ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7949/18 от 24.10.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Полупан Г.Ю. Дело № 33-7949/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 24 октября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А.,

судей Быстрова О.В., Киселева Г.В.

с участием секретаря Павловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» по доверенности ФИО1

на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 03 июля 2018 года по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к ФИО2, Обществу с ограниченной ответственностью «Газсервис» о признании свидетельства о поверке недействительным, взыскании суммы задолженности за поставленный природный газ, по докладу судьи Шурловой Л.А.

установила:

Истец обратился в суд с настоящим иском указав, что в филиале ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в г.Пятигорске по адресу:***, открыт лицевой счёт № *** на абонента ФИО2 Между сторонами заключён публичный договор газоснабжения по присоединённой сети.

31.01.2018 года у абонента ФИО2 проведена проверка оборудования, в результате которой выяснилось, что у абонента 20.05.2015 года была проведена поверка прибора учёта МКМ-G6, заводской номер 9293024, выдано свидетельство о поверке ООО «Газсервис». Поверка проведена без демонтажа прибора учёта. В свидетельстве о поверке указано, что счётчик газа поверен в соответствии с ГОСТ 8.324-2002 Счётчики газа. Методика поверки. Использована установка для поверки счётчиков газа «КРАБ-МС». Однако поверка прибора учёта на месте, без демонтажа, не обеспечивает соблюдение ГОСТ 8.324-2002. Следовательно, поверка прибора учёта на месте, без его демонтажа, не обеспечивает соблюдение ГОСТ 8.324-2002, поскольку в качестве рабочей среды необходимо использовать воздух. Так как поверка прибора учёта МКМ-G6, заводской номер 9293024, проведена с нарушением требований законодательства, то результаты поверки и свидетельство о поверке не могут быть признаны действительными, письмом от 10.04.2018 года № 5216-ЕЛ/04 Управление метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии дан ответ, что результаты поверки, полученные с нарушением требований методики поверки, считаются недействительными.

С 01.09.2015 года по 31.03.2018 года абоненту по лицевому счёту начислено за потреблённый газ по утверждённым нормативам потребления газа в размере 198887.42 рублей, образовалась за период с 01.04.2015 года по 31.03.2018 года.

Просили суд признать недействительным свидетельство о поверке ООО «Газсервис» от 20.05.2015 года в отношении счётчика газа МКМ-G6, заводской номер 9293024; взыскать с ФИО2 задолженность за поставленный природный газ с 01.04.2015 года по 30.03.2018 года в сумме 198932,35 рублей; взыскать расходы по уплате государственной пошлины с ФИО2 в размере 5179 рублей, с ООО «Газсервис» в размере 6000 рублей.

Решением Пятигорского районного суда г.Ставрополя от 03.07.2018г. в удовлетворении исковых требований ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к ФИО2, ООО «Газсервис» -отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ФИО1 указывает о несогласии с решением суда со ссылкой на пункт 5.2 ГОСТ 8.324-2002 требования к поверочным установкам и их схемы. Так в приложение А ГОСТа определено, что в качестве рабочей среды следует использовать воздух. Аналогичные условия поверки определены в пункте 8.1 ГОСТ 8.324-2002: «в качестве поверочной среды используют воздух», по пункту 9.3.4 ГОСТ 8.324-2002 должны быть соблюдены определенные требования. Таким образом, поверка прибора учета «на месте» (без демонтажа прибора) не обеспечивает соблюдение ГОСТ 8.324-2002, поверка прибора учета МКМ-G6, заводской номер 9293024, проведена с нарушением требований ГОСТ 8.324-2002, Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а результаты поверки и свидетельство о поверке не могут быть признаны действительными, нарушают требования действующего законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ООО «Газсервис» в лице директора ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебные извещения, направлены судом апелляционной инстанции, лицам, участвующим в деле, о чем в материалах дела имеются отчеты, судебная коллегия полагает возможным с учетом требований ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения ответчика на них, заслушав пояснения представителя истца- ФИО4, поддержавшего доводы жалобы и просившего об ее удовлетворении, представителя ответчика ООО «Газсервис» об отклонении доводов жалобы, как необоснованных, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к их удовлетворению.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Положениями части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, которые вступили в силу 09.08.2008 года (далее - Правила). Правила поставки газа распространяются на всех абонентов, включая тех, которые до 09.08.2008 года пользовались услугами газоснабжения на условиях публичного договора.

Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12).

Истечение срока поверки прибора учета потребления газа в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления в соответствии с п. 32 Правил N 549.

Как установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу:** подключён к системам коммунальной инфраструктуры, в том числе к газопроводу. Абонентом является ФИО2, на которого открыт лицевой счёт № ***. У абонента установлен прибор учёта МКМ-G6, заводской номер 9293024, срок поверки которого истёк в 2015 году, в связи с чем, ФИО2 обратился в ООО «Газсервис» о поверке прибора учёта с выездом к абоненту, выдано свидетельство о поверке прибора учёта МКМ-G6, заводской номер 9293024, от 20 мая 2015 года, с указанием показаний счётчика после поверки – 43754,389 м3. В выданном свидетельстве о поверке, действительном до 19 мая 2025 года, отмечено, что поверка проведена в соответствии с ГОСТ 8.324-2002 Счётчики газа. Методика поверки, с применением эталонов: Установка для поверки счётчиков газа «КРАБ-МС» № Госреестра 20063-05. Имеется поверительное клеймо.

В период с 2015 года по 31 января 2018 года к абоненту ФИО2 для осмотра прибора учёта газа контролеры Общества не приезжали, сведения о нарушении целостности пломб, некорректности работы счётчика отсутствуют и истцом не зафиксированы в установленном порядке. 31 января 2018 года контролёр поставщика ресурса ФИО5 составил акт проверки прибора учёта МКМ-G6, заводской номер 9293024, установленного по данному адресу абонента, где отражено, что поверка прибора учёта газа проведена 20 мая 2015 года, выявленных в ходе проверки замечаний не имеется.

Как установлено судом, поверка газового счётчика ответчика ФИО2 проводилась без снятия его с газопровода, без нарушения целостности пломб с использованием эталонной установки для поверки бытовых счётчиков газа КРАБ-МС, зарегистрированной в Государственном реестре средств измерений.

Доводы жалобы касаются несогласия с выводами суда по существу спора, поскольку поверка проведена без демонтажа прибора учёта, в свидетельстве о поверке указано, что счётчик газа поверен в соответствии с ГОСТ 8.324-2002 Счётчики газа. Методика поверки. Использована установка для поверки счётчиков газа «КРАБ-МС», однако поверка прибора учёта на месте (без демонтажа) не обеспечивает соблюдение ГОСТ 8.324-2002, поскольку в качестве рабочей среды необходимо использовать воздух;

поверка прибора учёта МКМ-G6, заводской номер 9293024, проведена с нарушением требований законодательства, то результаты поверки и свидетельство о поверке не могут быть признаны действительными, в связи с чем апеллянт просит отменить решение суда с принятием по делу нового решения о признании недействительным свидетельство о поверке ООО «Газсервис» от 20 мая 2015 года в отношении счётчика газа МКМ-G6, заводской номер 9293024; взыскании с ФИО2 задолженности за поставленный природный газ согласно п.25 Правил поставки газа за период с 01 апреля 2015 года по 31 марта 2018 года составило 198932,35 рублей.

Судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы.

Пунктом 24 Правил N 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Согласно пп. "в" п. 21 Правил, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.

При этом пунктом 25 Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности.

Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.

Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку Правилами N 549 не урегулирован вопрос определения понятия "неисправность (выход из строя) прибора учета", в указанной части подлежат применению Правила N 354.

В соответствии с пунктом 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствии с положениями ФЗ "Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов (п. 8 ч. 3 ст. 1). Методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности (п. 11 ст. 2). метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены (п. 14 ст. 2). обязательные метрологические требования - метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и обязательные для соблюдения на территории Российской Федерации (п. 15 ст. 2). Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации (ч. 1 ст. 5). Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ч. 2 ст. 5). Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15. 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений (ч. 5 ст. 5). Стандартные образцы предназначены для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств веществ (материалов), выраженных в значениях единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации (ч. 1 ст. 8). В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений применяются стандартные образцы утвержденных типов (ч. 2 ст. 8). В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации (ч. 1 ст. 9). Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений (ч. 2 ст. 9).

Отклонены, как необоснованные, доводы апелянта, аналогичные позиции в суде первой инстанции, о нарушении ООО «Газсервис» при проведении поверки прибора учёта абонента методики его поверки.

ГОСТ 8.324-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Счётчики газа. Методика поверки, введённый в действие Постановлением Госстандарта России от 17 июня 2003 года № 195-ст, распространяется на счетчики и расходомеры-счетчики газа объемного типа, методика поверки которых допускает использование воздуха в качестве поверочной среды, и устанавливает методику их периодической поверки (пункт 1.1). Данным ГОСТом 8.324-2002 при поверке счетчиков применяют поверочные установки: - с эталонным газовым мерником; - трубопоршневого типа; - с эталонным счетчиком газа; - с эталонным докритическим или критическим соплом (пункт 5.1).При этом, допускается применять другие вновь разработанные или находящиеся в эксплуатации средства поверки, прошедшие испытания для целей утверждения типа в соответствии с правилами по метрологии, принятыми Госстандартом России (пункт 5.4).

Пунктом 8.1 ГОСТа 8.324-2002 предусмотрено, что в качестве поверочной среды используют воздух.Однако в Приложении А к данному ГОСТу 8.324-2002 указано, что поверочные установки (далее - установка), схемы которых приведены на рисунках А.1 - А.5, состоящие из эталонного средства измерений и вспомогательных устройств, должны обеспечивать поверку счетчиков и удовлетворять следующим требованиям: - диапазон работы поверочной установки должен быть не менее диапазона работы счетчика; - предел допускаемой основной относительной погрешности установки не должен превышать 1/3 предела допускаемой основной относительной погрешности счетчика; - избыточное давление (или разрежение), создаваемое установкой, должно превышать потери давления в средствах поверки, счетчике и соединительной арматуре; - в качестве рабочей среды следует использовать воздух; - должны быть обеспечены простота и надежность (герметичность) подсоединения счетчика.

Анализируя приведённые выше законодательные нормы, суд пришел к выводу, что Закон № 102-ФЗ, ГОСТ 8.324-2002 не содержат прямого запрета на использование иных методик, кроме той, которая предусмотрена в описании типа средства измерения, если данная методика позволяет точно определить метрологические характеристики поверяемого оборудования, не исключает возможности использования газа при проведении поверки прибора учёта на месте.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание, что по результатам проведенной проверки иных нарушений не выявлено, суд пришел к правильному выводу о том, что доводы истца не являются основанием считать индивидуальный прибор учета газа, расположенный в жилом доме, вышедшим из строя. Следовательно, у общества отсутствовали основания для расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в соответствии с пунктом 25 Правил, исходя из норматива потребления коммунального ресурса.

Доводы общества о том, что принадлежащий ответчику газовый счетчик не может быть признан средством измерений, его показания не могут быть использованы в расчетах за поставленный газ являлись предметом исследования суда первой инстанции, и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом, оснований к которой судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции судебная коллегия считает необоснованными, на неправильном толковании действующих правовых норм и правил. Сумма заявленной задолженности, заявленной ко взысканию с потребителя, сложилась не в соответствии с п. 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в соответствии с п. 25 в связи с просроченным межповерочным интервалом прибора учета газа, как указывает истец в доводах иска, что не препятствует заинтересованному лицу права на обращению в суд с иском по иному основанию.

Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 03 июля 2018 года –оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»– без удовлетворения.