ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-794/14 от 12.08.2014 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

     Судья Писаренко С.А.                                                                                                                          Дело № 33-794/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 город Грозный                                                                           12 августа 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

 председательствующего Вагапова М.А.,

 судей Дакаевой Р.С., Ламердонова Т.М.,

 при секретаре Джамбулатовой Л.Р.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО10 к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о назначении доплаты к трудовой пенсии

 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Грозного от 3 июня 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Чеченской Республики Дакаевой Р.С., пояснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики ФИО2, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (далее - Минтруд ЧР) об обязании вынести решение об установлении ежемесячной доплаты к его трудовой пенсии за счет 17 лет выслуги стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для направления в Министерство труда, занятости и социального развития Российской Федерации.

 Заявленные требования мотивировал тем, что ему отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по возрасту за счет 17 лет госслужбы на должностях местных органов государственной власти ЧИАССР-РСФСР (в горисполкоме г. Грозный), установленной пунктами 1, 4, 5, 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы». Отказ мотивирован статьей 2 Закона Чеченской Республики от 28 июня 2008 года № 28-рз «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим (замещающим) государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики», без учета положений Конституции Российской Федерации. Кроме того, его работа на госслужбе была прервана досрочно - в результате чрезвычайных обстоятельств в ЧИАССР и ликвидации местных органов государственной власти Указом Президента России от 7 ноября 1991 года «О введении чрезвычайного положения на территории Чечено-Ингушетии».

 Действующее законодательство Российской Федерации: положения              абзацев 1,3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года               № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пунктов 1, 4, 5 и 10 Указа Президента Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями пункта 4 части 1 статьи 39 ФЗ от 27 апреля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяют: - (пункт1) «установить, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет средств ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и далее - «установление ежемесячной доплаты к пенсии лицу, уволенному из ликвидированного (реорганизованного) органа, функции которого не переданы другим государственным органам, при наличии у лица необходимого стажа госслужбы, осуществляется Минтрудом РФ, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано - установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств» ( в Чеченской Республике таких гарантий пока не принято).

 Подпункт «д» пункта 5, пункт 13, абзац 4 пункта 14 «Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от                11 ноября 1999 года № 1233, с ссылкой на пункт «з» раздела У Приложения             № 1 к данному Положению, регламентируют в объеме компетенций ответчика - порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по возрасту, в том числе за счет стажа госслужбы до 1992 года, однако, ответчик нарушает его право на пенсию по выслуге лет госслужбы.

 Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 3 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Минтруду ЧР отказано.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального и материального права.

 Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела указанные нарушения судом допущены не были.

 Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу гарантировано право в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 Вместе с тем, согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом.

 Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

 Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

 Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

 Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

 Парламент Чеченской Республики в соответствии с полномочиями Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации принял закон от 28 июня 2008 года № 28-рз «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим (замещающим) государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики», в силу которого право на пенсию за выслугу лет, назначаемую к трудовой пенсии по старости (инвалидности), имеют лица, замещавшие (замещающие) должности государственной гражданской службы Чеченской Республики с 27 января 2001 года, и позднее на постоянной основе не менее 12 полных месяцев, при наличии стажа замещения государственной гражданской службы не менее 15 лет - для мужчин, и не менее 12 лет для женщин.

 Между тем, согласно представленной трудовой книжке ФИО1 работал в должности заместителя председателя Старопромысловского районного исполкома Грозненского городского Совета народных депутатов с 26 июля 1982 года по 16 ноября 1992 года, уволен по собственному желанию и после этого не замещал государственную должность или же должность государственного гражданского служащего, что свидетельствует об отсутствии законных оснований для назначения ему доплаты к трудовой пенсии.

 Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» (далее - Указ), на который ссылается ФИО1 в обоснование своего права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, распространяется только на лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденных от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (пункт 1 Указа).

 В пункте 10 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1234 распространяется на лиц, замещавших должности, предусмотренные перечнем должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведенные истцом нормативные акты, также как и действующий Закон Чеченской Республики от 28 июня 2008 года № 28-рз, не предусматривают его право на получение доплаты к трудовой пенсии в связи с его работой в должности заместителя председателя Старопромысловского районного исполкома Грозненского городского Совета народных депутатов с 26 июля 1982 года по 16 ноября 1992 года, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.

 Каких-либо доводов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного судом решения, в апелляционной жалобе не приведено. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и ошибочное толковании норм материального права.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Ленинского районного суда г. Грозного от 3 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО11 - без удовлетворения.

 Председательствующий     М.А. Вагапов

 Судьи       Р.С. Дакаева, Т.М. Ламердонов

 Копия верна: судья                                                                            Р.С. Дакаева