ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №33-792/2015
г. Уфа 22 января 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
судей: Смирновой О.В.,
ФИО1,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Багиеве Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ИП ФИО2 на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 17 июля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о запрете пользования лесным участком до заключения договора аренды - удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 использовать участки государственного лесного фонда, расположенные в границах муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, до заключения договора аренды лесного участка.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП ФИО2 о запрещении деятельности.
В обоснование иска указал, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения охотпользователями республики требований лесного законодательства на территории Республики Башкортостан, в ходе которой были установлены нарушения со стороны ИП ФИО2, использующего в своей деятельности участки лесного фонда без оформления договора аренды.
Так, между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и ИП ФИО2 заключено охотхозяйственное соглашение от дата №.... Согласно указанному соглашению ИП ФИО2 предоставлено право на пользование охотничьими ресурсами в границах охотничьих угодий, расположенных на территории адрес, а именно: 1) адрес
В ходе проверки установлено, что в границы охотнического угодья входят квартала №..., №..., №... ... участкового лесничества, квартала №..., №..., №... ... участкового лесничества ГБУ РБ ....
Согласно п. 2.4 Соглашения установлено, что расположенные в границах охотничьего угодья земельные и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, обладающими правом предоставления соответствующих земельных и лесных участков, в соответствии с законодательством об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, земельным и лесным законодательством.
Однако до настоящего времени ответчиком не заключен договор аренды участков лесного фонда, что противоречит требованиям ст. 36 Лесного кодекса РФ.
Поскольку земельные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности, то незаконное осуществление ИП ФИО2 деятельности в сфере охотничьего хозяйства нарушает право Российской Федерации как собственника земельного участка – не позволяет ему осуществлять в отношении этого земельного участка правомочия собственника. Кроме того, в отсутствие договора аренды лесных участков и разработанного в соответствии с ним проекта освоения лесов ответчиком не могут быть выполнены противопожарные и санитарные мероприятия, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, жизнь и здоровье.
Просил запретить ИП ФИО2 использовать участки государственного лесного фонда, расположенные в границах муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, до заключения договора аренды лесного участка; установить, что ответчик должен исполнить решение незамедлительно со дня принятия судебного решения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ИП ФИО2 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что судом не учтены переходные положения ФЗ от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым право долгосрочного пользования животным миром, возникшее у охотпользователей на основании соглашения на пользование животным миром в отношении охотнических ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия соглашения. В связи с чем, заключение какого- либо договора аренды участков лесного фонда не требуется.
Представитель ИП ФИО2 – ФИО3, поддержавшая доводы апелляционной жалобы, дополнила их указанием на то, что требование прокурора о понуждении к заключению договора аренды земельных участков лесного фонда в одностороннем порядке не соответствует требованиям закона – п.1 ст. 421 ГК РФ, так как входящие в состав охотнического угодья земельные участки лесного фонда невозможно предоставить в аренду ввиду их отнесения к защитным лесам категории зеленая зона (п.5 ст. 105 Лесного кодекса РФ).
Прокурор Замалетдинова Л.И. в своих объяснениях просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим изменению в части удовлетворения иска прокурора полностью, указания запрета деятельности до заключения договора аренды лесного участка по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение в части удовлетворения иска прокурора полностью, указания запрета деятельности до заключения договора аренды лесного участка не соответствует.
Так, положение Конституции Российской Федерации, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Следовательно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
Соответственно, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в частности, на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования таких ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, определения объема их добычи с учетом экологических, социальных и экономических факторов (статья 2 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об охоте).
В соответствии со статьей 1 Закона об охоте добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.
До вступления в силу Закона об охоте (с 01.04.2010г.) отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995г. №52-ФЗ "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
После вступления в законную силу Закона об охоте, статьей 25 предусмотрен порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, согласно которой для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Таким образом, системный анализ положений лесного законодательства, законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что отсутствие договора о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, исключает возможность осуществления права долгосрочного пользования животным миром на основании одной лишь неаннулированной долгосрочной лицензии на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при наличии у пользователя животным миром как самой лицензии, выданной до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и действующего договора о предоставлении в пользование территории или акватории.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является индивидуальным предпринимателем, о чем дата в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от дата №... Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан дата ИП ФИО2 выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия №...
дата между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и ИП ФИО2 («Охотопользователь») заключено охотхозяйственное соглашение №..., согласно которому охотопользователю предоставлено право на пользование охотничьими ресурсами в границах охотничьих угодий, расположенных на территории адрес, а именно: 1адрес. Площадь охотнического угодья равна ... га.
При этом в п. 2.4 соглашения указано, что расположенные в границах охотничьего угодья земельные и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, обладающими правом предоставления соответствующих земельных и лесных участков, в соответствии с законодательством об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, земельным и лесным законодательством.
Размер арендной платы определяется договорами аренды земельных участков и (или) лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, которые могут заключаться между охотопользователем и органом исполнительной власти (п.5.1. соглашения).
Из сообщения Министерства Лесного хозяйства РБ от дата №... следует, что границы охотничьего угодья, обозначенные в охотхозяйственном соглашении от дата №..., расположены в ... участковом лесничестве, квартала №..., №...,№..., на площади ... га.
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения охотпользователями республики требований лесного законодательства на территории Республики Башкортостан, в ходе которой были установлены нарушения со стороны ИП ФИО2, использующего в своей деятельности указанные выше участки лесного фонда без оформления договора аренды.
В суде первой инстанции ответчик признал исковые требования. Правовые последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, судом ему разъяснены и понятны, о чем в протокол судебного заседания внесена запись.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик неправомерно использует леса для ведения охотничьего хозяйства без проекта освоения лесов, не заключив до настоящего времени договор аренды лесных участков, тем самым нарушая право Российской Федерации, как собственника государственного лесного фонда, на пользование им, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц граждан на благоприятную окружающую среду, жизнь и здоровье.
Судебная коллегия считает выводы суда о запрете деятельности законными и обоснованными, так как специфичность отношений, связанных с использованием охотничьих угодий, выражается в том, что данные отношения регламентированы различными отраслями права с учетом основного свойства данных земель выступать средой обитания животных. Интересы охотничьего хозяйства являются приоритетными по отношению к иным видам интересов.
Охотничьи угодья, находящиеся в государственной собственности, имеют специфический режим, характеризующийся особенностями предоставления земельных и лесных участков в пределах таких угодий в пользование. Предпосылкой возникновения субъективного права пользования охотничьими угодьями, находящимися в государственной собственности, является заключение охотхозяйственного соглашения по результатам аукциона. На основе названного соглашения заключается договор аренды земельного или лесного участка, который вступает в силу с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для того, чтобы начать охотхозяйственную эксплуатацию угодий, необходимо получить их в пользование в натуре. Отвод охотничьих угодий является самостоятельной стадией предоставления охотничьих угодий, подлежащей документированию.Право пользования охотничьими угодьями у граждан возникает в дозволительном порядке при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Поскольку ответчиком осуществляет использование лесов в ... участковом лесничестве в квартале №..., №...,№..., на площади ... га, отнесенных к защитным лесам категории зеленая зона для ведения охотничьего хозяйства с нарушением закона – п.2 ст. 36 и пп.1 п.5 ст. 105 Лесного Кодекса РФ, запрещающей осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в зеленой зоне, то выводы суда о запрете ответчику использования участков государственного лесного фонда, соответствуют требованиям лесного законодательства.
Между тем, суждение суда о запрете использования земельных участков лесного фонда до наступления определенного события – до заключения договора аренды лесного участка, судебная коллегия полагает неправильным, так как участки лесного фонда, отнесенные к зеленой зоне, не подлежат предоставлению в аренду в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части удовлетворения иска прокурора полностью, исключения указания из него на запрет ответчику использовать участки государственного лесного фонда, расположенные в границах муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, до наступления определенного события - до заключения договора аренды лесного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 17 июля 2014 года изменить.
Исковые требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 использовать участки государственного лесного фонда, расположенные в границах муниципального района адрес для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме ... рублей.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи О.В. Смирнова
ФИО1
Справка судья Заманова А.З.