Судья Терехова-Сидоркина О.В. № 33-7864
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2015 год город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Филатовой В.Ю., Перовой Т.А.,
при секретаре Мичуриной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску Косолапова Н.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании действий незаконными, внесении изменений в схему расположения земельного участка, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 15 июня 2015 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи, объяснения Косолапова Н.А., возражавшего против отмены решения суда, представителя открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» Амельяненко Р.В., полагавшего, что жалоба подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Косолапов Н.А. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов»), комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова (далее КУИ г. Саратова) о признании действий незаконными, внесении изменений в схему расположения земельного участка. В обоснование требований указал, что в ноябре 2014 г. по его обращению от 26 ноября 2013 г. администрацией утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале №
По мнению заявителя, указанная схема утверждена администрацией с нарушением пп. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, 3.3.1, 3.3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», поскольку не указаны даты ее согласования уполномоченными органами. Кроме того, Косолапов Н.А. полагал, что в утвержденной схеме незаконно указано на ограничение в праве пользования земельным участком в связи с наличием охранной зоны магистрального трубопровода, поскольку каких-либо сведений, свидетельствующих об установке охранной зоны и о наличии запретов либо ограничений в пользовании земельным участком, не имеется.
Косолапов Н.А. с учетом уточненных исковых требований просил обязать администрацию МО «Город Саратов» устранить допущенные при согласовании схемы расположения земельного участка нарушения в виде указания ограничений в схеме и исключить пункт «Ограничения в пользовании» в данной схеме.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 15 июня 2015 г. постановлено:
- обязать администрацию МО «Город Саратов» исключить из пункта «Ограничение в пользовании» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале № (заявитель Косолапов Н.А.) указание на наличие ограничения в пользовании земельным участком в соответствии с п. 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД-39-132-94, а также с учетом охранных зон иных инженерных коммуникаций.
- в удовлетворении остальной части требований Косолапова Н.А. отказать.
В апелляционной жалобе администрация МО «Город Саратов» просит отменить решение суда в части удовлетворения требований о возложении на администрацию обязанности исключить из пункта «Ограничения в пользовании» схемы расположения земельного участка, утвержденной по заявлению истца указание на наличие ограничения в пользовании земельным участком и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, указывает, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность ограничения прав на землю актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда в том случае, если устанавливаются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Выражает несогласие с выводом суда о том, что Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденные Министерством топлива и энергетики РФ 30 декабря 1993 г., применяются только в отношении тех объектов, которые построены и введены в эксплуатацию после 01 июля 1994 г. Кроме того, автор жалобы полагает, что принятое судом решение является неисполнимым, поскольку Административным регламентом предоставления муниципальной услуги не предусмотрена процедура внесения изменений (исправлений) в схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В возражениях на апелляционную жалобу Косолапов Н.А. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
ОАО «Саратовнефтегаз» в письменных объяснениях, поступивших в суд полагает, что доводы жалобы администрации МО «Город Саратов» заслуживают внимания.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 3 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав этого лица, его свобод или законных интересов. Защите подлежит нарушенное право.
Статья 13 ГК РФ устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными
ст. 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, действовавшей в момент возникновения рассматриваемых отношений, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на момент возникновения рассматриваемых правоотношений был урегулирован Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО «Город Саратов» от 04 апреля 2012 г. № 475 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (далее - Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции
26 ноября 2013 г. Косолапов Н.А. обратился в администрацию МО «Город Саратов» и КУИ г. Саратова с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 504 кв.м по адресу: <адрес> для целей не связанных со строительством с разрешенным использованием: для ведения садоводства, фактическим использованием: сад.
16 декабря 2013 г. заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку согласно письму ОАО «Саратовнефтегаз»
от 29 октября 2013 г. испрашиваемый земельный участок по координатам находится в охранной зоне нефтепровода СП-2 «Гусельский» - Соколовогорские ГС, а согласно п. 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 30 декабря 1993 г. в охранных зонах трубопроводов запрещается в том числе возводить любые постройки и сооружения, высаживать деревья и кустарники всех видов.
Решением Волжского районного суда г. Саратова по делу № 2-1587/2014 по иску Косолапова Н.А. к администрации МО «Город Саратов», ООО «Саратовское областное бюро кадастровых инженеров», КУИ г. Саратова, комитету по финансам администрации МО «Город Саратов» о признании отказа в утверждении схемы незаконным, признании оказания муниципальной услуги ненадлежащего качества, обязании оформить земельный участок в судебном порядке, признании подготовки топографо-геодезического материала ненадлежащего качества, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда от 12 мая 2014 г., вступившим в законную силу 08 октября 2014 г. указанный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка признан незаконным, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана рассмотреть обращение
от 26 ноября 2013 г.
При рассмотрении указанного дела суд первой инстанции пришел к выводу
об отсутствии доказательств установления охранной зоны нефтепровода
СП-2 «Гусельский» - Соколовогорские ГС в соответствии с установленным порядком регистрации таких зон.
При повторном рассмотрении заявления Косолапова Н.А. администрацией МО «Город Саратов» утверждена схема расположения земельного участка площадью 504 кв.м, с адресным ориентиром: <адрес>, для ведения садоводства. Однако в схему комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» добавлено указание на ограничение в пользовании земельного участка в соответствии с пп. 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 30 декабря 1993 г.
Согласно кадастровому плану территории от 16 мая 2013 г. на
территории кадастрового квартала № установлены: «Охранная зона газораспределительных сетей», учетный №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 21 декабря 2010 г. № Т-146-р.; «Охранная зона магистрального нефтепровода «Соколовая Гора Саратовский НПЗ «Саратов город», учетный номер 64.48.2.70, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. № 9.
По данным, предоставленным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, сведения об охранной зоне объекта добывающей промышленности - нефтепровода Гуселка-Соколовая гора (НСП-2 - Головные сооружения) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями ОАО «Саратовнефтегаз» и не оспорены в суде апелляционной инстанции представителем Амельяненко Р.В.
Представленная в администрацию МО «Город Саратов» схема расположения земельного участка площадью 504 кв.м, с адресным ориентиром: г. Саратов, Соколовогорский жилой район в Волжском районе, изготовленная ООО «Сароблкадастр», содержала указание на наличие установленных на территории кадастрового квартала зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости охранных зон магистрального нефтепровода и иных охранных зон и коммуникаций.
Согласно ч.ч. 1-3, 6,7 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Согласно п. п. 1, 6, 8 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с п.п. 2-4 ст. 2 указанного закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным ОАО «Саратовнефтегаз» в суд апелляционной инстанции, общество является собственником сооружения добывающей промышленности - нефтепровод Гуселка-Соколовая гора (НСП-2-Головные сооружения). Длина нефтепровода составляет 6300 м, год постройки - 1986. Права на него получены в 1986 г. в порядке приватизации. Система промысловых нефтепроводов Гуселского месторождения включена в государственный реестр опасных государственных объектов 17 мая 2004 г. и отнесена к IV классу опасности.
При определении величины охранной зоны данного нефтепровода ответчик руководствовался п. 7.4.1. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 30 декабря 1993 г.
Указанные Правила устанавливают требования к эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов для транспорта нефти, газа и попутно добываемой пластовой воды.
В силу п. 1.2 Правил они не распространяются: на магистральные трубопроводы, независимо от транспортируемого продукта; тепловые сети, линии водоснабжения и канализации; трубопроводы из неметаллических материалов (в том числе бронированные стальными трубами); трубопроводы из чугунных труб; промысловые трубопроводы, транспортирующие среды с содержанием сероводорода, обуславливающим его парциальное давление свыше 10000 Па.
Делая вывод о том, что Правила не применимы к возникшим правоотношениям, поскольку введены в действие через несколько лет после введения в эксплуатацию нефтепровода Гуселка-Соколовая гора (НСП-2 - Головные сооружения), суд указал, что в Правилах изложены основные требования по проектированию, строительству и эксплуатации трубопроводов систем сбора и внутрипромыслового транспорта нефти, газа и воды нефтяных месторождений, дается новая классификация трубопроводов различного назначения, более полно отражающая влияние различных факторов на степень их опасности (п 1.1). Поэтому указанные правила применяются в отношении тех объектов, которые построены и введены в эксплуатацию позднее. Кроме того Правила не регулируют требования к эксплуатации трубопроводов введенных в эксплуатацию в границах населенного пункта.
Указание судом даты введения в эксплуатацию объектов, к которым применяются указанные правила (после 01 июля 1994 г.) не влияет на правильность вывода суда об отсутствии оснований для указания п. 7.4.1. Правил в оспариваемом ограничении.
Поскольку исследуемый нефтепровод находится в границах населенного пункта – г. Саратова определение размера его охранной зоны следует производить в соответствии со СНиП 2.05.13-90 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 09 октября 1990 г. № 83, а также СП 125.13330.2012. Свод правил. Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов. Актуализированная редакция СНиП 2.05.13-90, утвержденными приказом Госстроя России от 25 декабря 2012 г. №106/ГС.
Пункт 11.3 СП 125.13330.2012. предусматривает, что в целях обеспечения сохранности нефтепродуктопровода вдоль его трассы в зависимости от местных условий проектной документацией следует устанавливать охранную зону в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими не менее чем в 5 м от оси нефтепродуктопровода с каждой стороны, а при многотрубной прокладке - от осей крайних нефтепродуктопроводов с каждой стороны.
Судом первой инстанции установлено, что согласно подготовленной схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка площадью 504 кв.м, нефтепровод проложен в зоне действия охранной зоны, размер которой составляет 25 м от оси нефтепровода с каждой стороны. Эти сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции эти обстоятельства сторонами не оспаривались.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что величина охранной зоны нефтепровода Гуселка-Соколовая гора составляет 25 м от оси нефтепровода с каждой стороны.
Правомерен и основан на представленных доказательствах вывод суда о том, что испрашиваемый истцом земельный участок находится за пределами установленной 25 м охранной зоны. Эти обстоятельства подтверждаются ситуационным планом расположения земельного участка (том 1 л.д. 12, 20-21), фрагментом карты градостроительного зонирования с указанием положения формируемого земельного участка площадью 504 кв. м (том 1 л.д. 191).
Таким образом, удовлетворяя исковые требования Косолапова Н.А. об исключении из пункта «Ограничения в пользовании» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале № указания на наличие ограничения в пользовании земельным участком в соответствии с п. 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД-39-132-94, а также с учетом охранных зон иных инженерных коммуникаций, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств с достоверностью свидетельствующих о наложении охранной зоны на площадь испрашиваемого Косолаповым Н.А. земельного участка не представлено.
Учитывая, что администрацией МО «Город Саратов» незаконно в пункт «Ограничения в пользовании» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале № (заявитель Косолапов Н.А.) внесено указание на наличие ограничения в пользовании земельным участком в соответствии с п. 7.4.3 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД-39-132-94, а также с учетом охранных зон иных инженерных коммуникаций, данное указание подлежит исключению.
Доводы жалобы о неисполнимости решения суда в связи с отсутствием в Административном регламенте возможности внесения изменений (исправлений) в выданную и утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не могут повлиять на общие выводы суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменению обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 15 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи