ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7921 от 28.11.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Забайлович Т.В. Дело № 33-7921

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Дёминой О.В.,

судей Кучминой А.А., Гладченко А.Н.

при секретаре Силенко О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Феникс» об обязании предоставить документы по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 02 августа 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Дёминой О.В., объяснения представителя истца по доверенности ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности ФИО2, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Государственная жилищная инспекция Саратовской области обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) «Управляющая компания «Феникс» об обязании предоставить документы.

В обоснование заявленных требований указало, что в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области поступило обращение гражданина К.Т.А. по вопросу законности повышения ООО «Управляющая компания «Феникс» платы за вывоз ТБО с апреля 2016 года. В рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании распоряжения от <дата> 2017 года № была назначена проверка соблюдения обязательных требований к установлению собственниками помещений платы за жилищные услуги, вывоз ТБО с апреля 2016 года. Для проведения проверки на ООО «Управляющая компания «Феникс» была возложена обязанность предоставить следующие документы: уведомления собственников помещений о проведении общего собрания (реестр, сведения об отправке заказных писем); данные об инициаторе проведения собрания; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очередное, внеочередное, очное, заочное) и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование (установление платы за жилищные услуги (вывоз ТБО)); документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование; сведения об обжаловании решения общего собрания собственников в суд; договор управления многоквартирным домом; сведения о принадлежащих лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; договор на вывоз ТБО, заключенный со специализированной организацией. Однако провести документальную проверку не представилось возможным в связи с не предоставлением ответчиком документов, необходимых для ее проведения. В этой связи с отношении управляющей компании <дата> 2017 года было направлено повторное распоряжение о проведении проверки. Данное распоряжение было получено ответчиком <дата> 2017 года, однако провести проверку вновь не представилось возможным. 12 апреля 2017 года и 04 мая 2017 года в отношении ООО «Управляющая компания «Феникс» были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, истец просил суд обязать ООО «Управляющая компания «Феникс» предоставить в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области: уведомления собственников помещений о проведении общего собрания (реестр, сведения об отправке заказных писем); данные об инициаторе проведения собрания; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очередное, внеочередное, очное, заочное) и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование (установление платы за жилищные услуги (вывоз ТБО)); документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование; сведения об обжаловании решения общего собрания собственников в суд; договор управления многоквартирным домом; сведения о принадлежащих лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; договор на вывоз ТБО, заключенный со специализированной организацией.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 02 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Саратовской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в ч. 1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Согласно ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

Пунктом 6 Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утвержденного Приказом Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 12 января 2010 года № 1 (далее Административный регламент), установлено, что при исполнении государственной функции должностные лица имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

В соответствии с п. 7 Административного регламента при исполнении государственной функции должностные лица обязаны направлять юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям мотивированные запросы с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Инспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжений Государственной жилищной инспекции Саратовской области от <дата> 2017 года № и от <дата> 2017 года № по обращению К.Т.А. назначено проведение внеплановой документарной проверки ООО «Управляющая компания «Феникс», расположенного по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, в части соблюдения обязательных требований к установлению собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. <адрес>, платы по статье «вывоз ТБО» в размере <данные изъяты> руб./чел. с апреля 2016 года.

В целях проведения проверки Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в адрес ответчика почтовыми отправлениями от 08 февраля 2017 года и от 15 марта 2017 года направлены распоряжения о представлении следующих документов: уведомления собственников помещений о проведении общего собрания (реестр, сведения об отправке заказных писем); данные об инициаторе проведения собрания; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (очередное, внеочередное, очное, заочное) и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование (установление платы за жилищные услуги (вывоз ТБО)); документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование; сведения об обжаловании решения общего собрания собственников в суд; договор управления многоквартирным домом; сведения о принадлежащих лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; договор на вывоз ТБО, заключенный со специализированной организацией в установленный в распоряжении срок.

Распоряжением о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица от <дата> 2017 года № был определен срок проведения проверки - 20 рабочих дней.

12 апреля 2017 года в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Саратова от 16 мая 2017 года ООО «Управляющая компания «Феникс» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 20000 руб.

Распоряжением о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица от <дата> 2017 года № был определен срок проведения проверки - 20 рабочих дней.

04 мая 2017 года в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Саратова от 15 июня 2017 года ООО «Управляющая компания «Феникс» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 20000 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств пришел к выводу об отсутствии оснований доля удовлетворения исковых требований, указав, что истцом не представлено доказательств направления ответчику мотивированного письменного запроса об истребовании документов, а также невозможностью определить какие именно протоколы общего собрания собственников помещений и договоры ответчик должен был представить.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 11 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Аналогичные требования содержаться в п.п. 47, 48 Административного регламента.

Документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью руководителя юридического лица или иного уполномоченного им должностного лица.

Таким образом, право Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на истребование от юридических лиц документов, необходимых для осуществления государственного жилищного надзора, предусмотрено положениями ст. 20 ЖК РФ, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 294-ФЗ и Административным регламентом.

В материалах дела содержатся сведения о направлении истцом в адрес ООО «Управляющая компания «Феникс» посредством почтовой связи распоряжений от <дата> 2017 года № и от <дата> 2017 года № .

Данные почтовые отправления получены ответчиком <дата> 2017 года и <дата> 2017 года соответственно.

Выводы суда об отсутствии возможности у ответчика идентифицировать запрашиваемые документы опровергаются материалами дела, поскольку в распоряжениях о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица от <дата> 2017 года № и от <дата> 2017 года № указан перечень истребованных документов, необходимых для проведения проверки, адрес многоквартирного дома, по которому необходимо предоставить информацию, вид тарифа и период.

Учитывая, что ответчиком не были исполнены запросы Государственной жилищной инспекцией Саратовской области о представлении сведений и документов, необходимых для проведения документарной проверки, у истца возникло предусмотренное законом право на обращение в суд с настоящим иском. Таким образом, правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось.

Ссылки ответчика на то обстоятельство, что протоколы общих собраний передаются в органы государственной власти в рамках жилищного надзора, а сведения о принадлежащих собственникам долях в праве общей долевой собственности являются общедоступными, не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения законных распоряжений истца, вынесенных в рамках осуществления государственного жилищного надзора.

Кроме того, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих отсутствие договора на вывоз ТБО либо его изъятия органами полиции, а также невозможность получить второй экземпляр указанного договора у ресурсоснабжающий организации.

Согласно пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекли за собой ошибочный вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований.

По этим основаниям обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции Саратовской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 02 августа 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворить.

Возложить на ООО «Управляющая компания «Феникс» предоставить в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области:

- уведомления собственников помещений о проведении общего собрания (реестр, сведения об отправке заказных писем) многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес>;

- данные об инициаторе проведения собрания;

- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. <адрес> (очередное, внеочередное, очное, заочное) и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование (установление платы за жилищные услуги (вывоз ТБО));

- документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование;

- сведения об обжаловании решения общего собрания собственников в суд;

- договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес>;

- сведения о принадлежащих лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в указанном многоквартирном доме;

- договор на вывоз ТБО, заключенный со специализированной организацией.

Председательствующий

Судьи