Судья Сырчина Т.Ю. Дело № 33-793/2018 27 февраля 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Мартыновой Т.А.
и судей Баталовой С.В., Суркова Д.С.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Яранского районного суда Кировской области от 11 декабря 2017 года, которым постановлено об удовлетворении исковых требований Управления социальной политики администрации г.Норильска к ФИО1 о взыскании денежных средств в виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной политики администрации г.Норильска обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты. В обоснование иска указано, что ФИО1 является получателем мер социальной поддержки как ветеран труда Красноярского края в виде ежемесячной денежной выплаты и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное в городе Норильске. В нарушение положений Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчик после выбытия с территории МО «Город Норильск» в 2013 году и регистрации на территории Кировской области, о данных обстоятельствах истца не уведомил, что привело к переплате субсидий в сумме 42836 руб. 00 коп и ежемесячной денежной выплаты в сумме 9246 руб. 16 коп. в период с 01.05.2013 по 29.02.2016. На основании изложенного, истец просил взыскать с ФИО1 излишне выплаченные денежные средства в виде субсидий отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты в размере 52082 руб. 16 коп.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
С решением суда не согласен ФИО1, в апелляционной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает на то, что надлежащим образом уведомил истца об изменении своего места жительства в устной форме, что подтверждают протоколы закрытия субсидий, согласно которым начисление субсидий прекращено в мае 2013 года. Истцом пропущен срок исковой давности, не доказан факт недобросовестности ответчика в получении и удержании денежных средств. Дело рассмотрено по иску ненадлежащего истца, поскольку субъектом выплаты субсидий является Министерство социальной политики Красноярского края в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края».
В возражениях на жалобу представитель Управления социальной политики Администрации города Норильска ссылается на законность и обоснованность постановленного судом решения и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
В судебном заседании ФИО1 на требованиях и доводах жалобы настаивал.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации по социальной защите населения, в Красноярском крае принят закон Красноярского края № 12-2703 от 10.12.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов», которым установлены меры социальной поддержки ветеранам труда и порядок их предоставления.
Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (здесь и далее в редакции от 27.06.2013) предусмотрено предоставление ветеранам труда субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно пунктам 9, 10 статьи 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 в случае изменения места жительства, места пребывания получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст. 2-10.1 настоящего Закона, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель был снят с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания.
Получатели субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1 настоящего Закона, обязаны сообщать в органы местного самоуправления о наступлении событий, указанных в подпунктах а, б пункта 2 настоящей статьи, которые влекут за собой изменение условий предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и их размеров, в течение одного месяца после наступления указанных событий.
В соответствии с п. 7 постановления Красноярского края № 12-П от 19.01.2010 «О порядке предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан» граждане, которым выплачивается ЕДВ, обязаны сообщать уполномоченному органу об обстоятельствах, влекущих утрату права на ЕДВ, в течение 10 дней с момента наступления этих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 01.09.2009 по 24.04.2013 был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>
С 14.06.2013 ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
С 2011 года истцом ответчику предоставлялись субсидии на оплату коммунальных услуг и выплачивалась ежемесячная денежная выплата как ветерану труда края на счет, открытый ответчиком в Сбербанке России.
При этом, подавая заявление о получении указанных выплат 17.03.2011, ФИО1 был письменно уведомлен об обязанности предоставления в орган социальной защиты населения в установленный срок сведений изменении места жительства (места пребывания), места жительства (пребывания) членов семьи, изменении состава семьи.
Однако после выбытия в 2013 году с территории МО «Город Норильск» на постоянное место жительство в Кировскую область, ФИО1 орган социальной защиты об этом не уведомил. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Истцу об указанных обстоятельствах стало известно лишь 12.02.2016 из справки МУП «РКЦ», в связи с чем 25.02.2016 были оформлены протокол закрытия субсидий на оплату коммунальных услуг и электрической энергии и протокол закрытия ежемесячной денежной выплаты с 24.04.2013. Вопреки доводам жалобы, данные протоколы составлены в 2016 году после получения сведений из МУП «РКЦ», и не свидетельствуют об уведомлении истцом ответчика о смене места жительства в 2013 году.
Оценив фактические обстоятельства дела, применив вышеприведенные правовые нормы, а также положения статьи 1102 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с ФИО1 в пользу истца излишне выплаченных денежных средств в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 42836 руб. и ежемесячной денежной выплаты в сумме 9246,16 руб.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не знал об источнике поступающих на его банковский счет денежных средств, на законность постановленного судом решения не влияют.
Ссылки ФИО1 на отсутствие доказательств его недобросовестности являются несостоятельными, поскольку именно бездействие ответчика повлекло необоснованную выплату ему субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты. Поведение ответчика, получившего указанные выплаты за период с мая 2013 года по февраль 2016 года, при отсутствии права на их получение, о чем ему было достоверно известно, нельзя признать добросовестным.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности был предметом проверки в суде первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку о перемене месте жительства истца ответчику стало известно только в феврале 2016 года, обращение в суд с настоящим иском имело место в октябре 2017 года, то есть в пределах срока исковой давности.
Обоснованно отклонены судом первой инстанции и доводы ответчика о предъявлении иска ненадлежащим истцом.
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» законами субъектов РФ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.
Законом Красноярского края от 09.12.1010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в том числе по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки ветеранам труда края в соответствии с законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», а также назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
В соответствии с постановлением Администрации города Норильска от 18.04.2013 № 149 «Об осуществлении Администрацией города Норильска отдельных государственных полномочий» на Управление социальной политики Администрации города Норильска возложено осуществление переданных исполнительным органам местного самоуправления вышеуказанных государственных полномочий в пределах, установленных законами Красноярского края.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. Новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яранского районного суда Кировской области от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: