ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-793/2018 от 29.05.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Иванова Л.О. дело № 33-793/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 29 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,

при секретаре Артизанове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ее представителя ФИО2 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 марта 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о взыскании пособия на погребение отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее – МВД по Республике Марий Эл) о взыскании пособия на погребение в размере 74749 рублей
38 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере
2442 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3, являвшийся получателем пенсии по линии МВД по Республике Марий Эл, умер <дата> на территории Республики Армения. На обращение к ответчику о выплате пособия на погребение, последним сообщено, что выплатить пособие на погребение не представляется возможным ввиду непредставления справки о смерти ФИО3 установленной формы. Истец полагает данный отказ неправомерным, поскольку представленная ответчику справка о смерти, выданная территориальным отделом Записи актов гражданского состояния Министерства Юстиции Республики Армения, в соответствии со статьей 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой
22 января 1993 года в г. Минске, имеет юридическую силу официального документа на территории Российской Федерации.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 и ее представитель ФИО2 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Настаивают на необоснованности отказа ответчика в выплате ей пособия на погребение умершего супруга, поскольку ею были представлены все необходимые документы. Считают, что выданная территориальным отделом ЕОС ЗАГС Республики Армения справка о регистрации акта смерти по форме № 10 идентична по содержанию справке о смерти по форме № 33 утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274. Ссылаются на то, что судом не дана оценка справке № <...>, выданной атташе консульского отдела посольства Российской Федерации в Республике Армения. Судом не принята во внимание позиция третьего лица - Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

Выслушав объяснения представителя МВД по Республике Марий Эл ФИО4, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с абзацем 1 пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941) в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 21 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года
№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» - Форма № 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер.

Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме № 33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.

Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку Формы № 33 законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО3 состояли в браке с <...>. ФИО3 являлся получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, умер <дата>. Территориальным отделом Записи актов гражданского состояния Министерства Юстиции Республики Армения
5 июля 2017 года выданы свидетельство о смерти и справка о регистрации акта смерти гражданина Республики Армения ФИО3

ФИО1 обратилась в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл с заявлением о выплате пособия на погребение с приложением указанных выше документов, однако письмом от 31 октября 2017 года ей сообщено о невозможности выплатить пособие на погребение в связи с непредоставлением справки о смерти ФИО3 установленной формы.

Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд обоснованно исходил из того, что предоставленные истцом в Центр финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл с заявлением о выплате пособия на погребение документы не могут являться в соответствии с действующим законодательством основанием для назначения и выплаты пособия на погребение.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Вопреки доводу жалобы тот факт, что по форме и содержанию справки, выдаваемые на территории Российской Федерации и территории Республики Армения совпадают, не свидетельствует о соблюдении истцом условий реализации права на получение указанного пособия, так как ни в компетенцию консульского отдела, ни в полномочия суда установление тождественности документов, выданных компетентными органами Российской Федерации и органами других государств не входит.

Доводы жалобы о том, что судом не дана оценка справке
<...>, выданной атташе консульского отдела посольства Российской Федерации в Республике Армения, и не принята во внимание позиция третьего лица - Уполномоченного по правам человека в Республике
Марий Эл признаются несостоятельными, поскольку согласно положениям статей 55, 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ее представителя ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий А.Е.Соснин

Судьи Н.Г.Лелеков

А.А.Ваулин