Председательствующий: Кириенко И.С. Дело № 33-7927/12
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чукреевой Н.В.
судей областного суда Моисеевой Л.А., Магденко И.Ю.
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании 19 декабря 2012 года дело по апелляционной жалобе Олесик Н.В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 октября 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Олесик Н.В. отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Олесик Н.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области о взыскании невыплаченных сумм.
В обоснование указала, что с 12.10.2009 по 09.06.2012 работала в ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области. В соответствии с трудовым договором ей были установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе единовременное денежное вознаграждение в размере двух должностных окладов согласно приказу ФСИН № 624 от 13.11.2008, выплата премий на основании положения о премировании, утвержденного руководителем учреждения и профсоюзным комитетом в размере четырех окладов в год. Полагала, что ей не в полном размере выплачены премии и иные доплаты и надбавки стимулирующего характера. С учетом уточнения требований просила взыскать с ответчика невыплаченные ей - руб. - квартальная премия за 1 квартал 2009 года, -руб. - материальная помощь за 1 квартал 2009 года, -руб. - квартальные премии за 2010 год, -руб. – материальная помощь за 2010 год, -руб. и - руб. - квартальные премии за 2011 год, -руб. и -руб. - материальная помощь за 2011 год, а всего - руб., а также судебные расходы – - руб., компенсация морального вреда –-руб.
Представитель Олесик Н.В. - Болейко Г.В. требования доверителя поддержал. Полагал, что премии и материальная помощь должны быть ответчиком выплачены независимо от объема финансирования.
Представители ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области Герасимова Е.А., Айтжанова А.С. иск не признали. Указали на пропуск срока исковой давности. Указали, что поскольку выплата премий и материальной помощи в ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области фондом оплаты труда за 2009-2011 годы не была предусмотрена, данные выплаты не производились всем работникам учреждения.
Судом постановлено выше изложенное решение.
В апелляционной жалобе Олесик Н.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при недостаточности денежных средств ответчик должен был обратиться с соответствующим запросом к распорядителю бюджетных средств.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФКУ СИ № 1 Герасимова Е.А., Басгаль Е.М., просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Олесик Н.В. работала в ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области в должности бухгалтера с 12.10.2009. Приказом № 116-лс от 09.06.2012 она была уволена с 13.06.2012 по п. 3 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию).
ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области является федеральным казенным учреждением, находится в ведении ФСИН России, его учредителем является Российская Федерация (п.п. 1.2,1.3, 1.6 Устава ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Омской области).
Обратившись в суд с иском о взыскании премии и материальной помощи, Олесик Н.В. сослалась на то, что ей не в полном размере выплачены единовременные денежные вознаграждения за 2009-2011 годы.
Проверив доводы истца, суд исходил из положений ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ о том, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Применительно к ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Исходя из указанных норм права следует, что премия является стимулирующей выплатой, устанавливается работодателем в целях поощрения работников в зависимости от определенных критериев оценки трудового участия, не является обязательной.
Приказом ФСИН России от 13.11.2008 утверждены: новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы.
Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, определяет порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, устанавливаемых и выплачиваемых гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, выплаты стимулирующего характера производятся гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы в пределах ежегодно утверждаемых в установленном порядке объемов средств на оплату труда.
Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть увеличены (снижены) размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливается положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями (п. 17 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы).
В пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда гражданскому персоналу подразделений уголовно-исполнительной системы может быть оказана материальная помощь (п. 19 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы).
В материалы дела представлен коллективный договор по регулированию социально-трудовых отношений на 2008-2011 годы между работодателем ФГУ ИЗ-55/1 УФСИН России по Омской области и работниками в лице представителя профсоюзного комитета ФГУ ИЗ-55/1 УФСИН России по Омской области, а также дополнения и изменения к нему. Данным коллективным договором, помимо общих положений относительно размеров доплат и надбавок, премий, установлено, что порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работники могут быть лишены премии полностью) устанавливается положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями (п. 4 Положения об оплате труда гражданского персонала Учреждения ФБУ ИЗ-55/1 УФСИН России по Омской области в соответствии с требованиями приказа ФСИН от 13.11.2008г № 624).
Согласно Положению о премировании персонала учреждения за образцовое выполнение служебных обязанностей начисление и выплату премии следует производить в пределах средств, выделенных на денежное довольствие. Премирование персонала СИ-1 за образцовое исполнение служебных обязанностей производится ежеквартально.
Источниками премирования персонала, содержащегося за счет средств федерального бюджета, являются ассигнования, предусмотренные на выплату денежного довольствия сотрудникам в размере до трех окладов денежного содержания и ассигнования на оплату труда (заработную плату) гражданских служащих в размере до четырех должностных окладов (п.п. 1, 2 Положения о премировании персонала учреждения за образцовое выполнение служебных обязанностей).
При недостаточности финансирования, невыполнении всех основных показателей служебной деятельности премия не выплачивается. Решение о снижении размеров премии или лишении персонала учреждения премии оформляется протоколом общего собрания по подведению итогов за квартал и приказом начальника по учреждению (п. 4 Положения о премировании персонала учреждения за образцовое выполнение служебных обязанностей) (л.д. 10).
Судом установлено, что требование о том, что решение о лишении персонала учреждения премии принимается на общем собрании и должно быть оформлено протоколом по подведению итогов за квартал, было соблюдено.
В материалы дела представлены протоколы оперативного совещания при начальнике СИ-1 о премировании вольнонаемного состава учреждения по итогам работы за 4 квартал 2009 года-2012 год (л.д. 214-221), согласно которым было принято решение выплату премии не производить в связи с отсутствием финансирования.
Заключая трудовой договор, Олесик Н.В. согласилась с тем, что выплата премии и материальной помощи будет производиться на основании положения о премировании, что прямо предусмотрено в трудовом договоре.
В судебном заседании представитель ответчика Айтжанова А.С. подтвердила, что квартальная премия не выплачивалась сотрудникам СИ-1 за три года в связи с отсутствием финансирования (л.д. 197 об.).
Установив, что выплата премии и материальной помощи осуществляется работодателем при определенных условиях, а потому не является обязательной, и она не была произведена в связи с недостаточным финансированием, что истцом в судебном заседании не было опровергнуто, суд в правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что при недостаточности денежных средств ответчик должен был обратиться с соответствующим запросом к распорядителю бюджетных средств, отклоняется. Размер стимулирующих выплат определяется в пределах выделенных бюджетных ассигнований на оплату труда и ограничен фондом оплаты труда. Законом не предусмотрена обязанность работодателя обращаться к распорядителю бюджетных средств в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований для стимулирующих выплат.
Постановленное судом решение соответствует требованиям материального и процессуального права. Оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 октября 2012 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу Олесик Н.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: