ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-787/2021 от 04.02.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Сингатулина И.Г. Дело № 33-787/2021

УИД 76RS0024-01-2020-000392-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего судьи Семиколенных Т.В.

судей Пискуновой В.А., Абрамовой Н.Н.

при секретаре Масловой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

04 февраля 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля на решение Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 22 сентября 2020 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Пискуновой В.А., судебная коллегия

установила:

Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля обратилась в суд с исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, ООО «УФР», в котором просила признать право муниципальной собственности на малые архитектурные формы: горка (ТИП 29), карусель (ТИП 9), качель (ТИП 10), скамья на ж/б ножках (ТИП 3), расположенных по адресу: <адрес>, отсутствующим; возложить на ООО «УФР» обязанность по поддержанию надлежащего состояния элементов внешнего благоустройства детской площадки: горка, карусель, качель, качель на два сиденья старого образца, урна (2 штуки), лавочки (2 штуки), по указанному адресу.

В обоснование требований указано на то, что в муниципальной собственности находятся жилые помещения - квартиры №, , , , в <адрес>. Полномочия собственника муниципального жилищного фонда осуществляет территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан в рамках долгосрочной целевой программы «Благоустройство дворов на 2012 - 2014 годы», утв. Постановлением мэрии г.Ярославля от 14.10.2011 г. №2729, в границах указанного земельного участка в 2012 г. была оборудована детская площадка с установлением малых архитектурных форм.

Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля от 03.11.2017 г. №6/1646 имущество было отражено в казне города как муниципальная собственность.

Истец полагает, что у КУМИ мэрии г.Ярославля не было правовых оснований для отражения детских площадок в казне города в качестве имущества, находящегося в муниципальной собственности, поскольку целью размещения на территории многоквартирного дома детской площадки являлось улучшение условий проживания собственников помещений в указанном доме. Жители многоквартирного дома фактически используют рассматриваемую детскую площадку как общее имущество собственников квартир многоквартирного дома. Обслуживание многоквартирного дома осуществляет ООО «УФР» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.04.2015 г. В состав общего имущества включен земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Истец считает, что нахождение общего имущества в собственности иных лиц нарушает права собственников МКД по <адрес> по распоряжению указанным имуществом.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, выслушав представителя территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля по доверенности ФИО1, поддержавшую жалобу, представителя ООО «УФР» по доверенности ФИО2, возражавшую против жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что исключение из муниципальной собственности детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов возможно после проведения мероприятий по передаче объектов муниципальной собственности собственникам помещений в многоквартирных домах. Поскольку собственники многоквартирного жилого <адрес> проголосовали против принятия спорных объектов в состав общедомового имущества собственником многоквартирного дома, тем самым выразили свою волю относительно спорных объектов, не имеется правовых оснований для возложения на управляющую организацию обязанности по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту данного имущества.

При этом, суд исходил из установленных по делу обстоятельств о том, что указанное спорное имущество – малые архитектурные формы, приказом председателя КУМИ мэрии г.Ярославля от 03.11.2017 г. №6/1646 включено в реестр муниципального имущества.

Решением муниципалитета г.Ярославля от 23.07.2013 г. №140 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Ярославля.

Исходя из п.3.1 данного Положения муниципальная собственность г.Ярославля формируется по основаниям и в порядке, установленным в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами.

В целях организации единой системы учета, пообъектной регистрации муниципальной собственности, отражения изменений качественных характеристик объектов и своевременного оперативного отражения движения всех видов имущества, находящегося в муниципальной собственности, ведется Реестр муниципального имущества г.Ярославля.

Согласно п.19 указанного Положения право муниципальной собственности прекращается: при отчуждении муниципального имущества; в случае гибели или уничтожения муниципального имущества; путем отказа от права муниципальной собственности; при утрате права муниципальной собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Прекращение права муниципальной собственности путем отказа от права муниципальной собственности допускается в отношении объектов имущества, обладающих в соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ признаками общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах – детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, и оформляется правовым актом уполномоченного структурного подразделения мэрии г.Ярославля.

Внесение записи в Реестр о прекращении права муниципальной собственности осуществляется после проведения в установленном порядке уполномоченным структурным подразделением мэрии г.Ярославля мероприятий по передаче объектов муниципальной собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Распоряжением Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля от 13.10.2016 г. №95 утвержден Порядок взаимодействия по закреплению детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм (МАФ), расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов, за организациями, осуществляющими управление общим имуществом многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов.Территориальные администрации мэрии г.Ярославля осуществляют участие в оформлении актов приема-передачи МАФ в соответствии с данными проведенной инвентаризации, предоставленными организациями, осуществляющими управление общим имуществом многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов, и информацией, представленной МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖАХ» г.Ярославля, подписание актов приема-передачи МАФ.

Организации, осуществляющие управление общим имуществом многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, собственники помещений, осуществляющие непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов, осуществляют: проведение инвентаризации МАФ (с целью определения их технического состояния); подписание актов приема-передачи МАФ; отражение в технической документации (актах весеннего осмотра) многоквартирных домов сведения о составе и состоянии объектов общего имущества, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов (имеющихся элементов благоустройства, МАФ), для планирования работ по их содержанию и ремонту.

Соответственно, исключение из муниципальной собственности дестких игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов возможно после проведения мероприятий по передаче объектов муниципальной собственности собственникам помещений в многоквартирных домах.

Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Органом управления многоквартирным домом в соответствии с ч.1 ст.44 Жилищного кодекса РФ является общее собрание собственников помещений в таком доме.

Согласно п.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти – в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч.4 ст.161 Жилищного кодекса ПФ.

В соответствии с пп. «е» указанных Правил в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные правовые положения, с учетом правовой позиции в п.8 раздела II «Споры, возникающие из обязательственных правоотношений» Обзора Судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 г., суд пришел к обоснованным выводам, что управляющая компания не вправе по собственному усмотрению определять состав общего имущества; состав общего имущества, переданного в управление ООО «УФК», определен в Приложении №1 к договору управления №020 от 01.04.2015 г., заключенного между собственниками помещений многоквартирного <адрес> и ООО «УФК», в котором детское игровое оборудование, установленное органом местного самоуправления во дворе многоквартирного дома, не входит.

Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 09.01.2020 г., инициированного территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля, следует, что по вопросу №3 «Принятие решения о передаче детского игрового оборудования, расположенного на детской площадке, в собственность жителей многоквартирного дома» собственники проголосовали «против».

Соответственно, на управляющую компанию в отсутствие решения собственников помещений многоквартирного дома о принятии в состав общего имущества спорное игровое оборудование, не может быть возложена обязанность по управлению и содержанию данного имущества; а исключение из состава муниципальной собственности детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов, возможен лишь при включении данных объектов в состав общего домового имущества собственников многоквартирного дома.

Кроме того, судом также обоснованно указано в обжалуемом решении, что установленное на детской площадке игровое оборудование в соответствии с п.4.6.1 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных Решением муниципалитета г.Ярославля от 30.01.2004 г. №306, не относится к малых архитектурным формам.

Довод жалобы о том, что спорное имущество обладает признаками общего имущества собственников многоквартирного дома и не отвечает признакам имущества, наличие которых позволяет его включить в состав муниципального имущества города Ярославля, не является основанием для признания права муниципальной собственности отсутствующим; законность приказа от 03.11.2017 г. №6/1646 о включении игрового оборудования в реестр муниципальной собственности не являлась предметом рассмотрения судебного разбирательства.

Не соглашается судебная коллегия и с доводом жалобы о том, что содержание и обслуживание детского игрового оборудования, расположенного на земельном участке многоквартирного дома, включено в состав расходов на содержание придомовой территории.

Из пояснений представителя ответчика, письменного отзыва (л.д.16-27 т.2) следует, что протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 20.02.2015 г. установлен индивидуальный тариф платежа за содержание и ремонт жилья в размере 15,57 руб., который ежегодно с 01 июля индексируется в соответствии с официально установленным процентом инфляции на текущий год. Согласно калькуляции размера платы (л.д.31 т.2) в содержание и уборку придомовой территории не входит содержание, обслуживание и ремонт игрового оборудования детской площадки.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, положения правовых норм, которыми регулируются возникшие правоотношения сторон, применены и истолкованы верно.

Доказательствам, представленным по делу, дана надлежащая оценка, соответствующая требованиям ст.67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловную отмену решения, судом не допущено.

Соответственно, апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи