ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-784/2021 от 31.12.9999 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело Председательствующий ФИО2

Апелляционное определение

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО7,

судей ФИО9

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученного денежного содержания, признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Минюста России по <адрес>, в котором просит взыскать с ответчика в его пользу сумму недополученного денежного содержания за 2020 год и признать незаконными действия начальника Управления, выразившиеся в лишении (невыплате) ему в 2020 году премий и (или) выплат стимулирующего характера.

В обоснование исковых требований указано, что истец проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Минюста России по <адрес> с 2009 г. по ДД.ММ.ГГГГ На дату увольнения работал в должности главного специалиста эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Свои должностные обязанности исполнял надлежащим образом и в соответствии с должностным регламентом, однако за 2020 г. ему ни разу не выплатили премию или выплату стимулирующего характера, которые в предыдущие годы всегда выплачивались. Указывает, что действия ответчика нарушают гарантированное ему ст.37 Конституции Российской Федерации право на вознаграждение за труд и требования действующего законодательства.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО6, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, выслушав истца ФИО1, просившего жалобу удовлетворить, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Минюста России по <адрес> и замещал должность главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния на основании приказа отДД.ММ.ГГГГ-лс.

В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как гражданскому служащему, устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере <данные изъяты>. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 60 % этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-м служебный контракт с ФИО1 расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен по инициативе представителя нанимателя за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.

Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, увольнение истца признано незаконным, ФИО1 восстановлен на федеральной государственной гражданской службе в прежней должности.

Указанное обстоятельство установлено на основании пояснения сторон, ими не оспаривается.

Из представленных ответчиком представлений к премированию и приказов о выплате премии за 2020 г. усматривается, что истец в указанном году не премировался.

Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств, условий служебного контракта, заключенного с истцом, применив положения ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также требований Положения о дополнительных и других выплатах федеральным государственным гражданским служащим Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании недополученного денежного содержания за 2020 год и признания незаконными действий, выразившихся в невыплате премий и выплат стимулирующего характера.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в связи со следующим.

Так, положения ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. ч. 1, 2). К дополнительным выплатам относится, в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента и максимальным размером не ограничивается (ч. 5).

Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о дополнительных и других выплатах федеральным государственным гражданским служащим Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов (далее-Положение), действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ, которое определяет порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Согласно пункту 11 Положения премия за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премия) выплачивается за период работы (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) либо за выполнение конкретного особо важного и сложного задания в пределах фонда оплаты труда, установленного Минюсту России на соответствующий год, и максимальными размерами не ограничивается.

Формирование фонда материального стимулирования для выплаты премии за соответствующий период производится главным распорядителем бюджетных средств в пределах имеющейся экономии по фонду оплаты труда.

До каждого руководителя структурного подразделения Минюста России доводится информация о размере общего фонда премирования структурного подразделения Минюста России для принятия решения о премировании и определения конкретных размеров премий гражданских служащих.

В соответствии пунктом 15 Положения решение о выплате премии и ее размере конкретному гражданскому служащему, в периоде, за который производится премирование, оформляется в отношении иных гражданских служащих Минюста России в территориальном органе Минюста России - приказом территориального органа Минюста России по представлениям руководителей структурных подразделений территориального органа Минюста России, согласованным с курирующим заместителем начальника территориального органа.

При определении размера премии гражданских служащих Минюста России учитываются в соответствии с пунктом 12 указанного Положения: качество исполнения гражданским служащим обязанностей, возложенных на него должностным регламентом; инициатива и деловой подход при выполнении установленных должностным регламентом обязанностей; использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию гражданского служащего; несоблюдение установленных сроков выполнения поручений и (или) положений должностного регламента и (или) выполнение их с низким качеством; нарушение служебной дисциплины; применение дисциплинарного взыскания в календарном месяце, за который осуществляется премирование.

Аналогичный порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий установлен приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о выплате надбавок, премий, материальной помощи, единовременного поощрения и иных выплат федеральным государственным гражданским служащим Минюста России и его территориальных органов».

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрено совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

В целях реализации названного Указа Президента РФ ежегодно актами Правительства РФ предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

При этом вопросы, связанные с порядком выплаты гражданским служащим средств за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых органам в целях материального стимулирования гражданских служащих, действующим законодательством не урегулированы. Данные вопросы решаются каждым федеральным государственным органом самостоятельно.

Таким образом, выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплата средств материального стимулирования государственным гражданским служащим Управления Минюста России по <адрес> является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев в отношении каждого гражданского служащего персонально. При этом представитель нанимателя наделен правомочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров в зависимости от пределов фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера и премий.

Между тем, как усматривается из материалов дела, в отношении ФИО1 в 2020 г. не вносились представления к премированию и не принимались решения о премировании в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности, ненадлежащим исполнением поручений работодателя, учитывая объем выполненной им работы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку данный вывод основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Довод апелляционной жалобы о том, что в действиях ответчика усматривается нарушение условий оплаты труда истца судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку указанный довод не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследованных в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В связи с изложенным судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.

Руководствуясь п. 1 ст. 328., ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученного денежного содержания, признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Определение23.08.2021