Судья Чернобай Н.Л. | № 33-792/2022 10RS0011-01-2021-018459-35 2-7394/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2022 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Савельевой Н.В., Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Полат И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 г. по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском по тем основаниям, что с 01.01.2007 она работает в ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» и имеет право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникло у нее в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска. Приказом № от 29.10.2020 истец уволена с должности помощника военного комиссара Республики Карелия (по военно-патриотической работе) ввиду проводимых организационно-штатных мероприятий с 30.10.2020. Вновь принята в ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» 01.02.2021 и в настоящее время занимает должность помощника начальника отделения по военно-патриотической работе и работе с ветеранами. В период с 30.10.2020 по 31.01.2021 истец нигде не была трудоустроена, из г. Петрозаводска не выезжала и компенсацией на оплату проезда в отпуск и обратно как пенсионер не пользовалась. С 15.06.2021 по 25.06.2021 истец находилась в очередном ежегодном отпуске за 2021 год, два дня, с 10.06 по 11.06.2021 брала отпуск без сохранения заработной платы для проезда к месту использования отпуска в г. Ялта. Проезд осуществлялся железнодорожным транспортом. При обращении к работодателю за компенсацией оплаты проезда в отпуск и обратно за период 2019-2020 гг. истцу было отказано по мотиву перерыва в трудовой деятельности (увольнение). С таким решением ответчика истец не согласна, просила признать за ней право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в 2021 г. за период 2019-2020 гг., взыскать с ответчика задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере – 24464,40 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» в пользу ФИО1 расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 24464,40 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что право на компенсацию оплаты проезда в 2021 г. за 2020 г. истец не имеет, поскольку была уволена в 2020 году. Выражает несогласие с ценой иска, указывая, что по справке финансово-экономического отделения сумма расходов при удовлетворении иска не могла быть более 22768,40 руб., без учета сервисных услуг.
В письменном отзыве истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 подержала доводы апелляционной жалобы.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала по доводам апелляционной жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Согласно ч. ч. 1,2,5 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 №455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).
В п.2 Правил указано, что работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов.
В соответствии с п.4 Правил право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 утверждены Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах (в редакции до 22.11.2021).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ предусмотрено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации на оплату один раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, но не воспользовавшиеся таким правом в 2020 году в связи с осуществляемыми в 2020 году ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовать это право в 2021 году.
По материалам дела судом установлено, что в период с 01.01.2007 до 29.10.2020 истец работала в ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» в должности помощника начальника отделения (по учету и бронированию), затем помощником военного комиссара Республики Карелия (по военно-патриотической работе).
До увольнения в соответствии с графиком отпусков на 2020 год истец планировала провести отдых в г.Ялта, гостиница «Ялта Интурист», где в период с 31.05.2020 по 11.06.2020 был забронирован номер.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации в регионах был установлен особый порядок передвижения граждан и транспортных средств.
Указом Главы Республики Крым от 17.03.2020 № 63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» на территории Республики Крым был введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17.03.2020 и до особого распоряжения. Приостановлена деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (в том числе детские лагеря, санатории, пансионаты, дома отдыха, палаточные лагеря, гостевые дома, базы отдыха, кемпинги, гостиницы, хостелы), за исключением предоставления мест для временного проживания для граждан, находящихся в служебных командировках. Данные ограничения в Республике Крым для граждан РФ отменены с 01.07.2020.
В связи с введением в Республике Крым ограничительных мер гостиница «Ялта Интурист» отменила бронирование, что подтверждается электронным письмом гостиницы от 10.12.2021.
Приказом от 29.10.2020 № истец была уволена в связи с сокращением штата. С введением нового штатного расписания после проведения в отношении истца соответствующих проверок приказом от 01.02.2021 № она была вновь принята на работу к ответчику по трудовому договору на должность помощника начальника отделения по военно-патриотической работе и работе с ветеранами.
С 15.06.2021 по 25.06.2021 истец находилась в очередном ежегодном отпуске за 2021 год, использовала его в г.Ялта. Проезд осуществлялся железнодорожным транспортом. Однако ответчиком было отказано истцу в компенсации оплаты проезда в отпуск и обратно за период 2019-2020 гг. с указанием на то, что в связи с увольнением право на компенсацию оплаты проезда в отпуск и обратно за 2020 год она утратила.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что истец имела право на компенсацию оплаты проезда в 2019-2020 гг., правом не смогла воспользоваться из-за ограничительных мер в стране, с территории Республики Карелия не выезжала, уволена была не по собственному желанию, а в связи с проводимыми в Учреждении организационно-штатными мероприятиями, принята вновь через три месяца в связи с проведением в отношении нее проверочных мероприятий и в настоящее время продолжает работать в ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и представленным суду доказательствам.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 09.02.2012 №2-П, выявляя правовую природу оплаты проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что применительно к правам пенсионеров по старости и по инвалидности - это разновидность государственной поддержки в виде льготы, носящей компенсаторный характер (определения от 25.12.2003 №509-О и от 02.02.2006 №38-О), а применительно к работающим гражданам - дополнительная гарантия реализации ими своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (Определение от 06.07.2010 №1083-О-О).
Закрепление данной гарантии в законе обусловлено стремлением государства создать для граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов, дополнительные возможности для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий. Возмещая дополнительные расходы, которые им приходится нести вследствие значительной территориальной удаленности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государство, с одной стороны, обеспечивает этим гражданам право на отдых, реализация которого по указанной причине для них затруднена, а с другой стороны, преследует конституционно значимую цель охраны здоровья людей.
Как следует из содержания п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 оно установило порядок реализации права на компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно для лиц, которые не смогли воспользоваться таким правом в 2020 и 2021 годах в связи с осуществляемыми в 2020 и 2021 годах ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
Поскольку истец была уволена ответчиком по сокращению штата в 2020 году, а впоследствии через три месяца вновь принята на работу в 2021 году, ответчик полагал, что истец утратила право на компенсацию за проезд к месту отдыха и обратно за период 2019-2020гг.
Согласно ч. 6 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Из указанной нормы следует, что законодатель фактически связывает невыплату такой компенсации только с неиспользованием работником права на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно по инициативе работника.
Однако как установлено судом первой инстанции за период 2019-2020 гг. истец не смогла в 2020 году воспользоваться правом на такую компенсацию ввиду ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, была уволена по инициативе работодателя 29.10.2020 и вновь принята на работу к ответчику 01.02.2021, тем самым утратив ввиду увольнения по инициативе ответчика возможность переноса права на компенсацию на 2021 год и, как следствие, гарантии государственной поддержки в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
При таком положении дела, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно истца в 2021 году за период 2019-2020гг. вопреки доводам апелляционной жалобы основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы, что оплата стоимости проезда должна быть произведена без учета сервисных услуг, подлежат отклонению.
Пунктом 3 приказа Минтранса России от 09.07.2007 № 89 предусмотрено, что при приобретении проездного документа (билета) пассажиром оплачивается стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности.
В силу пункта 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 №473, при перевозке железнодорожным транспортом пассажирам обеспечивается равный доступ к услугам. Не допускается ограничение оформления проездных документов (билетов) по определенным участкам маршрута движения поезда при отсутствии на данном участке маршрута в период курсирования поезда иного поезда дальнего следования, имеющего в составе вагоны соответствующего типа или класса, без ограничений по продаже проездных документов (билетов) на данном участке маршрута.
Таким образом, стоимость дополнительных сервисных услуг формирует единую стоимость услуги на проезд по железной дороге.
Поскольку п. 5 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455, предусматривает оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства в размере не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда, оснований с учетом вышеприведенных норм для вывода о возможности исключения из стоимости такого проезда стоимости сервисных услуг не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 декабря 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи