ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-787/2017 от 25.04.2017 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Скуратович С.Г. Дело № 33-787/2017

Докладчик Елина Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,

судей Елиной Т.А., Адушкиной И.В.,

при секретаре Бобровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 апреля 2017 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе истца Бикеева Леонида Борисовича на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 февраля 2017 г.

Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бикеев Л.Б. обратился в суд с иском к Государственному комитету Республики Мордовия по делам юстиции об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания и снятии взыскания.

В обоснование иска указал, что он проходит государственную гражданскую службу на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Республики Мордовия и замещении должности государственной гражданской службы Республики Мордовия в Государственном комитете Республики Мордовия по делам юстиции от <дата> в должности <данные изъяты>. При поступлении на службу им была подана справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, в которой неверно указаны сведения о полученном доходе за указанный период. В связи, с чем на основании протокола заседания комиссии по служебному поведению в отношении него была назначена служебная проверка, по результатам которой приказом <№> от 14 ноября 2016 г. на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Указанный приказ и протокол комиссии считает незаконными, поскольку справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год заполнялась им в качестве претендента на замещение должности гражданской службы при поступлении на службу, что делает невозможным применение в отношении него норм Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и наложение на него взыскания за коррупционное правонарушение, установленное статьей 59.1 указанного закона, так как на момент совершения действия он гражданским служащим не являлся.

Кроме того, представленная им справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была принята 20 марта 2015 г. работником кадровой службы ответчика, соответственного на день наложения взыскания - 14 ноября 2016 г. истек срок привлечения его к ответственности, установленный частью 5 статьи 58, частью 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Каких-либо действий, входящих в состав определения коррупции, отраженной в статье 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», он не совершал. Обоснованность получения им дохода за 2014 год подтверждается справкой о доходах физического лица, которая была приложена к письменным объяснениям, представленным им в отдел кадровой и организационно-правовой работы работодателя и рассмотренная комиссией по служебному поведению, а также работниками отдела кадровой и организационно-правовой работы работодателя при проведении служебной проверки, в связи с чем, по мнению истца в его действиях не усматривается состава и признаков коррупционного правонарушения.

Согласно протоколу заседания и заключению комиссии по результатам служебной проверки, факта злостного и умышленного сокрытия сведений не выявлено, равно как не установлена коррупционная составляющая, наличие личной заинтересованности, конфликта интересов, умышленного сокрытия сведений о доходах.

При принятии решения о привлечении его к ответственности, не учтены характер совершенного проступка, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, предшествующее поведение работника, положительные характеристики о профессиональной деятельности, не учтено, что им не нанесен ущерб государственному органу, его репутации или авторитету.

Кроме того указывает, что в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Республики Мордовия и урегулированию конфликта интересов входит представитель Управления общественной безопасности и противодействия коррупции Администрации Главы Республики Мордовия, однако данный представитель на заседании комиссии отсутствовал. Доля членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, составила 1/5 от общего числа членов, что является нарушением Указа Главы Республики Мордовия № 149-УГ от 16 августа 2010 г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Мордовия и урегулированию конфликта интересов», что не могло не повлиять на принятие объективного и справедливого решения.

С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным наложение на него взыскания в виде замечания и отменить приказ <№> от 14 ноября 2016 г. о наложении взыскания.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 февраля 2017 г. исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Бикеев Л.Б. просит решение суда отменить, указывая, что суд первой инстанции не учел, что действующим законодательством не предусмотрено применение взыскания в виде замечания за действия, совершенные гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы, так как гражданским служащим на момент подачи справки о доходах он не являлся. Считает, что он претендовал на должность государственной службы субъекта Российской Федерации, в связи, с чем нормы Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 и утвержденного Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не применимы.

Апеллянт полагает, что на момент наложения взыскания срок привлечения его к дисциплинарной ответственности истек. В его действиях отсутствует состав и признаки коррупционного правонарушения, так как обоснованность своего дохода за 2014 год он подтвердил справкой о доходах физического лица, приложенной к объяснениям в отдел кадровой и организационно-правовой работы, которые работодатель проигнорировал, а суд не учел данное обстоятельство. Судом не были исследованы несоответствия между выпиской из протокола заседания комиссии и фактическим присутствием на заседании комиссии по служебному поведению четырех представителей работодателя и одного представителя образовательного учреждения, которые не могли принять объективное и справедливое решение (л.д. 165-167).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании истец Бикеев Л.Б. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям и просил решение суда отменить, удовлетворив исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции Гордеева И.А. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом Бикеев Л.Б. претендовал на должность <данные изъяты>, которая относится к государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации, в связи, с чем должен был при поступлении на службу представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством.

20 марта 2015 г. при подаче документов на замещение указанной должности Бикеевым Л.Б. в отдел кадровой и правовой работы Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции была подана справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в размере <данные изъяты> руб. 70 коп. (л.д. 111-120).

Однако, согласно справке о доходах физического лица за 2014 год <№> от <дата> общая сумма дохода Бикеева Л.Б. в 2014 году составила <данные изъяты> руб. 98 коп. (л.д. 28).

Статьей 10 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам» установлена обязанность органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в государственных органах, осуществлять анализ поступающих в соответствии с названным Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведений о доходах гражданских служащих.

В ходе анализа сведений о доходах государственных служащих, в том числе истца, сделанного прокуратурой Республики Мордовия, была выявлена и отражена в представлении от 18 октября 2016 г. недостоверность сведений, указанных Бикеевым Л.Б. в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, как лица претендующего на замещение должности гражданской службы (л.д. 69-70).

24 октября 2016 г. отделом кадровой и организационно-правовой работы Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательств имущественного характера, представленных Бикеевым Л.Б., которой установлено, что <данные изъяты> Бикеев Л.Б. при подаче документов на замещение должности государственной службы, в сведениях о доходах за 2014 год на <данные изъяты> рублей занизил сумму дохода, полученного в <данные изъяты>. Доклад по результатам проведения проверки был направлен в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции и урегулированию конфликта интересов.

25 октября 2016 г. проведено заседание указанной комиссии, по результатам которой установлено, что сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательств имущественного характера за 2014 год, представленные Бикеевым Л.Б. являются недостоверными. Комиссией было рекомендовано Председателю Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции, применить к Бикееву Л.Б. взыскание в виде замечания.

Приказом <№>-л от 14 ноября 2016 г. на <данные изъяты> Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции Бикеева Л.Б. наложено взыскание в виде замечания (л.д. 30).

Довод жалобы о том, что при наложении взыскании не было учтено, что действующим законодательством не предусмотрено применение взыскания в виде замечания за действия, совершенные гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы и то, что гражданским служащим на момент подачи справки о доходах истец не являлся, поэтому в отношении него нормы Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 и Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не применимы, не может повлечь отмену указанного решения суда по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляет гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу.

21 августа 2009 г. Указом Главы Республики Мордовия N 160-УГ утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Мордовия и государственными гражданскими служащими Республики Мордовия сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подпунктом 1 пункта 2 которого предусмотрена обязанность гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункта 3 указанного Положения сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки гражданами - при поступлении на государственную службу.

В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, и государственный служащий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15).

Аналогичная норма закреплена в пункте 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Факт предоставления истцом недостоверных сведений в ходе судебного разбирательства истцом не оспаривался.

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

При наложении взыскания на истца в виде замечания ответчиком был учтен характер совершенного проступка, малозначительность, предшествующее поведение работника, положительные характеристики о профессиональной деятельности.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения истца к ответственности за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе являются необоснованными, поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что недостоверная информация была представлена истцом 20 марта 2015 г. Информация о коррупционном правонарушении, совершенном Бикеевым Л.Б. поступила из Прокуратуры Республики Мордовии в адрес Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции 10 октября 2016 г. (справка) и 19 октября 2016 г. (представление). С 13 октября 2016 г. по 24 октября 2016 г. проводилась проверка начальником отдела кадровой и организационно-правовой работы Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции. 25 октября 2016 г. комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственного комитета Республики рассмотрен материал проверки. Взыскание на Бикеева Л.Б. наложено приказом <№> от 14 ноября 2016 г.

На основании части 3 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» период времени с 13 по 25 октября 2016 г. подлежит исключению из месячного срока, установленного законом для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности. Таким образом, взыскание к Бикееву Л.Б. применено в течение месяца с момента выявления правонарушения.

Доводы жалобы о том, что ошибочное представление сведений о доходах и имуществе в справке за 2014 год не свидетельствует о наличии состава коррупционного правонарушения, а соответственно не указывает на возникновение оснований для привлечения его к ответственности несостоятельно.

Как указано в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по представлению претендентом на замещение должности государственной гражданской службы Республики Мордовия сведений о доходах и имуществе установлена Положением, утвержденным Указом Главы Республики Мордовия N 160-УГ, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Материалами дела достоверно подтверждено и не оспорено сторонами, что такие сведения были истцом искажены, не соответствовали действительности. При таких обстоятельствах, утверждение истца об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности является необоснованным.

Доводы истца на процессуальные нарушения, допущенные в работе комиссии, выразившиеся в том, что доля членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, составила одну пятую от общего числа членов комиссии и о несоответствии между выпиской из протокола заседания комиссии и фактическим присутствием на заседании комиссии по служебному поведению четырех представителей работодателя и одного представителя образовательного учреждения, которые не могли принять объективное и справедливое решение, являются необоснованными.

Приказом Госкомитета Республики Мордовия по делам юстиции от 24 сентября 2010 г. <№> утверждено Положение о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомюста Республики Мордовия и урегулированию конфликта интересов.

Приказом председателя Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции <№> от 16 февраля 2016 г. утвержден персональный состав комиссии, в которую вошли: ФИО14 – заместитель председателя Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции - председатель комиссии; ФИО15 – начальник отдела кадровой и организационно-правовой работы - заместитель председателя комиссии; ФИО16 – главный специалист отдела кадровой и организационно-правовой работы - секретарь комиссии; ФИО17 - заведующая сектором по профилактике коррупционных и иных правонарушений отдела по противодействию коррупции Управления по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции Администрации Главы Республики Мордовия (по согласованию); ФИО18 – заведующий кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Саранске Республики Мордовия (по согласованию); ФИО19 – начальник отдела организационного обеспечения деятельности мировых судей; ФИО20 – секретарь судебного заседания судебного участка <№> Ленинского района г. Саранска.

Согласно пункту 9 Положения о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомюста Республики Мордовия и урегулированию конфликта интересов число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

В силу пункта 12 указанного положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.

Из протокола заседания комиссии следует, что она проведена в составе ФИО21ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26

Таким образом, состав комиссии, являлся правомочным для принятия решения, отсутствие на заседании комиссии ФИО27 по причине ее болезни не влечет признание заседания комиссии неправомочным.

Довод жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено применение взыскания в виде замечания за действия, совершенные гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы, а гражданским служащим на момент подачи справки о доходах истец не являлся, также не состоятелен, так как указанная ответственность предусмотрена пунктом 15 указанного выше Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Мордовия, и государственными гражданскими служащими Республики Мордовия сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Главы Республики Мордовия N 160-УГ, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено. Судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бикеева Леонида Борисовича – без удовлетворения.

Судья-председательствующий В.И. Литюшкин

Судьи И.В. Адушкина

Т.А. Елина