ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7855 от 23.06.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Бычковская И.С.

Докладчик: Калашникова О.Н. Дело № 33-7855

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Калашниковой О.Н.,

судей: Бугровой Н.М., Чудиновой Т.М.,

при секретаре Назаренко О.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой О.Н. гражданское дело

по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2,

на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 01 апреля 2016 года

по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления,

Требования мотивированы тем, что с 28.08.2007 их семья состоит на учете в администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях в реестре молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.».

23.12.2010 истцы оформили ипотечный кредит на покупку квартиры и приобрели в общую совместную собственность квартиру по адресу ул.Новокировский <...>. Перед приобретением квартиры на условиях ипотечного кредитования, они обратились на официальный сайт администрации Кемеровской области по вопросу разъяснения предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, и им разъяснили, что их семья с 28.08.2007 включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., их очередь 73. Финансирование программы осуществляется из трех уровней бюджетов: федерального, областного и бюджета города. В 2010 г. сертификаты получили 6 семей. В связи с недостаточным финансированием указанной программы обеспечить всех участников одновременно не представляется возможным.

29.12.2015 истцами по почте получена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25.12.2015 № 21, согласно которой, принято решение исключить их семью из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. на основании ч. «а» п.6 Правил (возраст супругов превышает 35 лет). Истцы считают указанное решение незаконным, поскольку принятым решением нарушаются права, которые закреплены в вышеуказанной подпрограмме.

ФИО1, ФИО2 просили суд признать решение органа местного самоуправления – администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа об исключении семьи Т-вых (ФИО2) из списка молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» незаконным, обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа устранить допущенное нарушение, восстановить (ФИО2) семью Т-вых в списках молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», с указанием их очередности №11.

В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 требования поддержали.

Представитель ответчика - администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Петров Д.В., действующий на основании доверенности №1 от 01.02.2016, исковые требования не признал в полном объеме.

Представитель третьего лица - Департамента строительства Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности №7 от 01.10.2015, заявила о необоснованности заявленных требований.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суд Кемеровской области от 01 апреля 2016 года постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят отменить решение Ленинск-Кузнецкого городского суд Кемеровской области от 01 апреля 2016 года как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.

Считают, что нарушены их права, закрепленные в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, поскольку на момент первоначального включения в программу их семья полностью соответствовала предъявленным требованиям, социальные выплаты не были получены по независящим от них причинам.

На апелляционную жалобу представителем Коллегии Администрации Кемеровской области – ФИО3, принесены возражения, в которых она просит решение Ленинск-Кузнецкого городского суд Кемеровской области от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 в Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» внесены изменения, с 09.09.2015 действует федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, предусмотрен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которые являются приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

В силу п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие определенным требованиям, в том числе: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи -участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (п. «а»).

В соответствии с п.24 Правил, орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.27 Правил, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, как следует из названных выше Правил, для участия в подпрограмме молодая семья должна соответствовать ряду требований, в том числе, о возрастном ограничении, установленном п.п. «а» п.6 Правил.

Судом первой инстанции установлено, что 28.08.2007 г. семья Т-вых, состоящая из трех человек, в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако социальная выплата в 2007 - 2010 годах семье Т-вых предоставлена не была.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы прекратила свое действие в 2010 г.

Материалами дела подтверждено, что семья Т-вых была включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год семья Т-вых в количестве 3 человек значилась под № 11 (л.д.99).

18.12.2015 ФИО2 исполнилось 36 лет.

Решением Жилищно-бытовой комиссии от 25.12.2015 семья Т-вых исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. на основании п. «а» ч.6 Правил (возраст супруга ФИО2 превышает 35 лет) (выписка из протокола № 21 от 25.12.2015 г. - л.д.34).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исключения семьи Т-вых из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у семьи Т-вых отсутствует право на государственную поддержку в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, в связи с исполнением ФИО2 36 лет. В этой связи, оспариваемые действия администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа не противоречат действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителей не нарушают.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи заявления семья Т-вых отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении ФИО4 возраста, превышающего 35 лет.

Сам по себе факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение об исключении семьи Т-вых из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. является правомерным.

Требования истцов о восстановлении их семьи в списках молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, с указанием их очередности №11, обоснованно оставлены без удовлетворения, поскольку срок исполнения федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» завершен в 2010 году.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции допущено не было.

При таких обстоятельствах, постановленное решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 327-1, ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий: О.Н. Калашникова

Судьи: Н.М. Бугрова

Т.М. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:

Судья: О.Н.Калашникова