Судья Порфирьева И.В. дело № 33-785/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 19 мая 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Семенове А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2015 года, по которому постановлено иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы:
в календарном исчислении 1:1 с 00.00.00 по 00.00.00 (нахождение на курсах повышения квалификации) в должности палатной медицинской сестры туберкулезного отделения в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, с 00.00.00 по 00.00.00 (нахождение на курсах повышения квалификации) в должности медицинской сестры палатной туберкулезной больницы ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл;
в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев с 00.00.00 по 00.00.00 в должности медицинской сестры палатной в отделении гнойной хирургии в ГБУ Республики Марий Эл «Детская республиканская клиническая больница».
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж ФИО1 периода работы в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца с 00.00.00 по 00.00.00 в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл и назначении пенсии отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле в пользу ФИО1 судебные расходы в размере <...>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - ГУ – УПФ РФ в г.Йошкар-Оле, ответчик), в котором, с учетом уточнения заявленных требований в ходе разбирательства дела, просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении с 00.00.00 по 00.00.00 во время ее работы в должности палатной медицинской сестры туберкулезного отделения в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, с 00.00.00 по 00.00.00 во время ее работы в должности медицинской сестры палатной туберкулезной больницы ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 00.00.00 по 00.00.00 во время ее работы в должности медицинской сестры палатной в отделении гнойной хирургии в ГБУ Республики Марий Эл «Детская республиканская клиническая больница» в льготном исчислении, как один год работы за один год и 6 месяцев, период работы в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения в ГУ – УПФ РФ в г.Йошкар-Оле с заявлением о назначении пенсии – с 00.00.00. В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ – УПФ РФ в г.Йошкар-Оле от 28 августа 2014 года ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения; из ее специального стажа исключены вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и работы должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл, а названный период нахождения в отпуске по беременности и родам зачтен в ее специальный стаж в календарном исчислении. Полагает, что указанное решение пенсионного органа не основано на законе, нарушает ее право на досрочное пенсионное обеспечение. При включении всех спорных периодов в специальный стаж в исчислении, указанном в иске, ей на момент обращения в пенсионный орган выработан 30-летний стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца период работы в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца. Полагает, что решение суда в данной части постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ФИО1ФИО2, поддержавшей жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО1 к ГУ – УПФ РФ в г.Йошкар-Оле о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истца в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца в связи с неправильным применением норм материального права, а в остальной части – оставлению без изменения.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период ее работы в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца, исходил из того, что нормами права, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена возможность включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в порядке, определенном Законом № 173-ФЗ.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 00.00.00 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, в целях назначения трудовой пенсии по старости время прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы приравнивается в данном случае к трудовой деятельности, условия и порядок зачета времени прохождения которой определяются Законом № 173-ФЗ.
Данная правовая норма содержит прямое указание на ее применение в сфере возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии, включая специальные аспекты пенсионного законодательства по досрочному назначению и исчислению пенсий отдельным категориям лиц, перечисленным в статье 27 Закона № 173-ФЗ.
Из дела видно, что ФИО1, работавшая в вышеуказанный спорный период в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл (адрес учреждения: Республика Марий Эл, поселок городского типа Медведево, ...) уволена со службы 19 октября 2005 года, и не приобрела права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (л.д.25).
Наименования должности истца и учреждения, в котором она проходила службу в указанный спорный период, предусмотрены как действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, так и ранее действовавшим Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.
При этом лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подпункт «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781). Аналогичный порядок исчисления таких периодов работы предусматривался и в пункте 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.
При таких обстоятельствах судебная коллегия принимает по делу в данной части новое решение о возложении на ГУ – УПФ РФ в г.Йошкар-Оле обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы ФИО1 в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении (как один год работы за один год и 3 месяца).
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно решению ГУ – УПФ РФ в г.Йошкар-Оле № 683532 от 26 августа 2014 года об отказе в установлении пенсии ФИО1, специальный стаж истца, признанный пенсионным органом, составляет 24 года 1 месяц 17 дней (л.д.8).
Поскольку ФИО1 и при зачете периодов работы, подлежащих включению в ее специальный стаж на основании обжалуемого решения суда и настоящего апелляционного определения, на день обращения в пенсионный орган 00.00.00 не выработала требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию с 00.00.00 не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2015 года отменить в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Марий Эл о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истца в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца.
Принять по делу в данной части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы ФИО1 в должности медицинской сестры палатной туберкулезного отделения Республиканской больницы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл с 00.00.00 по 00.00.00 в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца.
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Клюкина