ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-783/20 от 28.05.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Барышева Т.В.

Дело № 33-783/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Полозовой А.А.,

судей Володкевич Т.В., Гулевской О.А.,

при секретаре Ткаченко А.В.,

28 мая 2020 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавлов­ске-Камчат­ском гражданское дело по апелляци­онной жалобе муниципального автономного учреждения «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска-Камчатского» (далее – МАУ «РКЦ») на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 января 2020 года, кото­рым постановлено:

В удовлетворении иска МАУ «РКЦ» к ФИО1 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии в размере 125058 рублей 40 копеек, мер муниципальной социальной поддержки в размере 9385 рублей 11 копеек, возмещении расходов на оплату государственной пошлины в размере 3889 рублей отказать.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения ФИО1 и ее представителя - адвоката Говоровой О.В., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МАУ «РКЦ» обратилось с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии и мер муниципальной социальной поддержки в размере 125058 рублей 40 копеек, мер муниципальной социальной поддержки в размере 9385 рублей 11 копеек, расходов на оплату государственной пошлины в размере 3889 рублей.

В обоснование заявленных требований указало, что ФИО1 является получателем субсидии и мер муниципальной социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С 1 октября 2017 года по 30 ноября 2018 года ответчик каждые полгода обращалась с заявление о предоставлении указанной субсидии и мер муниципальной социальной поддержки с предоставлением предусмотренных законом документов, в том числе, договора найма указанного жилого помещения от 17 августа 2015 года № 105, заключенного между ней и МУП «Спецдорремстрой». На основании приказа Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа вышеуказанное жилое помещение изъято из хозяйственного ведения МУП «Спецдорремстрой» и передано на праве оперативного управления МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка». Вместе с тем, в установленные сроки документов, подтверждающих правовые основания владения жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а именно, договора найма служебного жилого помещения, заключенного с МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка», ответчиком представлено не было. Требования с указанием необходимости возмещения незаконно полученных сумм субсидии и мер муниципальной социальной поддержки в общем размере 134443 рубля 51 копейка, ответчиком в добровольном порядке не исполнены.

Представитель МАУ «РКЦ» ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

ФИО1 участия в судебном заседании не принимала, ее представитель – адвокат Говорова О.В. полагала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе МАУ «РКЦ» просит его отменить, ссылаясь на неполное исследование доказательств по делу, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что нормативные акты содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для оформления субсидии и мер муниципальной социальной поддержки. Трудовая книжка заявителя к таким документам не относится, в связи с чем, у сотрудников МАУ «РКЦ» отсутствует возможность оперативно отслеживать смену места трудоустройства заявителей. Указывает на то, что договор найма служебного жилого помещения от 17 августа 2015 года № 105 был заключен между ФИО1 и МУП «Спецдорремстрой» на время работы, с ноября 2016 года МУП «Спецдорремстрой» работодателем заявителя не являлось, вместе с тем, ответчик сознательно на протяжении длительного времени предоставляла в МАУ «РКЦ» недействительный договор найма служебного жилого помещения, злоупотребляя своим правом. Кроме того, приказом Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 декабря 2016 года №12-01-919/16 спорное жилое помещение было изъято из хозяйственного ведения МУП «Спецдорремстрой», однако суд, по мнению апеллянта, указанное обстоятельство не исследовал и во внимание не принял, момент регистрации прекращения права хозяйственного ведения не установил. Оспаривает вывод суда о том, вышеуказанный договор найма служебного жилого помещения не расторгался и не признавался недействительным, ссылаясь на то, что МАУ «РКЦ» не обладает полномочиями на выселение нанимателей из жилых помещений, в том числе, специализированных, на признание таких договоров недействительными либо на их расторжение. Считает, что неисполнение третьими лицами своих обязанностей не является обстоятельством, позволяющем истцу игнорировать нормы законов, регламентирующих порядок предоставления субсидии и мер социальной поддержки, и не порождают право ответчика на получение субсидии и мер социальной поддержки.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 и ее представитель полагали решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 159 ЖК РФ устанавливает право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 2 статьи 159 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 159 ЖК РФ единый порядок предоставления субсидий на всей территории Российской Федерации установлен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе, пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

На основании пункта 8 Правил, для получения субсидии граждан представляет в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе

документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования); г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Меры муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, условия, порядок их представления определены постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 16 марта 2015 года № 608 «О Порядке предоставления гражданам мер муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа», пункт 2.2 которого предусматривает, что для предоставления социальной поддержки гражданин-получатель социальной поддержки (далее - заявитель) представляет на расчетные участки МАУ «РКЦ» посредством личного обращения или путем направления по почте заявления о предоставлении социальной поддержки с указанием номера мобильного телефона (при наличии) для ежемесячной СМС-рассылки уведомления и (или) почтового адреса для уведомления о выплачиваемой социальной поддержке, по форме согласно приложению№ 1 к настоящему Порядку, в том числе и документы, подтверждающие правовые основания владения и/или пользования жилым помещением (пункт 2.2.9).

В силу пункта 2.6 указанного выше Порядка предоставления гражданам мер муниципальной социальной поддержки МАУ «РКЦ» вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 в период с 1 октября 2017 года по 30апреля 2018 года являлась получателем субсидии, мер муниципальной социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из представленной истцом справки следует, что за период с января 2017 года по апрель 2018 года ответчику перечислена субсидия в размере 125058 рублей 40 копеек, а также меры муниципальной социальной поддержки в размере 9385 рублей 11 копеек за период с января по февраль 2017 года и с февраля по март 2018 года.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права, по состоянию на17 августа 2015 года жилое помещение, расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>, находилось на праве хозяйственного ведения у МУП «Спецдорремстрой».

На основании договоранайма служебного жилого помещения № 105 от 17 августа 2015 года, заключенного между МУП «Спецдорремстрой» (наймодатель) и ФИО3 (наниматель), указанное жилое помещение передано нанимателю за плату во владение и пользование на период трудоустройства.

По сообщению ОАСР УВМ УМВД России по Камчатскому краю от 26декабря 2019 года, ФИО1 значится зарегистрированной по адресу вышеуказанного жилого помещения с 24 сентября 2015 года по настоящее время. Аналогичные данные содержатся в представленной в материалы дела копии поквартирной карточки.

На основании приказа Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 12-01-368/18 от 8 мая 2018 года жилое помещение, расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка».

2 июля 2018 года между МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка» (наймодатель) иФИО1 заключен договор найма жилого помещения№ 15, согласно которому нанимателю передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>

Согласно выписке ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от7 августа 2018 года, спорное жилое помещение на праве оперативного управления закреплено за МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка», о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от7 августа 2018 года.

Как следует из письменных возражений ответчика, она в спорный период времени работала в муниципальных учреждениях.

Ответчик признана малоимущей и с 20 октября 2016 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из представленного суду письма МУП «Спецдорремстрой» от 31октября 2018 года следует, что 23 ноября 2016 года МУП «Спецдорремстрой» обратилось в Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением об изъятии спорного жилого помещения из его хозяйственного ведения.

По истечении длительного периода времени Комитетом по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа подготовлены необходимые документы, которые переданы 17 августа 2017 года МУП «Спецдорремстрой» в МФЦ для прекращения права хозяйственного ведения на жилое помещение, расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Согласно ответу Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 01-02-02-01/1673/18, направленному 5 марта 2018 года в адрес заведующей МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка», по состоянию на5 марта 2018 года Комитетом проводятся мероприятия по закреплению указанной квартиры на праве оперативного управления за МАДОУ «Детский сад№ 22 -Центр развития ребенка».

Регистрация права оперативного управления на спорное жилое помещение за МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка» осуществлена лишь7 августа 2018 года, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от7 августа 2018 года.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и с учетом системного толкования приведенных выше правовых норм пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку оснований, влекущих утрату ответчиком права на получение субсидии и мер муниципальной социальной поддержки в спорный период, судом не установлено. При этом суд верно исходил из того, что длительное оформление уполномоченными органами в установленном порядке прекращения права хозяйственного ведения одного муниципального предприятия и закрепление права оперативного управления другого муниципального учреждения не является установленным законом основанием для утраты ответчиком права на предусмотренные законом субсидии и меры социальной поддержки, при условии, что в спорный период времени договор найма служебного жилого помещения № 105 от 17 августа 2015 года не расторгался и недействительным в установленном порядке не признавался, требований о выселении в связи с утратой права пользования спорным жилым помещением наймодатель к ответчику не предъявлял, доказательств обратному суду не представлено, а договор найма жилого помещения№ 15 от 2 июля 2018 года представлен истцу в установленные законом сроки.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которым судом дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик на протяжении длительного времени предоставляла в МАУ «РКЦ» недействительный договор найма служебного жилого помещения от 17 августа 2015 года № 105 несостоятельны, поскольку доказательств признания указанного договора в установленном законом порядке недействительным материалы дела не содержат.

Ссылка на то, что неисполнение третьими лицами своих обязанностей не является обстоятельством, позволяющем истцу игнорировать нормы законов, регламентирующих порядок предоставления субсидии и мер социальной поддержки, и не порождают право ответчика на получение субсидии и мер социальной поддержки, не являются основанием для отмены правильного по существу решения суда, поскольку судом не установлено законных оснований, влекущих прекращение предоставления ФИО1 субсидии по спорному жилому помещению, в том числе, представление последней заведомо недостоверной информации, учитывая, что предоставляемый в МАУ «РКЦ» договор найма служебного жилого помещения не расторгался, недействительным в установленном порядке не признавался, требований о выселении ответчика наймодатель не предъявлял, кроме того ответчик не может нести ответственность за работу уполномоченных органов, которые длительно оформляли вещные права на спорное жилое помещение при условии, что оно было предоставлено ответчику на законных основаниях, ФИО1 в установленном законом порядке признана малоимущей, являлась работником указанных выше муниципальных предприятий и учреждений, и в период проведения вышеуказанной процедуры передачи спорного жилого помещения на праве оперативного управления МАДОУ «Детский сад№ 22 -Центр развития ребенка» она обращалась к работодателю МАДОУ «Детский сад№ 22 - Центр развития ребенка» о заключении с ней договора найма спорного жилого помещения, который был заключен с ней сразу после завершении процедуры оформления спорного жилого помещения на праве оперативного управления.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, су­дебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции - Девятый кассационный суд, расположенный по адресу: <...>, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи