ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7891/14 от 23.09.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Шишпор Н.Н.

 Судья – докладчик Быкова А.В. По делу № 33-7891/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 23 сентября 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Быковой А.В.,

 судей Сальниковой Н.А. и Николаевой Т.В.,

 при секретаре Березовской Е.В.,

 заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2

 на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилКом» о признании незаконными действий по уклонению от предоставления информации, возложении обязанности представить копии документов, связанных с установкой и допуском в эксплуатацию общедомовых приборов учета, взыскании компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛА:

 В обоснование заявленных требований истцы указали, что в связи с предъявлением управляющей организацией ООО «ЖилКом» платежных документов без расшифровок начисления платы за обслуживание ОДПУ, они направили в адрес управляющей компании письменный запрос-требование от <дата изъята> , в котором просили предоставить в Совет МКД в срок до <дата изъята>  заверенные копии всех документов, связанных с установкой и допуском в эксплуатацию общедомовых приборов учета по дому (заключения и предложения энергоснабжающей организации; сметы на выполнение необходимых ремонтных работ и работ по установке ОДПУ; документы о действительной стоимости ОДПУ; акт допуска ОДПУ в эксплуатацию; решения общего собрания собственников об установке ОДПУ, утверждении смет, о приемке ОДПУ в эксплуатацию и назначении ответственного лица; включении ОДПУ в состав общего имущества и о полномочиях по заключению договоров на обслуживание ОДПУ; договоры с третьими лицами на обслуживание ОДПУ). На указанные требования до сих пор ответ не получен, истребуемые документы не представлены. Действиями ответчика истцам причинен моральный вред, который они оценивают в (данные изъяты).

 Просили суд признать незаконными действия ответчика по уклонению от предоставления информации и документов, подтверждающих время, основания, финансовые затраты по установке в многоквартирном доме <адрес изъят> общедомовых приборов учета потребляемой энергии; обязать ответчика предоставить истцам заверенные копии всех документов, связанных с установкой и допуском в эксплуатацию общедомовых приборов учета по дому <адрес изъят>, а именно: заключения и предложения энергоснабжающей организации; сметы на выполнение необходимых ремонтных работ и работ по установке ОДПУ; документы о действительной стоимости ОДПУ; акт допуска ОДПУ в эксплуатацию; решения общего собрания собственников об установке ОДПУ, утверждении смет, о приемке ОДПУ в эксплуатацию и назначении ответственного лица; включении ОДПУ в состав общего имущества и о полномочиях по заключению договоров на обслуживание ОДПУ; договоры с третьими лицами на обслуживание ОДПУ; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда (данные изъяты).

 Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1 отказано.

 В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 полагают решение суда незаконным, необоснованным, подлежащем отмене.

 В обоснование доводов жалобы указывают, что доводы истцов, основанные на действующем законодательстве, судом не приняты во внимание, а доводы о неправомерности действий управляющей организации опровергнуты в результате ошибочных выводов.

 В решении суда умалчивается, что ответ за (данные изъяты) ответчиком в адрес истцов не направлялся, а был представлен только суду, что дает основания полагать, что указанный ответ составлен задним числом. Кроме того, указанный ответ не является предоставлением хотя бы в копиях документов, необходимых для принятия общим собранием решения о включении общедомового прибора учета в состав общего имущества.

 Ошибочными и противоречащими действующему законодательству являются выводы суда о том, что обязанность по предоставлению копии документов, указанных в предмете иска, на управляющую организацию ЖК РФ и др. не возложена.

 Отказ в предоставлении собственникам помещений документов по установке ОДПУ, для решения вопроса о включении указанного объекта в состав общего имущества и последующей эксплуатации является грубейшим нарушением закона и имущественных прав собственников помещений в многоквартирном доме.

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «ЖилКом» ФИО3 полагает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доклад, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

 При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права.

 В соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

 Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее по тексту Стандарт), устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее по тексту - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

 Под раскрытием информации в указанном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации ( п. 2 Стандарта).

 В соответствии с п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:

 а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

 б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

 в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

 г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

 д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

 е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

 В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

 Согласно п. 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления ( в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

 В силу п. 9.2, 12 Стандарта, в виде копий документов размещаются сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9 (1) Стандарта (применительно к управляющей организации это показатели финансово-хозяйственной деятельности: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)), а также в виде копий документов размещаются сведения о применении мер административного воздействия в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.

 Раскрытие иной информации, в том числе сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, посредством размещения копий документов в сети Интернет, на стендах или направления копий документов по запросам Стандартами не предусмотрено.

 Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилого помещения – <адрес изъят>.

 <дата изъята>  между ООО «Жилищная компания», правопреемником которого является ООО «ЖилКом» и собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес изъят> заключен договор управления многоквартирным домом в соответствии с которым, управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, а собственники обязались вносить платежи.

 Из материалов дела следует, что <дата изъята>  ФИО1 и ФИО2 обратились в ООО «ЖилКом» с требованием-претензией в которой, среди прочего, потребовали предоставить в Совет многоквартирного дома в срок до <дата изъята>  заверенные копии всех документов, связанных с установкой и допуском в эксплуатацию общедомовых приборов учета по дому <адрес изъят>, а именно: заключения и предложения энергоснабжающей организации; сметы на выполнение необходимых ремонтных работ и работ по установке ОДПУ; документы о действительной стоимости ОДПУ; акт допуска ОДПУ в эксплуатацию; решения общего собрания собственников об установке ОДПУ, утверждении смет, о приемке ОДПУ в эксплуатацию и назначении ответственного лица; включении ОДПУ в состав общего имущества и о полномочиях по заключению договоров на обслуживание ОДПУ; договоры с третьими лицами на обслуживание ОПУ.

 Кроме того, суду представлен ответ за (данные изъяты) на имя С-ных, подготовленный ответчиком в ответ на требование-претензию от <дата изъята> .

 В указанном письме даны ответы на поставленные вопросы, в том числе сообщено, что в многоквартирном доме <номер изъят> установлен прибор учета тепловой энергии, что обусловлено требованиями ст. 13 ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации».

 Указано также, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома <адрес изъят> принято решение о приобретении и установке прибора учета тепловой энергии (протокол общего собрания от <дата изъята> ). С данным протоколом предложено ознакомиться в юридическом отделе ООО «ЖилКом» по адресу: <адрес изъят>, предварительно согласовав дату и время по телефону.

 В ответе также указано, что предоставление документов, связанных с установкой и допуском в эксплуатацию общедомовых приборов учета, является невозможным. При этом предложено ознакомиться с интересующими документами в ООО «ЖилКом» по адресу: <адрес изъят>, предварительно согласовав дату и время по телефону, указанному в ответе.

 Из представленной суду выкопировки из журнала ознакомления с документами следует, что <дата изъята>  ФИО2 был ознакомлен с протоколом подсчета голосов собственников по вопросу установки общедомового прибора учета от <дата изъята> ; от предложения ознакомиться с договором (данные изъяты) ФИО2 отказался, что он подтвердил в судебном заседании, сославшись на то, что представленный ему для ознакомления договор на обслуживание прибора учета является объемным документом, в связи с чем он потребовал представить ему копию.

 Разрешая заявленные требования С-ных, суд проанализировав нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, обоснованно исходил из установленных по делу юридически значимых обстоятельств. А именно, установив, что направление письменного ответа истцам на их заявление от <дата изъята>  с ответами на содержащиеся в заявлении вопросы, со ссылкой на возможность ознакомления с запрашиваемой информацией непосредственно в управляющей организации, с соблюдением срока такого направления истцам, а также отсутствие у ответчика обязанности по предоставлению копий документов, содержащих сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у суда оснований для удовлетворения требований истцов.

 Таким образом, поскольку нарушений прав истцов, указанных в иске, судом не установлено, требования о компенсации морального вреда производны от требований истцов о признании незаконными действий ответчика, обоснованными являются выводы суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации истцам морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным относимыми и допустимыми доказательствами, и доводами апелляционных жалоб под сомнение поставлены быть не могут.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда умалчивается, что ответ за (данные изъяты) ответчиком в адрес истцов не направлялся, а представлен только суду, что дает основания полагать, что указанный ответ составлен задним числом, кроме того, указанный ответ не является предоставлением хотя бы в копиях документов, необходимых для принятия общим собранием решения о включении общедомового прибора учета в состав общего имущества, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и служить основанием к отмене судебного постановления. Факт отправки указанного письменного ответа подтвержден представленным суду почтовым реестром отправки писем от <дата изъята> , среди которых указано на отправку корреспонденции по адресу: <адрес изъят> на имя ФИО1 Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению копий документов, указанных в исковом заявлении.

 В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 67 ГПК РФ.

 Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Ангарского городского суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий: А.В. Быкова

 Судьи: Н.А. Сальникова

 Т.В. Николаева