ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7912/2022 от 06.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М., судей: Мотиной И.И.,

Подлесной И.А.,

при секретаре Андрейченко М.С.,

с участием

представителя ответчика Кямилева Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Джагетян Наиры Рубеновны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2022 года,

у с т а н о в и л а:

в январе 2022 года Джагетян Н.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия, мотивируя свои требования тем, что в сообщении от 23.11.2021 исх. № Д-10840-000715/16193-21 органом пенсионного обеспечения ей разъяснено, что в расчет исчисления стажа для назначения пенсии по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включены периоды обучения с 01.09.1975 по 07.06.1980, а также период работы с 01.09.1980 по 21.04.1990. При этом, из подсчета страхового стажа исключены: с 28.09.2001 по 20.08.2003 - работа в Комплексе творческих мастерских учителей ввиду отсутствия подтверждения компетентного органа государства Армении периода работы; с 01.03.2003 по 26.02.2021 - работа в Российско-Армянском (славянском) университете ввиду отсутствия подтверждения компетентного органа Пенсионного фонда государства Армении уплаты страховых взносов. Таким образом, из страхового стажа исключен период работы, длительностью 19 лет 5 месяцев. Однако, согласно Уставу Российско-Армянского (славянского) университета, университет является межгосударственным образовательным учреждением совместного ведения Российской Федерации и Республики Армении, пользуется статусом государственных университетов Российской Федерации и Республики Армении. Университет учрежден в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Армении «Об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского университета» от 29.08.1997. Поскольку университет имеет статус государственного университета не только в Республике Армении, но и в Российской Федерации, исключение периодов работы в данном университете нарушает права Джагетян Н.Р. Кроме того, истец является матерью двух детей, воспитанием которых она занималась не только до достижения ими полуторагодовалого возраста, но и после, в связи с чем Джагетян Н.Р. наделена правом начисления пенсии с учетом увеличения пенсионного коэффициента. Просила признать решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, изложенное в письме от 23.11.2021 № Д-10840-000715/16193- 21 незаконным; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в трудовой стаж периоды ее работы с 28.09.2001 по 30.08.2003, 01.03.2003 по 26.02.2021, и произвести перерасчет пенсии, с учетом указанных периодов, с 26.02.2019.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2022 года исковые требования Шаповалова В.А. удовлетворены частично. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым обязано включить в трудовой стаж Джагетян Н.Р. период работы с 28.09.2001 по 01.01.2002 года и произвести Джагетян Н.Р. перерасчет пенсии с учетом данного периода.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что по представленной справке № от ДД.ММ.ГГГГ невозможно учесть стаж с 01.03.2003 по настоящее время, так как отсутствует подтверждение компетентного органа об уплате страховых взносов.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Судом установлено, что Джагетян Н.Р. 26.02.2019 обратилась в УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения - Управление ПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 26.02.2019 № 190000078280/154688/19 истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 26.02.2019, в размере руб.

Решением органа пенсионного обеспечения от 22.05.2019 № 190000078281/154688/19/В, Джагетян Н.Р. повышен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.

На основании распоряжения о перерасчете размера пенсии от 20.06.2019 № 190000083482, ГУ - Управлением ПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) произведен перерасчет страховой пенсии по старости Джагетян Н.Р., размер пенсии составил 7304,42 руб.

По результатам перерасчета страховой пенсии по старости от 21.12.2021, размер пенсии Джагетян Н.Р. увеличен до руб.

Согласно ответу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 23.11.2021 исх. № Д-10840-000715/16193-21, Джагетян Н.Р. с 26.02.2019 состоит на учете в УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное); по материалам пенсионного дела общий стаж Джагетян Н.Р. составил 11 лет 01 месяц 19 дней; пенсия начислена с учетом заработной платы за период 1985-1990 годов. При этом, из подсчета страхового стажа исключены следующие периоды: с 28.09.2001 по 20.08.2003 ввиду отсутствия подтверждения компетентного органа государства Армении периода работы, с 01.03.2003 ввиду отсутствия данных об уплате страховых взносов. По представленной справке № 178 от 10.04.2019 невозможно учесть стаж с 01.03.2003 по настоящее время, так как отсутствует подтверждение компетентного органа Пенсионного фонда Республики Армении уплаты страховых взносов. Управлением Пенсионного фонда в Симферопольском районе направлялся запрос № 2593/12-18 от 27.02.2019 в Государственную службу социального обеспечения Республики Армении о страховых отчислениях, однако ответ на запрос не поступил.

Удовлетворяя исковые требования Джагетян Н.Р., суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет страховых пенсий гражданам Российской Федерации с 01.01.2015 осуществляется по нормам Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Федерального закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального Закона от 21.07.2014 № 208 - ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения гражданам Российской, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 208-ФЗ), размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действующим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя подлежат перерасчету с 01 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, имеет право проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержавшихся в них сведений.

Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.

Согласно п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполнимой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнениях работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Следовательно, основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника, является трудовая книжка.

Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающие право на пенсионное обеспечение, то страховая пенсия назначается и без истребования дополнительных документов.

Аналогичные нормы содержатся в нормативно-правовых актах, действующих на момент заполнения трудовой книжки.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периода работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральных законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионное страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно трудовой книжке серии ПТ-П № от ДД.ММ.ГГГГ, истец работала с 28.09.2001 по 30.08.2003 преподавателем математики и информатики в «Комплексе творческие мастерские учителей», с 01.03.2003 в Российско-Армянском (славянском) государственном университете.

Записи в трудовой книжке о приеме на работу и увольнении имеют порядковые номера, дату приема, дату увольнения истца, указаны реквизиты приказов работодателя, на основании которых записи внесены в трудовую книжку.

Действительно, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н (действующий в период принятия спорного решения) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим Перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Таким образом, при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Таким образом, период работы истца на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть имевший место до 2002 года, который подтвержден записями в трудовой книжке, не должен подтверждаться справкой компетентных органов соответствующего государства, в связи с чем, оснований к их непринятию у ответчика не имелось.

Поскольку сведений об уплате страховых взносов в период работы истца с 01.03.2003 по 26.02.2021 в Российско-Армянском университете истцом не представлено, исковые требования о включении указанного периода работы в страховой стаж оставлены без удовлетворения.

В качестве подтверждения отчисления страховых взносов в пенсионный фонд Республики Армении Джагетян Н.Р. представлена справка работодателя Российско-Армянского университета от ДД.ММ.ГГГГ № 178, согласно которой Джагетян Н.Р. с 01.03.2003 до 15.08.2016 работала в должности лаборанта кафедры психологии Института гуманитарных наук РАУ на условиях полной ставки по основной работе, с 15.08.2016 была переведена на должность зав. читальным залом библиотеки РАУ на условиях полной ставки по основной работе сроком до 27.08.2018 и с 27.08.2018 по настоящее время работает в должности зав. сектором комплектования библиотека РАУ на условиях полной ставки по основной работе. Джагетян Н.Р. каждый день выплачивается заработная плата, из которой производится социальный платеж в пенсионный фонд Республики Армения.

В соответствии с приказом № 01-07/225 от 26.02.2021, трудовые отношения, заключенные между Российско-Армянским университетом и Джагетян Н.Р., зав. сектором комплектования Библиотеки РАУ, расторгнуты по инициативе работника согласно ч. 1 ст. 112 ТК РА.

Вместе с тем, справка работодателя Российско-Армянского университета от ДД.ММ.ГГГГ № 178 не принята судом первой инстанции как надлежащее и допустимое доказательство отчисления страховых взносов в пенсионный фонд Республики Армении, поскольку согласно п. 16 Указаниям Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1- У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 № 1056), имеются некоторые особенности подтверждения трудового стажа в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из Республики Армении.

В соответствии с Приложением № 2 к данным Указаниям, центральным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в Республике Армении, является Министерство труда и социального обеспечения Республики Армении.

Таким образом, органом, который в соответствии с требованиями законодательства может подтверждать отчисление страховых взносов, является Министерство труда и социального обеспечения Республики Армении. Однако сведения об уплате Джагетян Н.Р. страховых взносов Министерством труда и социального обеспечения Республики Армении не предоставлено.

С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 7 сентября 2022 года.

Судьи: