ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7903/20 от 27.05.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Курищева Л.Ю. 66RS0006-01-2019-005293-51

дело № 33-7903/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 27.05.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Ещенко Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Гринберг Марии Александровны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области- Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты, обязании назначить выплату в связи с рождением первого ребенка,

по апелляционной жалобе истца на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2020 (дело № 2-501/2020).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителя истца по доверенности от 27.02.2019 № 66 АА 5461857 Гринберг Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гринберг М.А. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга, в обоснование требований указав, что 13.12.2019 ответчиком ей отказано в назначении пособия при рождении первого ребенка .... по заявлению от 19.11.2019. Основанием для отказа послужило отсутствие удостоверения штампом «апостиль» свидетельства о рождении ребенка, выданного ОЗАГС г. Торревьехи (Испания). Полагая отказ в назначении пособия неправомерным, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просила:

- признать незаконным решение ответчика от 13.12.2019 № 02-16226 об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка;

- обязать ответчика назначить истцу ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка в размере 89423,13 рублей за период с момента рождения 20.05.2019 по 20.01.2020 включительно;

- взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2020 в удовлетворении исковых требований Гринберг М.А. отказано.

С таким решением не согласилась истец, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указала, что проставление штампа «апостиля» на документах ЗАГС (в свидетельстве о рождении), согласно Соглашению Правительства Российской Федерации и Правительства Испании в форме обмена нотами о взаимном признании свидетельств актов гражданского состояния и об отказе от взимания консульского сбора за истребование таких документов, заключенного в г. Мадрид 24.02.1984, не требуется. Судом при вынесении решения также не учтено, что Договором, заключенным между СССР и Королевством Испании 26.10.1990 в г. Мадриде, вступившим в силу 23.07.1997 и действующим в настоящее время, также обеспечено признание подлинности документов, исходящих от органов власти Испании без необходимости их дополнительного удостоверения (проставления апостиля). Просила решение суда от 06.02.2020 отменить, исковые требования удовлетворить.

Представитель истца по доверенности от 27.02.2019 № 66 АА 5461857 Гринберг Н.А в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области - Управление социальной политики социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга в судебное заседание не явился. Стороны извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда с учетом положения ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь нормами ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Гринберг М.А. является матерью А, ( / / ) года рождения.

19.11.2019 Гринберг М.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка А., ( / / ) г.р. в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Решением Управления социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 13.12.2019 № 02-16226 отказано в рассмотрении заявления Гринберг М.А. о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий рождение ребенка, оформленный в соответствии с п.1 Перечня документов, необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н, а именно представленный регистр актов гражданского состояния Испании, подтверждающий факт рождения ребенка А( / / ) г.р., не удостоверен штампом «апостиль» в соответствии с требованиями Конвенции, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года. Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления ответчиком указано не было.

Впоследствии, а именно 21.01.2020, Гринберг М.А. повторно обратилась к ответчику с аналогичным заявлением, предоставив те же документы, в том числе, документ, выданный компетентным органом иностранного государства, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, удостоверенный штампом «апостиль» 07.01.2020.

Решением Управления социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 30.01.2020 Гринберг М.А. назначена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка А, с 21.01.2020 по 19.05.2020 в сумме 11514 руб., поскольку обращение истца последовало за назначением выплаты через 6 месяцев с момента рождения ребенка. Именно в связи с указанным истец в ходе рассмотрения дела настаивала на удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка в размере 89423 рубля 13 копеек за период с момента рождения 20.05.2019 по 20.01.2020 включительно.

Разрешая заявленные требования относительно законности решения Управления, выраженного в ответе на заявление истца от 13.12.2019 № 02-16226, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 418-ФЗ от 28.12.2017 "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", Федерального закона N 101-ФЗ от 15.07.1995 «О международных договорах Российской Федерации», Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 N 889н, которым утвержден "Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений) необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением первого и (или) второго ребенка", пришел к выводу, что принятое ответчиком решение об отказе Гринберг М.А. в рассмотрении заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по оспариваемому истцом основанию правомерно, поскольку отсутствуют сведения об официальном опубликовании Соглашения в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Правительством Испании о взаимном признании свидетельств актов гражданского состояния и об отказе от взимания консульских сборов за истребование таких документов, заключенного в г. Мадриде 24.02.1984. Отсутствие факта официального опубликования международного договора не позволят осуществлять его применение на территории Российской Федерации.

Оценивая доводы жалобы истца, оспаривающие выводы суда в указанной части со ссылкой на положения Договора между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам, заключенного в г. Мадриде 26.10.1990, судебная коллегия признает их состоятельными, в силу следующего.

Согласно п. п. 1 - 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику). Изменения величины прожиточного минимума до 2-кратной вступили в законную силу с 01.01.2020.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н в перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении выплаты, входят в том числе документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей, свидетельство о рождении ребенка.

В случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее - Конвенция от 5 октября 1961 года), участником которого в том числе является Испания. Перевод документа на русский язык подлежит нотариальному удостоверению в соответствии со ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В абзацах втором и третьем пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов", заключенной в г. Гааге 05.10.1961, СССР присоединился к Конвенции (Постановление ВС СССР от 17.04.1991 N 2119-1), для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 31 мая 1992, каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Согласно ст. 3 Конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя.

При принятии оспариваемого решения судом первой инстанции не учтено, что 26.10.1990 подписан Договор между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам. Договор ратифицирован Федеральным законом от 30.07.1996 N 101-ФЗ, документ официально опубликован в "Собрании законодательства РФ", 02.03.1998, N 9, ст. 1049, в "Бюллетене международных договоров", 1998, N 5.

Согласно ст.ст.14, 15 Договора между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам документы, которые выданы или засвидетельствованы по установленной форме и скреплены официальной печатью компетентного государственного учреждения или должностного лица одной из Договаривающихся Сторон, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения. Это относится также к подписям на документах и подписям, засвидетельствованным по правилам одной из Договаривающихся Сторон.

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официального документа.

В целях применения настоящего Договора каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет в соответствии со своим законодательством другой Договаривающейся Стороне по просьбе документы о регистрации актов гражданского состояния и иные документы, касающиеся личных прав и законных интересов граждан другой Договаривающейся Стороны. Указанные документы направляются другой Договаривающейся Стороне в дипломатическом порядке без перевода и бесплатно.

Принимая во внимание указанные положения Договора между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам, имеющего статус международного договора, ратифицированного в установленном порядке и являющегося действующим на территории Российской Федерации на момент обращения истца с заявлением в Управление социальной политики, последнее не в вправе было требовать дополнительной легализации свидетельства о рождении Гармашова Леона, выданного Отделом записей актов гражданского состояния Торревьехи Королевства Испании, подписанного руководителем учреждения, заверенного гербовой печатью, то есть являющегося официальным документом, заверенным переводом в нотариальном порядке.

Данные выводы не противоречат Конвенции, заключенной в г. Гааге 05.10.1961, а также п.п. «г» п.1 Перечню документов, утвержденному Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н, являющегося по сути отсылочной нормой, приоритет над которой имеют нормы международного законодательства.

Судебная коллегия также отмечает, что нотариально заверенный перевод документа, подтверждающего актовую запись о рождении Гармашова Леона, без проставления апостиля был принят уполномоченным органом при решении вопроса о приобретении ребенком гражданства, что следует из соответствующего штампа на документе от 13.11.2019 (до проставления на нем апостиля).

В связи с указанным судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановленного решения суда об отказе в удовлетворении требований Гринберг М.А. в виду нарушения норм материального права при его вынесении, с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Решение Управления об отказе в назначении Гринберг Марии Александровне ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, оформленное уведомлением от 13.12.2019 № 02-16226, подлежит признанию незаконным.

При этом факт того, что данный ответ не содержит указания именно на отказ Гринберг М.А. в назначении ежемесячной выплаты на ребенка не может лишать гражданина права на своевременное получение определенных законом гарантий, поскольку действия уполномоченных органов в области решения вопроса о предоставлении компенсаций не должны носить исключительно формальный характер, препятствовать реализации права.

Кроме того, поскольку повторное заявление Гринберг М.А. поступило в Управление социальной политики уже по истечении 6 месяцев после рождения ребенка и назначение ежемесячной выплаты было произведено ответчиком с 21.01.2020 года, судебная коллегия полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на Управление обязанности назначить Гринберг М.А. ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка Гармашова Леона, за период с 20.05.2019 по 20.01.2020 включительно в сумме 89423 рубля 13 копеек.

Указанные вывод основан на признании незаконным решения Управления от 13.12.2019, лишившего истца права на своевременное назначение и выплату испрашиваемой выплаты.

Размер суммы выплаты, подлежащей назначению и выплате за период с 20.05.2019 по 20.05.2020, представлен самим ответчиком и признан истцом как обоснованный, что следует из протокола судебного заседания от 06.02.2020.

Иных оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты Гринберг М.А., кроме ненадлежащего удостоверения документа о рождении ребенка, ответчиком в оспариваемом решении, а также в ходе рассмотрения дела не заявлялось. Истец, а также сам несовершеннолетний ребенок являются гражданами Российской Федерации, имеют регистрацию на территории Российской Федерации.

Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, утвержденным Приказом Минтруда России от 04.02.2019 N 55н, в пункте 28, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, которых по материалам дела не установлено.

Кроме того, Управлением социальной политики с 21.01.2020 на основании аналогичного пакета документов было назначено ежемесячное пособие в связи с рождением ребенка в соответствии с положениями Федерального закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ. Без каких-либо истребований дополнительных сведений.

Также в связи с отменой постановленного решения и принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Гринберг М.А., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Управления в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в сумме 450 рублей в порядке ст.ст.98. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Из материалов дела следует, что нарушений, предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2020 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Гринберг Марии Александровны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга удовлетворить.

Признать незаконным решение ТОИОГВ СО Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об отказе в назначении Гринберг Марии Александровне ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, оформленное уведомлением от 13.12.2019 № 02-16226.

Обязать ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга назначить Гринберг Марие Александровне ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка Гармашова Леона, за период с 20.05.2019 по 20.01.2020 включительно в сумме 89423 рубля 13 копеек.

Взыскать с ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в пользу Гринберг Марии Александровны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 450 рублей.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судьи: Т.Л. Редозубовой

А.Е. Зонова