ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-784/2016 от 14.06.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Куулар В.О. дело № 33-784/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 14 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

судей Дулуша В.В., Сат Л.Б.,

при секретаре Байыр-оол М.Н.,

с участием переводчика Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску Б. к Управлению труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва, Министерству труда и социальной защиты Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, обязании начисления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по апелляционной жалобе Управления труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Б. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, обязании начисления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости. В обоснование иска указав, что на основании Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 24.01.2001 года № 841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03.09.1997 №78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва», решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 17.12.2002 «О ежемесячной доплате к государственной пенсии» ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. Она имеет трудовой стаж в муниципальной службе 27 лет, что является достаточным основанием для возникновения права на назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии. С 1 марта 2013 года в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва № 145 от 04.05.2012 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной службы Республики Тыва» и Решением Хурала представителей муниципального района «Овюрский кожууна РТ» от 20 февраля 2013 года № 43 выплата ежемесячной доплаты была прекращена. Считает, что прекращением выплат доплат к государственной пенсии были нарушены ее конституционные права на достойное пенсионное обеспечение. По общим правилам, изданные нормативные правовые акты не распространяются на правоотношения, которые возникли до вступления его в силу. Просила взыскать задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с 1 марта 2013 года по настоящее время, возложить обязанность возобновить выплату доплат с 1 декабря 2015 года.

Решением суда от 10 декабря 2015 года иск Б. удовлетворен. Суд взыскал Управления труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва в пользу Б. сумму невыплаченной доплаты к пенсии в размере ** руб. ** коп., обязал Управление труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва производить начисление и выплату Б. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости.

Не согласившись с решением суда, ответчик Управление труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указал на то, что изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва, в том числе и Б. Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса РФ, не регулируются гражданским законодательством. Вывод Овюрского районного суда Республики Тыва о том, что в отношении истца применена обратная сила закона и о том, что размер пенсии по выслуге Б. не может быть ниже ранее установленного, нельзя считать правильным.

В судебном заседании апелляционной инстанции истица Б. с апелляционной жалобой не согласилась.

Представитель ответчика – Министерства финансов О., действующая на основании доверенности, с апелляционной жалобой согласилась.

Представители ответчиков - Управления труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва, Министерства труда и социальной защиты Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 42 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, а также ст.ст. 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности и выборные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления, в силу чего муниципальные органы имеют право корректировать правила исчисления доплат к государственной пенсии в зависимости от имеющихся у него финансовых возможностей.

Закон Республики Тыва от 12.01.2000 г. N 389 (ред. от 19.06.2013 г.) "О муниципальной службе» закрепил, что органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования могут устанавливать ежемесячные доплаты, в том числе с учётом стажа муниципальной службы, к пенсионному обеспечению муниципального служащего с использованием средств соответствующего местного бюджета в порядке, определяемом законом Республики Тыва. (статья 23 Закона).

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Следовательно, муниципальное образование вправе при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств муниципальных служащих в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Поскольку доплаты за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких доплат и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальным служащим, в том числе и Б.

Сторонами не оспаривается тот факт, что Б. имеет стаж муниципальной гражданской службы 27 лет, государственные награды Республики Тыва.

На основании решения Хурала представителей Муниципального района «Овюрский кожууна Республики Тыва» от 21 марта 2008 года № 24 (далее – Положение от 21 марта 2008 года № 24) истице назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая 75 % месячного денежного содержания.

Положение от 21 марта 2008 года № 24 утратило силу в связи с утверждением Решением Хурала представителей муниципального района «Овюрский кожууна РТ» – «Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лица, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Овюрского кожууна РТ» от 20 февраля 2013 года № 43 (далее – Положение № 43).

Пунктом 5 Положения № 43 закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа муниципальной службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ.

Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с 1 марта 2013 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с утверждением Положение № 43 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовала.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Б., суд первой инстанции исходил из того, что положения предусматривающие, изменение органами местного самоуправления правил назначения доплаты к трудовым пенсиям и их размера, нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих не должно распространяться на истца, поскольку оно не имеет обратной силы.

С данным выводом судебная коллегия не согласна, поскольку он сделан на неправильном применении норм материального права.

Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и муниципальным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших выборные муниципальные должности, и муниципальных служащих независимо от момента назначения им указанной пенсии.

В контексте изложенного судебная коллегия исходит из того, что применение Положения № 43 в настоящем деле возможно в силу права органов местного самоуправления самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило о том, что старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.

Поскольку Положением № 43 были введены новые критерии, на основании которых сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ, то истец не соответствует данным требованиям.

Исходя из сведений о трудовой пенсии истца, её месячного денежного содержания размер доплаты составил ** руб. ** коп. (** руб. ** коп. оклад по должности + ** руб. квалификационный разряд + 30 % выслуга лет + ** руб. ** коп. особые условия государственной службы + 22 % премии х 2,8 (ограничение по пункту 6 Положения № 43) х 1,4 районный коэффициент х 66 % (45% (основной размер за 20 лет) + 21 % (дополнительный размер за каждый полный год стажа).

По состоянию на 1 марта 2013 года размер трудовой пенсии истца составлял ** руб. ** коп., на 1 апреля 2014 года – ** руб. ** коп., на 1 февраля 2015 года – ** руб.

Таким образом, размер трудовой пенсии истца и доплаты к ней составляет ** руб. (пенсия ** руб. ** коп. + доплата ** руб. ** коп.)

Из справки о заработной плате, представленной Администрацией Овюрского района следует, что размер месячного содержания по ранее занимаемой истцом должности с 1 марта 2013 года по октябрь 2015 года составлял ** руб. ** коп.

75% от размера месячного содержания по ранее занимаемой истцом должности составляет ** руб. ** коп., что не превышает размер трудовой пенсии истца и доплаты к ней.

Поскольку Положение № 43 связывает невозможность выплаты доплаты с превышением 75% от месячного денежного содержания муниципального служащего, а в настоящем деле указанный предел был превышен, то оснований для начисления и выплаты Б. ежемесячной доплаты к пенсии не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента издания Положения № 43 у Управления социальной защиты и трудовых отношений Администрации Овюрского района Республики Тыва имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии.

Положение № 43 утратило силу в связи с утверждением Решением Хурала представителей муниципального района «Овюрский кожууна РТ» – «Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лица, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Овюрского кожууна РТ» от 09 октября 2015 года № 267 (далее – Положение № 267).

Пунктом 5 Положения № 267 предусмотрено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа муниципальной службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Овюрского кожууна РТ.

Таким образом, действующее Положение № 267 также связывает невозможность выплаты доплаты с превышением размера пенсии и доплаты к ней по отношению к 75% от месячного денежного содержания муниципального служащего.

С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 10 декабря 2015 года отменить, вынести по делу новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении иска Б. к Управлению труда и социального развития Администрации муниципального района «Овюрский район» Республики Тыва, Министерству труда и социальной защиты Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, обязании начисления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2016 года.

Председательствующий

Судьи