – комнаты 45 кв.м. жилого дома, общей площадью 477,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для места нахождения АНО СПЛ «Дом милосердия».

9 ноября 2021 года руководитель религиозной группы Крюков А.В. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю с уведомлением о продолжении деятельности религиозной группы христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Красноярска, в котором указал, что место совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний проходит по адресу: <адрес>; указаны граждане, входящие в религиозную группу в количестве 10 человек.

17 ноября 2022 года руководитель религиозной группы Крюков А.В. обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю с уведомлением о продолжении деятельности религиозной группы и внесении изменений в наименование религиозной группы на – Религиозная группа христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Красноярск.

Из рапорта помощника прокуратуры Ленинского района г.Красноярска от 25 сентября 2020 года следует, что по данным открытых источников установлено, что по адресу: <адрес> АНО СПЛ «Дом милосердия» осуществляет деятельность по временному размещению граждан с целью социальной реабилитации, в том числе предоставлению услуг наркологии; кроме того, по указанному адресу функционирует хостел.

Прокуратурой Ленинского района г.Красноярска во исполнение приказа прокуратуры Красноярского края №230 от 7 ноября 2018 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», указания прокуратуры края №110/7/2 от 31 марта 2020 года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей» в указанном выше жилом доме проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму.

В ходе проверки установлено, что двухэтажный жилой дом по адресу: <адрес> эксплуатируется для постоянного проживания и временного пребывания людей в качестве гостиницы (хостела). На втором этаже здания расположено 4 комнаты, в каждой из которых предусмотрено по 8 койко-мест (всего 32 койко-места). На первом этаже размещена столовая. Помещения кухни размещены в одноэтажной деревянной пристройке к зданию, сообщающейся с помещением столовой.

При проверке жилого дома выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, установленных к зданиям гостиниц:

в нарушение ст.6, ч.1 ст.64 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не разработана и не представлена декларация пожарной безопасности;

в нарушение п.16(н) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» (далее - Правила противопожарного режима в РФ), допускается эксплуатация здания после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности, а именно в здании одноквартирного жилого дома (Ф1.4) допущено размещение гостиницы (Ф1.2);

в нарушение п.16(о) Правил противопожарного режима в РФ, в здании проведены изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты (изменение объёмно-планировочных решений, эвакуационных путей и выходов, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности;

в нарушение п.25 Правил противопожарного режима в РФ, не представлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проёмов в них, изделий и материалов;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.2, табл. 1 СП 486.1311500.2020 здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4 табл.2 СП 3.13130.2009 здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара;

в нарушение ч. 3 ст. 80, ч. 7 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании, эксплуатируемом в качестве гостиницы, отсутствует дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

в нарушение ст.58 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.4.5 СП 2.13130.2020 отсутствует огнезащитная обработка деревянных конструкций крыши;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.53, ст.89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.9, п.9.3.6 СП 1.13130.2020 первый этаж здания не обеспечен двумя эвакуационными выходами;

в нарушение ч. 3 ст. 80, ст. 53, ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.9, п. 9.3.6 СП 1.13130.2020 второй этаж здания не обеспечен двумя эвакуационными выходами;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.53, ст.89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 для сообщения между 1-ым и 2-ым этажами здания допускается устройство открытой криволинейной лестницы, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок со второго этажа здания;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.53, ст.89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.19 СП 1.13130.2020 ширина эвакуационного выхода из обеденного зала столовой, расположенного на первом этаже здания менее 1,2м. (фактическая ширина эвакуационного выхода составляет 0,9м.);

в нарушение ч.3 ст.80, ст.53, ст.89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.22 СП 1.13130.2020 внутренние двери эвакуационного выхода с первого этажа здания открываются не по направлению выхода из здания;

в нарушение п.26 Правил противопожарного режима в РФ, запоры на дверях эвакуационного выхода с первого этажа здания непосредственно наружу, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.53, ст.89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.19 СП 1.13130.2020 ширина горизонтального участка пути эвакуации по коридору второго этажа здания, при дверях, открывающихся из комнат в коридор менее 1,2м. (фактическая ширина составляет 1,09м);

в нарушение ч.12 ст.134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.25 Правил противопожарного режима в РФ, отсутствует документальное удостоверение соответствия материалов покрытия пола комнат для проживания требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности (не представлены сертификаты соответствия с информацией о показателях пожарной опасности);

в нарушение п.48 Правил противопожарного режима в РФ отсутствует информация о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения (обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения).;

в нарушение ч.3 ст.80, ст.53, ст.89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.2 СП 1.13130.2020 высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету в помещении кухни менее 2м (фактическая высота составляет 0,71м);

в нарушение п.35 (а) Правил противопожарного режима в РФ допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции в помещении кухни;

в нарушение п.35 (з) Правил противопожарного режима в РФ допускается установка выключателей и розеток по горючему основанию в помещении кухни;

в нарушение п.26 Правил противопожарного режима в РФ запор на двери эвакуационного выхода из помещения кухни непосредственно наружу, не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;

в нарушение п.27 (б) Правил противопожарного режима в РФ допускается размещение в коридоре второго этажа мебели и других предметов (сушилки для одежды и пр.);

в нарушение п.409 Правил противопожарного режима в РФ допускается размещение огнетушителей на полу вне подставок из негорючих материалов;

в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в РФ не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожаротушения (в обеденном зале столовой допускается установка огнетушителя без насадки);

в нарушение п.407 Правил противопожарного режима в РФ установленные в здании огнетушители не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус огнетушителя;

в нарушение п.60 Правил противопожарного режима в РФ отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты и информация учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки имеющихся огнетушителей;

в нарушение п.3 Правил противопожарного режима в РФ допускаются к работе лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;

в нарушение п.2, п.392, п.393, п.394 Правил противопожарного режима в РФ» отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил;

в нарушение п.6 Правил противопожарного режима в РФ персонал не обеспечен исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчёта не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;

в нарушение п.84 Правил противопожарного режима в РФ не обеспечено ознакомление (под подпись), прибывающих лиц с мерами пожарной безопасности; отсутствуют планы эвакуации на случай возникновения пожара на этажах и в номерах гостиницы;

в нарушение п.77 Правил противопожарного режима в РФ установлены ворота, закрытые на замок и не обеспечивающие автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, при отсутствии ручного открывания круглосуточным дежурным персоналом непосредственно у места установки ворот, либо дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства о противодействии терроризму при размещении хостела:

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» отсутствует акт обследования и категорирования хостела;

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «а» пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 не проведены организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости;

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «е» пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 не осуществляются мероприятия по защите информации;

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «б» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 объект не оборудован системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «в» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 объект не оборудован системой охранного освещения;

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «д» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 объект не оборудован средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», подпункта «е» пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 объект не оборудован информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы;

в нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации РФ от 14 апреля 2017 года № 447 система видеонаблюдения не обеспечивает архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Кроме того, на земельном участке расположено два строения, предназначенных для размещения (обеспечения проживания) и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам. Документы, подтверждающие строительство и ввод в эксплуатацию строений, при проведении проверки не представлены.

Отдельно стоящее одноэтажное деревянное строение, состоящее из двух секций, общей площадью 80 кв.м, предназначенное для оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам (инвалидам). В секции для мужчин размещено 10 койко-мест, секция женщин состоит из двух спальных помещений, одно на 18 койко-мест, второе – на 6 койко-мест. При проверке указанного строения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные к специализированным домам престарелых и инвалидов, аналогичные выявленным при проверке двухэтажного жилого дома.

Отдельно стоящее одноэтажное деревянное строение, площадью 60 кв.м, предназначенное для оказания услуг по круглосуточному размещению (обеспечению проживания) и услуг жизнеобеспечения пожилым (престарелым) гражданам, рассчитанное на 16 койко-мест. При проведении проверки указанного строения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные к специализированным домам престарелых и инвалидов, аналогичные выявленным при проверке двухэтажного жилого дома и отдельно стоящего деревянного строения, состоящего из двух секций, общей площадью 80 кв.м.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

в нарушение п.3364 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не обеспечен осмотр лиц на наличие педикулеза и чесотки 2 раза в месяц, результаты осмотра на чесотку и педикулез не представлены;

в нарушение п.58, п.62, п.64 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не представлены данные о прохождении медицинских осмотров, сведения о профилактических прививках сотрудников автономной некоммерческой организации «Дом Милосердия», личные медицинские книжки и иные документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра, проведение профилактических прививок не представлены (отсутствуют);

в нарушение п.84 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не обеспечено использование дезинфекционных средств в соответствии с разрешительными документами - для проведения дезинфекции используются дезинфицирующие средства «Дезитабс», «Люир-Хлор», инструкции по применению дезинфицирующих средств не представлены;

в нарушение требований п.3. ст.5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» на пищевую продукцию, находящуюся на хранении и используемую для приготовления пищи, в том числе на продовольственное (пищевое) сырьё, отсутствует товаросопроводительная документация, подтверждающая ее прослеживаемость;

в нарушение п.1 ч.4.1. ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки» на пищеблоке находилась на хранении пищевая продукции без маркировки;

в нарушение п.10 ст.17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» работниками пищеблока АНО СПЛ «Дом милосердия», занятыми на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты с продовольственным (пищевым) сырьём и (или) пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (личные медицинские книжки не представлены, отсутствуют);

в нарушение ч.7 ст.14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока установлена 1 моечная ванна, присоединённая к канализационной сети сплошным соединением, что не исключает риск загрязнения пищевой продукции;

в нарушение п.1 ч.5 ст.14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока поверхности полов не выполнены из водонепроницаемых, моющихся материалов, а именно: в помещении, где происходит непосредственное приготовление пищи используется ковровое покрытие, которое не доступно для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также надлежащего дренажа;

в нарушение п.3 ч.5 ст.14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока потолочное покрытие не обеспечивает предотвращение скопления грязи и осыпания частиц потолков, а именно: гигиеническое покрытие нарушено, имеется его отхождение, осыпание оштукатуренной поверхности, имеются трещины, шелушение;

в нарушение п.2 ч.5 ст.14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в производственном помещении пищеблока поверхности стен выполнены не из водонепроницаемых, моющихся материалов, а именно: гигиеническое покрытие стен нарушено, лакокрасочное покрытие частично отсутствует, стены грязные, имеют дефекты в виде царапин, отхождения лакокрасочного покрытия, на стенах висят картины, что не позволяет проводить мойку и, при необходимости, дезинфекцию;

в нарушение ч.1 п.1 ст.14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» планировка производственного помещения, в котором осуществляется процесс изготовления пищевой продукции, не обеспечивает поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции использованной и чистой посуды, а именно сырьё и готовая продукция, чистая и грязная посуда заносится и выносится через одну дверь;

в нарушение требований п.7 ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевой продукции не соблюдается срок годности, установленный изготовителем, а именно: 20 апреля 2022 года на пищеблоке обнаружена пищевая продукция с истекшим сроком реализации.

Кроме того, обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, нарушение п.1 ст.17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, а именно:

в нарушение требований п.2.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» осуществляется приём пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья на пищеблоке АНО СПЛ «Дом милосердия» без наличия товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами (документы на находящееся на хранении сырьё и пищевые продукты не представлены, отсутствуют).

в нарушение требований п.2.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» изготовление пищевой продукции на пищеблоке АНО СПЛ «Дом милосердия» производится без наличия какой-либо технологической документации, в том числе технологической карты, технико-технологической карты, технологической инструкции, разработанных и утверждённых руководителем организации или уполномоченным им лицом, отсутствует меню, ассортиментный перечень не представлен, отсутствует;

в нарушение требований п.2.23. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в помещении пищеблока содержатся животные, а именно: на полу в помещении пищеблока обнаружены миски с едой для кошки;

в нарушение п.7.1.4. СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции, не отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции;

в нарушение п.3.2. СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции обрабатывается и хранится совместно, отсутствует маркировка на разделочном инвентаре (ножи, разделочные доски), отсутствуют производственные столы для сырья и готовой продукции, а также раздельное холодильное оборудование для сырья и готовой продукции (сырьё и готовая продукция хранятся на одной полке в бытовом холодильнике), осуществляется мытьё столовой и кухонной посуды, обработка сырья в одной раковине;

в нарушение п.3.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» складские помещения для хранения продукции не оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами, что не позволяет соблюдать условия хранения пищевых продуктов, может привести к порче сырья и пищевых продуктов, появлению гнили и плесени, и создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан;

в нарушение п.3.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов не осуществляется ведение ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях (журналы, отражающие ведение ежедневной регистрации показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании, а также показателей температурного и влажностного режима хранения в складских помещениях не представлены, отсутствуют), в связи с чем, имеется риск не соблюдения условий хранения пищевых продуктов, что может привести к порче сырья и пищевых продуктов, и создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан;

в нарушение п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» не проводится производственный контроль, основанный на принципах ХАССП в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), фактически не разработана программа производственного контроля, основанная на принципах ХАССП, инструментальный и лабораторный контроль не осуществляется;

в нарушение п.2.21. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» поварами, работающими на пищеблоке, не пройден курс гигиенической подготовки и аттестации (личные медицинские книжки с отметками о прохождении курса гигиенической подготовки и аттестации не представлены, отсутствуют).

На земельном участке расположено отдельно стоящее одноэтажное здание, общей площадью 300 кв.м., в котором размещены комплекс сауны, бытовые помещения, административные кабинеты, а также зал для проведения религиозных собраний, рассчитанный на 93 посадочных места.

В соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект проверки фактически эксплуатируется в качестве объекта функциональной пожарной опасности Ф3.7 (помещение религиозного назначения), Ф3.6 (бытовые помещения, бани), Ф4.3 (помещения административного назначения). При проверке указанного объекта также выявлены нарушения требований пожарной безопасности, представленные в соответствующей справке специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Красноярку Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 4 марта 2022 года, которые свидетельствуют о том, что строение эксплуатируется с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности.

В подтверждение нарушения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и антитеррористических требований в материалы дела представлены справка помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска от 4 марта 2022 года; справка специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Красноярску от 4 марта 2022 года; справка ведущего специалиста – эксперта Отдела надзора за качеством и безопасностью питания, условиями воспитания и обучения, составленная по результатам осмотра 20 апреля 2022 года; справка ФГКУ «Специальное управление ФПС №57 МЧС России», составленная по результатам проведённого 13 ноября 2020 года визуального осмотра объекта по адресу: <адрес>, двух временных строений (построек) и прилегающей территории, а также фотоматериалы.

Факт предоставления Крюковым А.В. жилого помещения и строений для оказания услуг по круглосуточному размещению и жизнеобеспечению граждан подтверждается материалами доследственной проверки № 118пр-2 и содержащимися в них объяснениями постояльцев АНО СПЛ «Дом милосердия» и соответствующими фотоматериалами, из которых усматривается, что в жилом доме фактически оборудован зал для религиозных собраний, в котором систематически (1-2 раза в неделю) совершаются религиозные обряды, церемонии, богослужения, религиозные собрания.

Решением №2 единственного учредителя АНО СПЛ «Дом милосердия» от 17 января 2023 года изменено место нахождения АНО СПЛ «Дом милосердия» с адреса: <адрес> на адрес: <адрес>; директором АНО СПЛ «Дом милосердия» назначена Крюкова М.А. Указанные изменения внесены в ЕГРЮЛ 31 января 2023 года.

Разрешая спор суд первой инстанции, исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, признал установленным, что проведённой прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проверкой с участием специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю подтверждается, что принадлежащие на праве собственности Крюкову А.В. жилой дом и строения, расположенные по адресу: <адрес> в нарушение требований градостроительного и жилищного законодательства, эксплуатируются как Крюковым А.В., так и АНО СПЛ «Дом милосердия» не в соответствии с их назначением, с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических, противопожарных и антитеррористических требований, что создает угрозу для пребывания граждан в жилом доме и строениях по указанному адресу, используемых в целях оказания гостиничных, социальных услуг, а также для осуществления религиозной деятельности.

При этом, суд верно указал, что действующим законодательством установлено, что для оказания перечисленных услуг третьим лицам в принадлежащих на праве собственности жилых помещениях, граждане обязаны первоначально в установленном законом порядке изменить статус помещений, то есть получить соответствующие разрешения уполномоченных органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления и перевести жилые помещения в нежилые.

Принимая во внимание, что здание по адресу: <адрес> предназначено исключительно для проживания граждан, земельный участок по указанному адресу предназначен для размещения жилого дома, а также то, что эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативно-правовых актов, районный суд признал требования прокурора обоснованными и возложил на Крюкова А.В. обязанность прекратить использование жилого здания по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по указанному адресу не по назначению; запретил ему эксплуатацию жилого здания и строений по указанному адресу в целях оказания гостиничных услуг, социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; предоставление жилого здания, его части, строений и земельного участка по указанному адресу иным лицам в пользование для оказания гостиничных услуг, оказания социальных услуг, религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии; а АНО СПЛ «Дом милосердия» запретил оказывать социальные услуги в жилом доме и строениях по данному адресу.

Не соглашаясь с принятым по делу решение, Крюков А.В. в апелляционной жалобе указывает на то, что жилой дом по адресу: <адрес> не имел и не имеет внешних атрибутов принадлежности к той или иной религии, признаков культового здания; внутреннее убранство комнаты, площадью 93,6 кв.м., не указывает на религиозную принадлежность, комната освобождена от мебели и иных бытовых предметов для совершения богослужений религиозной группой христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Красноярска, что соответствует действующему законодательству.

Как было указано выше, в силу ст.7 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной группой признаётся добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы её участниками (ч.1). Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ч.3).

По смыслу ст.16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в жилых помещениях допускается проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

В соответствии с ч.4 ст.17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 года № 35-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой» различия между правовым режимом жилых помещений и правовым режимом культовых зданий, сооружений и помещений вытекают из существа регулирования соответствующих правоотношений и должны учитываться законодателем в целях достижения необходимого баланса интересов как граждан, исповедующих ту или иную религию, так и других граждан, которые эту религию не исповедуют и вправе рассчитывать, что их право на комфортные условия проживания, безопасную и благоприятную окружающую среду будет уважаться и защищаться государством. В частности, законодатель, обеспечивая такой баланс интересов, предусмотрел в Градостроительном кодексе Российской Федерации (статьи 5.1, 31, 37, 39 и др.) особый порядок утверждения градостроительных регламентов, определяющих виды разрешённого использования земельных участков, включая осуществление религиозных обрядов (строка с кодом 3.7.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков), а равно особый порядок предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, который ранее не был предусмотрен в качестве основного вида использования для конкретного участка или объекта.

Действующее регулирование, позволяя гражданам использовать принадлежащие им жилые помещения для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, предполагает и соблюдение - с учётом публичных интересов - пределов такой возможности, а именно: недопустимо такое использование помещения, при котором оно, утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового или административного (служебного) помещения религиозной организации.

Материалами дела, в том числе справкой помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска от 4 марта 2022 года, подтверждается, что на земельном участке по адресу: <адрес> расположено отдельно стоящее одноэтажное здание, общей площадью 300 кв.м., в котором размещены комплекс сауны, бытовые помещения, административные кабинеты, а также зал для проведения религиозных собраний, рассчитанный на 93 посадочных места.

Из материалов доследственной проверки № 118пр-2, фотоматериалов усматривается, что в жилом доме фактически оборудован зал для религиозных собраний, в котором систематически (1-2 раза в неделю) совершаются религиозные обряды, церемонии, богослужения, религиозные собрания, в том числе празднование дня рождения религиозной группы христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Красноярск, на которое приглашаются все желающие лица, данные мероприятия проходят с участием значительного количества граждан, в том числе с участием несовершеннолетних лиц.

В соответствии с объяснениями Крюкова А.В., отобранными у него помощником прокурора Ленинского района г.Красноярска, от 30 ноября 2020 года, в рамках деятельности религиозной группы проводятся богослужения, молитвенные собрания, церемонии. На богослужения могут прийти любые желающие, доступ не ограничен. Также люди, которым они оказывают помощь, могут посещать указанные мероприятия.

Представитель Крюкова А.В. – Мызникова О.В. в суде апелляционной инстанции указала, что согласно уведомлению руководителя религиозной группы Крюкова А.В. от 9 ноября 2021 года, адресованному Управлению Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю, в религиозную группу христиан веры евангельской пятидесятников Церковь «Спасение» г.Красноярск входит 10 человек, а также, что Крюков А.В. купил по скидке 93 стула и расставил их в зале для красоты.

При этом, из имеющихся в деле фотографий видно, что 93 стула в зале, оборудованном для религиозных собраний, расположены в упорядоченном порядке и в несколько рядов, не в целях их хранения, поэтому с учётом уведомления Крюкова А.В. о количестве участников религиозной группы, доводы стороны ответчика о том, что расставленные в помещении стулья не предназначены для размещения такого количества лиц, участвующих в собраниях, не состоятельны.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 года № 35-П, с учётом фактического количества участников религиозной группы, наличия религиозной символики, вывод районного суда о том, что помещение, предназначенное для религиозных собраний, признаками жилого помещения не обладает и используется участниками в качестве культового помещения религиозной организации, является правильным.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы апелляционной жалобы о соответствии жилого здания техническим требованиям, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим требованиям и противопожарным требованиям со ссылкой на экспертные заключения ООО «Альфа-Проект» №123-17 от 17 июля 2017 года, ООО «ФСЭБ» №2031018 от 11 октября 2018 года и №020 от 1 октября 2018 года, поскольку при составлении указанных заключений эксперты (специалисты) исследовали соответствие жилого помещения требованиям технических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а в ходе проведённой прокуратурой проверки достоверно установлено, что дом и строения, расположенные по <адрес>, утратили признаки жилого помещения, в нарушение требований градостроительного и жилищного законодательства, эксплуатируются не в соответствии с их назначением, а используются для оказания гостиничных, социальных услуг, для осуществления религиозной деятельности с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических, противопожарных и антитеррористических требований, что создает угрозу для пребывания граждан в доме и строениях по этому адресу.

С учётом изложенного не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы жалобы со ссылкой на отсутствие жалоб от соседей на неправомерное использование им жилого дома и на то, что Крюков А.В. к административной ответственности за использование жилого дома не по назначению не привлекался.

Учитывая что эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативно-правовых актов, районный суд правомерно удовлетворил требования прокурора и возложил на Крюкова А.В. обязанность прекратить использование жилого здания и земельного участка по адресу: <адрес> не по назначению и запретил ему эксплуатацию жилого здания и строений по указанному адресу в целях оказания религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии, а также предоставлять жилое здание, его части, строения и земельный участок иным лицам в пользование для оказания религиозной деятельности в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии.

Поэтому доводы апелляционной жалобы Крюкова А.В., в том числе на то, что запрет предоставлять жилой дом и осуществлять в жилом доме религиозную деятельность в части проведения обрядов, церемоний, богослужений, религиозных собраний, обучения религии нарушает его конституционные права, подлежат отклонению.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит и в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ решение суда в остальной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Крюкова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июня 2023 года