Судья Жогин О.В. № 33-784
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Лукьяновой О.В.
и судей Елагиной Т.В., Земцовой М.В.
при секретаре Кипкаевой К.С.
с участием прокурора Лункина С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29 июля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО2 к УФСИН России по Пензенской области, ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области» о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения ФИО2 и его представителя ФИО3, допущенного в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Пензенской области ФИО4, действующей на основании доверенности от 24.02.2016 №, представителя ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области» ФИО5, действующего на основании доверенности 03.06.2013 №, просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, заключение прокурора Лункина С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратился в суд с иском УФСИН России по Пензенской области, ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области» о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, указав, что с проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области», специальное звание – старший прапорщик внутренней службы.
Приказом начальника ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области» от 10.06.2015 №38-к он был уволен со службы по п. «к» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (за грубое нарушение служебной дисциплины). Данный приказ был издан в порядке реализации приказа УФСИН России по Пензенской области от 05.06.2015 №91-к о привлечении его к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в непредоставлении в срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей.
С привлечением к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы он не согласен, т.к. непредставление им вышеуказанных сведений о доходах произошло из-за действий должностных лиц кадровой службы ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области», ответственных за прием данных сведений от сотрудников учреждения. С середины апреля 2015 года он неоднократно предпринимал попытки представить сведения о доходах должностным лицам кадровой службы учреждения, несколько раз обращался к своему начальнику отдела и инспектору отдела. Ему объясняли, что трудности с оформлением сведений возникли в связи с отсутствием новой компьютерной программы, т.к. с 01.01.2015 в соответствии с Указом Президента РФ изменилась форма справки сведений о доходах
Считает свое увольнение сведением счетов со стороны администрации ФКУ «Колония-поседение №12 УФСИН по Пензенской области» за его законное требование о выплате компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период или предоставлении дополнительных дней отдыха.
Указывает также, что УФСИН России по Пензенской области не соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст.39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Проверка согласно п.2 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не проводилась. Нарушен 10-дневный срок привлечения к дисциплинарной ответственности (ч.11 ст.39 Положения), который начал исчисляться с 06.05.2015, т.е. со дня, следующего за первым рабочим днем после истечения срока представления сведений о доходах. В нарушение ст.17 указанного Положения при увольнении по основанию п. «к» ст.58 Положения он не был аттестован в установленном порядке.
Примененная к нему мера дисциплинарной ответственности в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка, обстоятельствам, при которых он был совершен, и его последствиям (ст.192 ТК РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», ст.46 (ч.1) Конституции Российской Федерации, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст.6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст.14 (п.1) Международного пакта о гражданских и политических правах). За время службы в уголовно-исполнительной системе он награжден ведомственными медалями и неоднократно поощрялся руководством учреждения, не снятых дисциплинарных взысканий не имеет.
На основании изложенного просил признать приказ УФСИН России по Пензенской области от 10.06.2015 №91-к о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы по п. «к» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ незаконным, восстановить на службе в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области», взыскать денежное довольствие за период вынужденного прогула (с 11.06.2015 до дня восстановления на работе).
Октябрьский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание, что служебная проверка в отношении него проведена в отсутствие приказа о ее назначении, единолично ФИО1, а не в составе комиссии, результаты проверки также оформлены не в соответствии с Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Проверка проведена в порядке, определяющем взыскание за коррупционные правонарушения, тогда как он был уволен за грубое нарушение служебной дисциплины. При увольнении по основанию, указанному в п. «к» ст.58 Положения, он не был аттестован в установленном порядке. Взыскание в виде увольнения со службы не соответствует тяжести совершенного проступка.
Полагает также, что допущенные им нарушения следует квалифицировать по ст.38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, при избрании вида ответственности за которые учитываются характер совершенного правонарушения, его тяжесть, предшествующие результаты исполнения сотрудником обязанностей и иные критерии.
Кроме того, указывает, что работодатель пропустил срок наложения дисциплинарного взыскания за совершение им правонарушения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 22.09.2015 решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29.07.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 – без удовлетворения.
Постановлением президиума Пензенского областного суда от 25.02.2016 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 22.09.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции от ФИО2 поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых он ссылается на то, что приказом ФСИН России от 28.01.2015 №39 были внесены изменения в приказ ФСИН России от 31.08.2009 №372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и из перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе исключены все должности, относящиеся к младшему начальствующему составу, которую он занимал до увольнения. Начало действия новой редакции приказа – 15.03.2015, т.е. с указанной даты представлять вышеуказанные сведения обязаны сотрудники уголовно-исполнительной системы, состоящие на должностях только среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Таким образом, в соответствии с новой редакцией приказа ФСИН России от 31.08.2009 №372 он как сотрудник уголовно-исполнительной системы, относящийся к младшему начальствующему составу, не обязан был в 2015 году (до 30.04.2015) представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей, в связи с чем в его действиях отсутствует нарушение, которое могло быть послужить основанием для увольнения его со службы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд признал установленным и исходил из того, что увольнение ФИО2 со службы из уголовно-исполнительной системы за грубое нарушение служебной дисциплины, каковым является непредставление сотрудником сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является правомерным, произведено с соблюдением требований законодательства, а потому оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула не имеется.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются обоснованными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона и нормативно-правовых актов, правильно примененных судом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 с 1998 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, с 03.04.2015 – в должности младшего инспектора 2 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области». 03.04.2015 между сторонами заключен контракт сроком до 01.03.2016.
05.06.2015 УФСИН России по Пензенской области издан приказ №91-к о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в непредставлении в срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей, в виде увольнения со службы из уголовно-исполнительной системы.
Приказом по ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области» от 10.06.2015 №38-к ФИО2 уволен из уголовно-исполнительной системы по основаниям, предусмотренным п. «к» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента РФ от 18.05.2009 №559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, пунктом 5 которого установлено, что государственный служащий обязан представлять ежегодно сведения о доходах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В соответствии с пп. «б» п.3 указанного Положения сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.
Согласно п.15 Положения в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 31.08.2009 №372 во исполнение вышеназванных Федерального закона и Указа Президента РФ утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как установлено судом, ФИО2, являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, обязанным предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного года, в установленный срок – до 30.04.2015 не представил сведения о своих, супруги и несовершеннолетних детей доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением по материалам служебной проверки по указанному факту от 03.06.2015, актом аттестационной комиссии и не отрицалось самим истцом в ходе служебной проверки и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
В соответствии с п. «к» ст.34 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, действие которого Федеральным законом от 21.07.1998 №117-ФЗ распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является грубым дисциплинарным проступком.
Согласно п. «к» ст.58 вышеназванного Положения за грубое нарушение служебной дисциплины сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы.
С учетом изложенного действия истца по непредставлению в установленный срок (до 30.04.2015) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей за 2014 год обоснованно были расценены ответчиком как грубое нарушение служебной дисциплины, влекущее за собой увольнение из уголовно-исполнительной системы.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о том, что допущенное им нарушение следует квалифицировать по ст.38.2 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, не свидетельствуют о незаконности его увольнения со службы.
Действительно, пункт «б» ст.38.2 Положения о службе в органах внутренних дел предусматривает возможность увольнения сотрудника в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Однако наличие указанного выше основания для увольнения не исключало право работодателя на увольнение ФИО2 по основанию грубого нарушения служебной дисциплины по п. «к» ст.58 Положения, к которым в силу п. «к» ст.34 Положения отнесено непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о несоблюдении ответчиком порядка его увольнения со службы и нарушения сроков применения дисциплинарного взыскания также подлежат отклонению как необоснованные.
Статьей 39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ предусмотрено, что до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки.
В соответствии с п.16 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, информации, являющейся основанием для ее назначения, и завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки.
Согласно ст.17 Положения о службе в органах внутренних дел РФ в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям проводится аттестация.
Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по основаниям, указанным в «и», «к», «л» статьи 58 настоящего Положения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, рапорт о факте непредставления ФИО2 в срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера поступил в УФСИН по Пензенской области 29.05.2015, в тот же день назначена служебная проверка, 03.06.2015 подготовлено заключение по результатам служебной проверки по факту нарушения истцом требований Указа Президента РФ от 18.05.2009 №559. Объективность выводов служебной проверки подтверждена исследованными судом доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ.
04.06.2015 аттестационной комиссией принято решение ходатайствовать перед начальником УФСИН России по Пензенской области об увольнении ФИО2 из органов уголовно-исполнительной системы по п. «к» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ за грубое нарушение служебной дисциплины.
10.06.2015 ФКУ «Колония-поселение №12 УФСИН по Пензенской области» издан приказ об увольнении ФИО2 со службы на основании приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности от 05.06.2015, заключения служебной проверки от 03.06.2015, аттестации и решения аттестационной комиссии от 04.06.2015, истец с указанными документами ознакомлен под роспись.
До наложения дисциплинарного взыскания 03.06.2015 у ФИО2 истребовано письменное объяснение, копия которого приобщена к материалам дела.
При таких обстоятельствах вывод суда о соблюдении работодателем порядка и сроков применения к ФИО2 дисциплинарного взыскания в виде увольнения является обоснованным.
Доводы ФИО2 о несоответствии примененного взыскания тяжести совершенного проступка проверялись судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апеллянта о том, что в связи с внесением изменений Приказом ФСИН России от 28.01.2015 №39 в Приказ ФСИН России от 31.08.2009 №372 занимаемая им до увольнения должность младшего начальствующего состава была исключена из перечня лиц, обязанных представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей, в связи с чем он не обязан был в 2015 году (до 30.04.2015) представлять соответствующие сведения, что, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для увольнения его со службы, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм права.
Действительно, приказом ФСИН России от 28.01.2015 №39 были внесены изменения в перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом ФСИН России от 31.08.2009 №372, и младший начальствующий состав был исключен из указанного перечня.
Однако пунктом 2 Указа Президента РФ от 18.05.2009 №559, которым определен порядок представления федеральными государственными служащими сведений о доходах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, установлено, что обязанность представлять указанные сведения возлагается на федерального государственного служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557 (пп. «б»).
Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в разделе III которого указаны должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, замещение которых связано с коррупционными рисками, и постановлено руководителям федеральных государственных органов до 01.09.2009 утвердить в соответствии с разделом III перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение данного Указа Президента РФ и был принят приказ ФСИН России от 31.08.2009 №372, в который внесены изменения приказом от 28.01.2015 №39.
Пунктом 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 (в редакции от 14.10.2014) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Приказ ФСИН России от 28.01.2015 №39 о внесении изменений в перечень должностей, утвержденный приказом ФСИН России от 31.08.2009 №372, вступил в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru с 15.03.2015, поскольку иной порядок его вступления в силу не установлен, поэтому утвержденный им перечень должностей федеральных государственных служащих может применяться только к отношениям по представлению ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2015 год, поскольку в такой редакции перечень на конец отчетного периода – 31.12.2014 не действовал, и обратная сила ему приказом ФСИН Росси от 28.01.2015 №39 не придана.
Исходя из положений приведенных выше нормативно-правовых актов в их взаимосвязи судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку занимаемая истцом на момент увольнения должность младшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы по состоянию на 31.12.2014 (последний день отчетного года, за который предоставляются сведения) была включена в перечень должностей, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, то ФИО2 обязан был в срок до 30.04.2015 представить соответствующие сведения за 2014 год, который являлся отчетным.
Таким образом, при привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей за 2014 год ответчик правомерно руководствовался приказом ФСИН России от 31.08.2009 №372, в который были включены должности младшего начальствующего состава, одну из которых истец занимал по состоянию на 31.12.2014.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом по правилам ст.ст.56, 67 ГПК РФ, либо основаны на ошибочном применении и толковании норм права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основаниями для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи