ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-784/2021 от 03.03.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-784/2021 ч.ж.

Судья: Абрамова С.А.

УИД 68RS0002-01-2021-000015-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дрокиной С.Г.,

при секретаре Симоновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2021 г. частную жалобу представителя Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области на определение судьи Ленинского районного суда города Тамбова от 12 января 2021 года о возврате искового заявления,

у с т а н о в и л а :

Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области как органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, предъявлено в суд исковое заявление к ФИО5 об устранении препятствий в реализации прав в рамках действующего жилищного законодательства РФ, путем обеспечения доступа в ***А по *** сотрудникам Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области для ее обследования на предмет самовольной перепланировки.

Определением судьи Ленинского районного суда города Тамбова от 12 января 2021 года исковое заявление возвращено истцу, в связи с тем, что ч.6 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень заявлений, с которыми орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд. Требования к собственнику жилого помещения в целях обеспечения доступа к помещению в целях его обследования не входят в указанный в статье перечень.

Не согласившись с указанным определением судьи, представитель Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области обратился с частной жалобой на него, просил определение судьи отменить.

Автор жалобы указал, что исходя из буквального толкования п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ Управление вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. В Управление поступило обращение ФИО3, проживающего по адресу: ***А, ***, по вопросу самовольной перепланировки помещения *** указанного дома.

Таким образом, полагает, что их обращение в суд связано с защитой прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

Проверив материалы дела, полагая возможным в порядке ч. 3 ст. 333 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.1 ст.135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.

Возвращая исковое заявление, судья, ссылаясь на положения п.4 ч.1 ст.135 ГПК РФ, исходил из того, что истцу законом не представлено право на предъявление иска к собственнику жилого помещения в целях обеспечения доступа к помещению в целях обследования.

Выводы судьи основаны на неправильном применении норма материального права.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).

Таким образом, вывод судьи о том, что Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области не имело полномочий для предъявления требований об устранении препятствий в реализации прав в рамках действующего жилищного законодательства РФ, путем обеспечения доступа в квартиру ФИО5 сотрудникам Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области для ее обследования на предмет самовольной перепланировки является необоснованным и сделанным в связи с неправильным применением норм материального права.

При таких обстоятельствах определение судьи Ленинского районного суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

о п р е д е л и л :

Определение судьи Ленинского районного суда города Тамбова от 12 января 2021 года о возврате искового заявления отменить, направить материалы в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий