ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-794/2013 от 30.01.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Полянский О.А. дело № 33-794/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2013 года в городе Волгограде судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Андреева А.А.

судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.

при секретаре Пахотиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей

по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда Ч.Г.А.

по апелляционной жалобе руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда А.Н.В.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 октября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неорганизации и не финансировании работ и мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп граждан к объектам транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры города на территории Центрального района г.Волгограда, в части пользования подземными и надземными линиями скоростного трамвая.

Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, принять меры по финансированию, а также организации работ и мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп граждан к объектам транспортной инфраструктуры города на территории Центрального района г.Волгограда, в части возможности пользования подземными и надземными линиями скоростного трамвая, а также ведущими к ним подземными пешеходными переходами:

- в подземных станциях скоростного трамвая «Пионерская», «Комсомольская» и «площадь Ленина»: входы в каждую станцию оборудовать по одной двери, приспособленной для движения маломобильных групп населения (шириной не менее 90 см); стеклянные полотна входных дверей на станции оборудовать ударопрочным стеклом либо противоударными полосами, а также контрастной маркировкой на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м (шириной не менее 20 см, высотой не менее 10см); не менее чем за 80 см участки перед входом, началом лестничных маршей и перед эскалатором оборудовать тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути, изменении направления движения, входе; лестничные марши внутри станций скоростного трамвая оборудовать поручнями, начало и завершающая части которых должны быть длиннее марша на 30 см; оборудовать станции визуальной, тактильной и акустической информацией, а также напольными тактильными и/или «контрастными направляющими полосами путей движения на объекте»; оборудовать станции тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути перед началом лестничного марша, ведущего в подземные пешеходные переходы; принять меры, направленные на обеспечение возможности доступа маломобильных граждан к спуску в подземные пешеходные переходы и к станциям скоростного трамвая по лестничным маршам (высота и уклон которых не позволяет установить стационарный пандус), по согласованию с органом социальной защиты и общественными организациями, иными альтернативными мерами (переносной пандус или другими подъемными устройствами); выделить зоны риска - крайние ступени лестниц яркими контрастными полосами или информирующим рельефом /покрытием, предупреждающими о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, краю платформы и др.);

- подземные пешеходные переходы «Пионерская», «Комсомольская» и «площадь Ленина»: оборудовать навесом лестничные марши, ведущие к спуску в подземные пешеходные переходы, за исключением станции «Пионерская»; поручни лестниц при спуске в пешеходные переходы выполнить с учетом требований ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», имеющими продолжение за пределами длины лестничного марша вверху и внизу как минимум на 30 см; крайние ступени лестниц (зона риска) оборудовать яркими контрастными полосами, а также или информирующим рельефом/ покрытием, предупреждающими о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу);

- наземные остановки скоростного трамвая: не менее чем за 80 см участки перед началом имеющихся лестничных маршей, ведущим к посадочным платформам на остановках оборудовать тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути; имеющиеся лестничные марши, ведущие к остановкам, оборудовать поручнями, а также при наличии технической возможности пандусами; нанести информирующий рельеф (покрытие) и яркую контрастную окраску, информирующую людей с недостатками зрения о приближении к опасному участку - краю платформы.

Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав представителя администрации Волгограда Г.Е.Г.., представителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда З.С.И.., поддержавших доводы жалоб, прокурора Мещерякову Л.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.

В обоснование требований указал, что администрацией Волгограда не исполняется возложенная на неё законом обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп граждан к объектам транспортной инфраструктуры города на территории Центрального района. Подземные станции скоростного трамвая «Пионерская», «Комсомольская», «площадь Ленина» и наземные станции Центрального района г. Волгограда не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Однако администрация Волгограда бездействует, что влечет за собой ущемление гарантированных государством прав маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, на беспрепятственный и свободный доступ к объектам транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города.

Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просил суд:

признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неорганизации и не финансировании работ и мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп граждан к объектам транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры города на территории Центрального района г.Волгограда в части пользования подземными и надземными линиями скоростного трамвая;

возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу принять меры по финансированию, а также организации работ и мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп граждан к объектам транспортной инфраструктуры города на территории Центрального района г.Волгограда, в части возможности пользования подземными и надземными линиями скоростного трамвая, а также ведущими к ним подземными пешеходными переходами:

- в подземных станциях скоростного трамвая «Пионерская», «Комсомольская» и «площадь Ленина»: входы в каждую станцию оборудовать по одной двери, приспособленной для движения маломобильных групп населения (шириной не менее 90 см); стеклянные полотна входных дверей на станции оборудовать ударопрочным стеклом либо противоударными полосами, а также контрастной маркировкой на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м (шириной не менее 20 см, высотой не менее 10см); не менее чем за 80 см участки перед входом, началом лестничных маршей и перед эскалатором оборудовать тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути, изменении направления движения, входе; лестничные марши внутри станций скоростного трамвая оборудовать поручнями, начало и завершающая части которых должны быть длиннее марша на 30 см; оборудовать станции визуальной, тактильной и акустической информацией, а также напольными тактильными и/или «контрастными направляющими полосами путей движения на объекте»; оборудовать станции тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути перед началом лестничного марша, ведущего в подземные пешеходные переходы; принять меры, направленные на обеспечение возможности доступа маломобильных граждан к спуску в подземные пешеходные переходы и к станциям скоростного трамвая по лестничным маршам (высота и уклон которых не позволяет установить стационарный пандус) по согласованию с органом социальной защиты и общественными организациями, иными альтернативными мерами (переносной пандус или другими подъемными устройствами); выделить зоны риска - крайние ступени лестниц яркими контрастными полосами или информирующим рельефом /покрытием, предупреждающими о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, краю платформы и др.);

- подземные пешеходные переходы «Пионерская», «Комсомольская» и «площадь Ленина»: оборудовать навесом лестничные марши, ведущие к спуску в подземные пешеходные переходы, за исключением станции «Пионерская»; поручни лестниц при спуске в пешеходные переходы выполнить с учетом требований ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», имеющими продолжение за пределами длины лестничного марша вверху и внизу как минимум на 30 см; крайние ступени лестниц (зона риска) оборудовать яркими контрастными полосами, а также или информирующим рельефом/ покрытием, предупреждающими о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу);

- наземные остановки скоростного трамвая: не менее чем за 80 см участки перед началом имеющихся лестничных маршей, ведущим к посадочным платформам на остановках оборудовать тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути; имеющиеся лестничные марши, ведущие к остановкам, оборудовать поручнями, а также при наличии технической возможности пандусами; нанести информирующий рельеф (покрытие) и яркую контрастную окраску, информирующую людей с недостатками зрения о приближении к опасному участку - краю платформы.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционных жалобах представитель администрации Волгограда Ч.Г.А.. и руководитель Департамента муниципального имущества администрации Волгограда А.Н.В.. оспаривают законность и обоснованность решения, просят его отменить.

В обоснование жалоб указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалоб, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Статьей 4 Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 года № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» предусмотрено оснащение объектов транспортной инфраструктуры в процессе благоустройства специальными приспособлениями, в том числе ограждениями с поручнями при входах в здания.

На основании ст. 8 данного Закона финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

Пунктами 1, 3 и 6 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа, принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, созданию муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (входящим в Свод правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 89 от 19 июля 2002 года) ограждения с поручнями необходимо устанавливать вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 45 см. Поручни у лестниц следует располагать на высоте 90 см, а поручни пандусов - на высоте 70 см и 90 см. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными и ровными, без выступов и шероховатой поверхностью, входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь навес и водоотвод. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную и (или) контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маяки.

В силу ст. 209 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом апелляционной инстанции установлено, что собственником транспортной инфраструктуры Волгограда, включающей в себя линию скоростного трамвая с подземными станциями «Пионерская», «Комсомольская», «площадь Ленина» и наземными станциями Центрального района г.Волгограда, является муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград.

Используется данное имущество МУП «Метроэлектротранс» на праве хозяйственного ведения.

Согласно актам проверок соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, выполненным прокуратурой Центрального района г.Волгограда с участием представителя ГКУ ЦСЗН по Центральному району г.Волгограда, подземные станции скоростного трамвая «Пионерская», «Комсомольская», «площадь Ленина» и наземные станции Центрального района г.Волгограда не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Входы в указанные станции оборудованы стеклянными дверями двухстороннего действия, ни одна из которых не приспособлена для движения маломобильных групп населения, поскольку их ширина составляет 80 см, при нормативном требовании не менее 90 см. На прозрачных полотнах дверей отсутствует противоударная полоса и контрастная маркировка. Лестничные марши внутри станций скоростного трамвая не оборудованы поручнями, завершающая часть которых должна быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 30 см. На станциях отсутствует какая-либо визуальная, тактильная и акустическая информация, а также напольные тактильные и/или «контрастные направляющие полосы путей движения на объекте». На всех станциях района (в том числе и надземных), отсутствуют яркие контрастные полосы или информирующий рельеф (покрытия), предупреждающие о приближении к препятствиям (край платформы, ступени эскалатора, крайние ступени лестницы) (п.3.14 СНиП 35-01-2001). В подземных переходах к станциям «Комсомольская», «Пионерская» и «площадь Ленина» отсутствуют тактильные предупредительные полосы о начале опасного участка пути перед началом лестничного марша, ведущего в подземные пешеходные переходы (п.3.6 СНиП 35-01-2001). Лестничные марши, ведущие в подземные и наземные пешеходные переходы, с учетом своего уклона не позволяют выполнить стационарный пандус, однако какие-либо меры, направленные на обеспечение доступа маломобильных граждан к объекту (переносной пандус и др.), не приняты, с органами социальной защиты и общественными организациями инвалидов данные вопросы не согласованы. Входные площадки не имеют навеса, водоотвода. Поручни лестниц при спуске в пешеходный переход не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», поскольку не имеют продолжения на 30 см по окончании лестницы. Не выделена зона риска - крайние ступени лестниц, отсутствует предупреждающая сигнализация о приближении к препятствиям /лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др. Отсутствуют информирующий рельеф (покрытие) и яркая контрастная окраска.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что подземные станции скоростного трамвая «Пионерская», «Комсомольская», «площадь Ленина» и наземные станции Центрального района г. Волгограда принадлежащие на праве собственности городскому округу город-герой Волгоград, которые используются МУП «Метроэлектротранс» на праве хозяйственного ведения не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о том, что указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку влекут ущемление гарантированных государством прав маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, на беспрепятственный и свободный доступ к объектам транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года N 832.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда обладает администрация Волгограда.

Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу не состоятельны.

Ссылка в жалобе о том, что финансирование расходов по социальной защите инвалидов не является расходным обязательством органов местного самоуправления, не обоснована, поскольку приведенными правовыми нормами прямо предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности действующих объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

Довод жалобы администрации Волгограда об отсутствии технической возможности установки пандусов не может быть принят во внимание, поскольку обязанность по их установке предусмотрена законом и не зависит от технической возможности.

Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента муниципального имущества о том, что суд рассмотрел дело в его отсутствие, не известив о дате судебного заседания, не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку требования закона о порядке извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции были выполнены.

В материалах дела имеется извещение, согласно которому представитель Департамента муниципального имущества о судебном заседании извещен надлежащим образом.

Остальные доводы апелляционных жалоб не содержат данных о наличии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося решения суда и исключающих наличие у ответчика спорной обязанности, а потому во внимание судебной коллегией приняты быть не могут.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации Волгограда Ч.Г.А., руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда А.Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда В.В. Тертышная