ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7871/19 от 24.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Морозова А.Р. №33-7871/2019

Судья-докладчик Алсыкова Т.Д.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Алсыковой Т.Д.,

судей Шабалиной В.О., Игнатовой Н.В.,

при секретаре Новоселове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудых Георгия Георгиевича, Рудых Никиты Георгиевича к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутскэнергосбыт», областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Облкоммунэнерго» о возложении обязанностей, отмене акта, аннулировании задолженности, компенсации морального вреда, судебных расходов

по апелляционной жалобе Рудых Георгия Георгиевича, Рудых Никиты Георгиевича на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 31 мая 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

обратившись с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Иркутскэнергосбыт», областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Облкоммунэнерго», истцы указали, что являются долевыми собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>

31.05.2017 при проведении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» проверки расчетного периода расчетного прибора учета электрической энергии в указанном выше жилом доме, было выявлена непригодность прибора учета в связи с истечением срока эксплуатации.

В соответствии с актом от 31.05.2017 «О целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка, расположенного на нем надворных построек» были определены помещения, в которых использовалась электроэнергия: жилой дом и баня, которые оборудованы печным отоплением, в соответствии с техническим паспортом. При этом какие-либо электроотопительные установки для обогрева, как бани так и дома не используются.

Для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах с печным отоплением, не оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, введены нормативы потребления коммунальных услуг по электроэнергии в жилом помещении, учитывающие категорию жилого помещения, количество комнат в жилом помещении и количество человек, проживающих в помещении, утвержденные приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2013 № 27-МПР «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области».

Однако ООО «Иркутскэнергосбыт» за период с 31.05.2017 по 05.12.2017 начислил размер оплаты в сумме 16 649 руб. за электрическую энергию, необоснованно применив при начислении оплаты за электроэнергию норматив для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, утвержденными приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 23.08.2016 г. № 90-МПР.

05.12.2017 ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на основании выставленной необоснованной суммы задолженности произвел отключение подачи электроэнергии в принадлежащий истцам жилой дом.

19.02.2018 истцы обратились в ООО «Иркутскэнергосбыт» с просьбой о перерасчете начисленной суммы по оплате за электроэнергию, в связи с отсутствием в доме электроотопительной установки, однако ответчик перерасчет платы не произвел.

Службой Государственного жилищного надзора Иркутской области был составлен акт 11.09.2018, согласно которого установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Фрунзе, 14 отсутствуют электроотопительные установки. Несмотря на это, перерасчет платы не произведен, ответчик игнорирует акт Службы Государственного жилищного надзора Иркутской области.

Истцы полагали, что акт от 31.05.2017 «О целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка, расположенного на нем надворных построек» является незаконным, поскольку, в жилом доме отсутствуют электроотопительные установки, в связи с чем начисление оплаты за потребленную электроэнергию с применением повышающего коэффициента является неправильным.

Кроме того полагали, что ответчики должны были установить срок замены прибора учета электрической энергии, а также предупредить о начислении оплаты за электроэнергию, с применением повышенного коэффициента оплаты.

Рудых Г.Г., Рудых Н.Г. просили суд возложить на ООО «Иркутскэнергосбыт», ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязанность по восстановлению подачи электроэнергии в жилой дом по адресу: г. Усть - Кут, ул. Фрунзе,14 в течение 5 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу; отменить акт «О целях потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек» от 31 мая 2017 г. как незаконный, недействительный на основании ч.1 ст.251 ГПК РФ, ст. 253 ГПК РФ, ст.254 ГПК РФ; аннулировать необоснованно начисленную задолженность по оплате за электроэнергию в размере 16649 рулей, начисленную ООО «Иркутскэнергосбыт» на основании спорного акта «О целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек» от 31 мая 2017 г. за период с 31 мая 2017 г. по 05 декабря 2017 г.; возложить на ООО «Иркутскэнергосбыт» обязанность осуществить начисление платы за потреблённую электроэнергию в жилом доме по улице Фрунзе, 14 в соответствии с подп. «а» п.59 Правил № 354 и в соответствии с нормативами, установленными Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области №27- МПР от 31 мая 2013 года, установленных на 2017 г., из расчёта числа собственников жилого дома и количества комнат в жилом доме; взыскать с ООО «Ирктскэнергосбыт» компенсацию морального вреда в пользу истцов по 500.000 руб., штраф; взыскать с ответчиков в пользу истцов расходы по оплате консультации юриста, подготовке документов для суда посредством распечатки с флэшкарты и ксерокопирования.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований Рудых Г.Г., Рудых Н.Г. отказано.

В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что ответчиком при проверке был составлен акт, в котором было обозначено, что истек срок госпроверки прибора учета, однако в нем не был указан срок замены прибора учета. Также ответчиком был составлен акт о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. При этом жилой дом никогда не отапливался и не отапливается электроотопительной установкой, в доме установлено печное отопление.

Показания свидетеля Моховой Н.В., описанные в решении суда, не соответствуют действительности. После ознакомления с протоколом судебного заседания от 11 и 12 апреля 2019 года, истцами поданы замечания на протокол.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за отчетным (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 и ч. 7 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

П. 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).

Пунктами 2 и 3 ст. 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

В силу п. 1 статьи 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

В силу пунктов 1.2.2, 2.1, 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354). Указанными правилами, в частности, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении, а норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

В силу подпунктов "б", "г", "и" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем; в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Абзацем вторым пункта 42 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Пунктом 20унктом 20 Правил N 354 определены дополнительные условия договора о предоставлении коммунальных услуг в жилой дом (домовладение) в случае отсутствия индивидуального прибора учета: а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии); в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; г) режим водопотребления на полив земельного участка; д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.

Подпунктом "к" пункта 34 Правил N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В части 5 вышеприведенной статьи также указано, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно пункту 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 16.04.2009 N 495-О-О указал, что пункт 2 статьи 543 ГК РФ, предусматривающий общее правило о возложении бремени содержания имущества (энергетических сетей и приборов учета потребляемой энергии) на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено нормативно, не может быть истолкован как освобождающий гражданина от обязанности поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (то есть оборудование, находящееся в собственности абонента), а также от бремени несения расходов по содержанию данного оборудования.

Право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК РФ и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П).

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно пункта 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

На основании пункта 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Пунктом 173 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442) проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является, в том числе, полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки.

Согласно пункту 176 Правил N 442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В соответствии с п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основы 442), для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Согласно абз. 2 п. 142 Основ 442 приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.

В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 6570-96 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии и индукционные» от 13.10.1997г. выпуск счётчиков электрической энергии класса точности 2,5 запрещен с 1 июля 1997 г., при этом решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 и от 12.09.2000 (протокол №12) определено, что указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счётчиками класса точности 2,0.

Согласно п. 6.47.4 ГОСТа 6570-96 межповерочный интервал однофазных счетчиков составляет 16 лет. Согласно п. 6.47.3 ГОСТ 6570-96 средний срок службы - не менее 32 лет.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Рудых Г.Г. и Рудых Н.Г. являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>

Истцы в указанном индивидуальном доме постоянно не проживают, используют его как дачу.

31 мая 2017 г. работниками сетевой организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Моховой Н.В. и Макаровой О.В., составлен акт проверки расчетного прибора учета, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, оснащен прибором учета электрической энергии 1977 г. выпуска, срок госповерки истек, указанный прибор учета считается непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежит замене.

Кроме данного акта, этими же лицами тогда же составлен акт о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме и при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, согласно которого для расчета стоимости и объема потребленной электрической энергии указаны в качестве энергопринимающих устройств истцов – электрическая плита, а также наличие электроотопительной установка (в данном случае наличие обогревателя).

ООО «Иркутсэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, фактически предоставляет электроэнергию потребителям Рудых, о чем свидетельствует открытый лицевой счет, в связи с чем суд пришел к выводу, что отношения между сторонами в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению коммунальным ресурсом по присоединенной сети.

За период с 01 апреля по 05 декабря 2017 г. начисление платы производилось исходя не из показаний прибора учета, а по нормативу потребления коммунальной услуги электроснабжения, поскольку в ходе указанной проверки работниками сетевой компании установлено потребление электрической энергии в указанном жилом доме определяется по показаниям непригодного к эксплуатации прибора учета электрэнергии № А 4582485 тип СО-И446, год выпуска 1977 г., класс точности 2.5; 10-34А.

Суд пришел к выводу, что перерасчет размера платы при таких обстоятельствах произведен быть не может, начисление в данном случае производится в соответствии с п. 42 Правил № 354, согласно которому при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, действия ответчика по начислению задолженности и приостановлению подачи электроэнергии являются законными, поскольку у истцов имелась задолженность по оплате за потребляемую электроэнергию, в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальные услуги, ответчик своевременно уведомил истцов о предстоящем приостановлении подачи электроэнергии и ее причинах.

Судебная коллегия соглашается с решением суда, так как оно принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими всем требованиям закона.

Доводы жалобы, повторяя позицию истцов в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Довод жалобы относительно неверно указанных в протоколах судебных заседаний показаний допрошенных свидетелей подлежит отклонению, поскольку замечания на протоколы были судом рассмотрены в установленном ГПК РФ порядке, оснований для того, чтобы не согласиться с их результатом судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 31 мая 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Т.Д.Алсыкова

Судьи

В.О.Шабалина Н.В.Игнатова