ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7902/2015 от 09.12.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-7902/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Хабаровск 09 декабря 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Т.А. Разуваевой

судей И.В. Сенотрусовой, Н.В. Пестовой

при секретаре М.С. Носаль

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2015 года по гражданскому делу по иску Баталова А.И., Баталовой О.В. к администрации города Хабаровска об обязании организовать проведение обследования жилого помещения, принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения О.В. Баталовой, А.И. Баталова, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Баталов А.И., Баталова О.В. обратились в суд с иском к администрации города Хабаровска об обязании организовать проведение обследования жилого помещения, принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что Баталов А.И. является нанимателем квартиры <адрес>. Баталова О.В. является членом семьи нанимателя. В указанном жилом доме длительное время не проводится капитальный ремонт. По вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания они обращались в городскую межведомственную комиссию. В рассмотрении заявления им было отказано с указанием на то, что межведомственная комиссия рассматривает вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания только в отношении объектов, относящихся к муниципальному жилищному фонду. Считают данный отказ незаконным, поскольку в пункте 2 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 указано, что действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от форм собственности, расположенные на территории РФ. На уровне органов местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным, либо принадлежит гражданам на праве собственности. Законом не предусмотрен иной порядок обследования жилых помещений. Жилое помещение, в котором они проживают, является муниципальным.

Просили суд обязать городскую межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания, организовать проведение обследования жилого дома, расположенного <адрес> и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2015 года исковые требования Баталова А.И., Баталовой О.В. удовлетворены.

На администрацию города Хабаровска возложена обязанность на заседании городской межведомственной комиссии организовать проведение обследования квартиры <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, и принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Не согласившись с решением суда, представитель администрация города Хабаровска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылается на незаконность, необоснованность постановленного судом решения. В обоснование доводов жалобы обращает внимание то, что действующим законодательством на органы местного самоуправления не возложена обязанность принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан. Истцам правомерно было отказано в организации проведения обследования принадлежащего им жилого помещения, так как жилое помещение не является муниципальной собственностью.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Администрации г.Хабаровска, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.

Баталов А.И., Баталова О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации 28 января 2006 года принято Постановление № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии с п.43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным, либо принадлежит гражданам на праве собственности.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, о его пригодности (непригодности) для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировке, о признании дома аварийным и подлежащим сносу либо аварийным и подлежащим реконструкции.

Разрешая спор и удовлетворяя требования суд первой инстанции правомерно исходил из того, что непринятие ответчиком жилого помещения истцов в муниципальную собственность не может ограничивать их права на обследование жилого помещения на заседании городской межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения, принадлежащего истцам на основании договора социального найма непригодным (пригодным) для проживания в установленном законе порядке.

Судебная коллегия соглашается с принятым решением.

С учетом положений ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 5, 8 указанного выше Положения законодательством не предусмотрено иного порядка обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями и признании помещения непригодным (пригодными) для проживания.

Установив, что администрация города Хабаровска, нарушает права истцов, суд обоснованно принял решение о возложении на ответчика обязанности организовать проведение обследования жилого помещения и принять решение о признании жилого помещения, принадлежащего истцам на основании договора социального найма пригодным либо непригодным для дальнейшего проживания в соответствии с Положением от 28.01.2006 г. № 47.

Иное толкование администрацией города Хабаровска норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.

Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на иной, неправильной оценке исследованных судом доказательств, и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2015 года по делу по иску Баталова А.И., Баталовой О.В. к администрации города Хабаровска об обязании организовать проведение обследования жилого помещения, принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи И.В. Сенотрусова

Н.В. Пестова