ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7881/20 от 18.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,

судей Притуленко Е.В.,

Чистяковой Т.И.,

при секретаре Калиниченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску П.П.С. к Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица П.М.П., Р.В.В., Р.А.В., Р.С.В., о признании членами семьи для получения жилищной субсидии,

по апелляционной жалобе П.П.С. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июля 2020 года,

У С Т А Н О В И Л А :

08 июня 2020 года П.П.С. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании членами его семьи матери П.М.П., зятя Р.В.В., а также внучек Р.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Р.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для получения жилищной субсидии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя». Исковые требования мотивированы тем, что на основании Указа Президента РФ П.П.С. обратился к ответчику с заявлением о признании его и членов его семьи участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением. П.П.С., его супруга П.Т.Б. и дочь Р.М.П. Администрацией города Симферополя Республики Крым признаны нуждающимися в жилом помещении, однако мать истца, зять и две малолетние внучки, проживающие с ним, ведущие с ним совместное хозяйство, имеющие общий бюджет, не были признаны членами семьи истца.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований П.П.С. отказано.

Не согласившись с таким решением суда, 04 августа 2020 года П.П.С. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что решение судом первой инстанции принято с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда обстоятельствам дела не соответствуют.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Симферополь не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной повестки-извещения, направленной через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией. В судебное заседание также не явились третьи лица П.М.П. и законный представитель несовершеннолетних детей Р.М.П., в суд обратились с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие. Третье лицо Р.В.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен по телефону +7, о причинах своей неявки суд не известил.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не известивших суд о причинах своей неявки.

Заслушав докладчика, объяснения П.П.С., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований П.П.С., суд первой инстанции исходил из их необоснованности, поскольку признание членом семьи заявителя постоянно проживающих с ним родителей производится органом местного самоуправления во внесудебном порядке по заявлению. П.П.С. с таким заявлением в Администрацию города Симферополя не обращался; зять истца имеет зарегистрированное место жительства в Новгородской области, является трудоспособным, ни он, ни дочь истца родительских прав в отношении малолетних дочерей (внучек истца) не лишены, в связи с чем не имеется правовых оснований для признания их членами семьи истца.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям законодательства.

Так, право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года №016-О, положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции законодателя в порядке развития конституционных требований части 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, предусматривают гарантии в жилищной сфере для военнослужащего и членов его семьи (в том числе достигших совершеннолетия), которые проживают непосредственно с ним. Подобное правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защиты совместно проживающих военнослужащих и членов их семей, т.е. на повышение уровня социальной защиты определенной категории граждан.

В соответствии с абзацем пятым пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 г. №8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба; с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года №384 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее – Порядок).

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что применительно к условиям мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116 членами семьи гражданина - участника мероприятия (заявителя) признаются следующие граждане:

- постоянно проживающие с гражданином - участником мероприятия супруг (супруга), дети и родители заявителя;

- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица, постоянно проживающие совместно с заявителем, если они признаны членами семьи заявителя в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ майор П.П.С. состоял на учете военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту службы в воинской части Симферопольского гарнизона ВМС ВС Украины и КЭО г. Симферополя ВС Украины с составом семьи: П.П.С., жена П.Т.Д., дочь Б.А.А., сын Г.А.А. (л.д.31-34).

На основании решения начальника КЭВ г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГП.П.С. выдан специальный ордер от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия в общежитии по <адрес> размером 39,8 кв.м, с семьей из трех человек: наниматель П.П.С., жена П.Т.Б., дочь П.М.П. (л.д.4).

Постановлением Администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГП.П.С. признан участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 с составом семьи 3 человека: П.П.С., жена П.Т.Б., дочь Р.М.П. (л.д.41-43).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 29.05.2014 г. №8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" упорядочил судебную практику в вопросе обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей жилым помещением, обеспечив преодоление коллизий равнозначных по юридической силе общих и специальных норм права посредством их единообразного применения, указав, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащих, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации, нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ (п. 26).

Из вышеизложенного следует, что для признания внуков бывшего военнослужащего в качестве членов его семьи следует учитывать факты, имеющие правовое значение, а именно: внесение записи о нем в личное дело военнослужащего, что свидетельствует о вселении нанимателем жилого помещения в качестве члена семьи, совместное проживание с момента рождения, нахождение на иждивении деда (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ), а также признание кровного родства (ст. 14 СК РФ).

Материалы гражданского дела не содержат ни единого доказательства тому, что внуков заявителя можно признать членами семьи П.П.С. Из пояснений истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что необходимость в признании членом его семьи зятя Р.В.В. в настоящее время отпала, поскольку супруги Р. находятся в состоянии развода и Р.В.В. с ними не проживает.

Как следует из материалов дела, родителями несовершеннолетних Р.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Р.М.П. – дочь истца П.П.С., и Р.В.В., которые родительских прав в отношении малолетних детей не лишены, являются трудоспособными. В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации на Р.В.В. и Р.М.П. прямо возложена обязанность как родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению супругами Р. своих родительских обязанностей, из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что внуки не могут быть отнесен к членам семьи военнослужащего, и на них соответственно не распространяются права и гарантии, предусмотренные Законом о статусе военнослужащих. Именно такая позиция также высказана Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 25.07.2017 г. №33-КГ17-15.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.П.С. – без удовлетворения.

Председательствующий судья Любобратцева Н.И.

Судьи: Притуленко Е.В.

ФИО1