ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-794/2017 от 31.03.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Корнеева Т.С. Дело № 33-794/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Шефер И.А., Черемисина Е.В.

при секретаре Пензиной О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1, федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области» о возложении обязанности сдать судовой билет и снять с регистрационного учета судно

по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 20 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, помощника Томского транспортного прокурора Цыганкова Н.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» ФИО3, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Томский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», в котором просил возложить на ФИО1 обязанность сдать в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» судовой билет серии /__/ от 20.04.2000 на судно «/__/», регистрационный (бортовой) №/__/, на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ТО» - снять с учета регистрации принадлежащее ФИО1 судно «/__/», регистрационный (бортовой) №/__/.

В обоснование исковых требований указал, что проверкой установлено проведение 20.04.2000 государственной регистрации судна «/__/», с присвоением регистрационного (бортового) №/__/. На основании совершенных регистрационных действий судовладельцу ФИО1 выдан судовой билет серии /__/ от 20.04.2000. Согласно выписке из судовой книги ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», судно «/__/» с регистрационным (бортовым) номером /__/ имеет длину - 22,6 м. Федеральным законом от 23.04.2012 №36-Ф3 внесены изменения в ст. 3 КВВТ Российской Федерации и ч.3 ст. 7 КТМ Российской Федерации, согласно которым под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12 человек. Согласно ст. 17 КВВТ Российской Федерации и ст. 35 КТМ Российской Федерации суда, длина которых превышает 20 м, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации - администрациями бассейнов внутренних водных путей, капитанами морских портов. Отсутствие регистрации судов в Государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять надзор и контроль за их эксплуатацией, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц, поскольку из смысла закона следует, что ГИМС не имеет права осуществлять техническое освидетельствование судов, не являющихся маломерными. Поскольку порядок государственной регистрации маломерных судов изменен, судовой билет подлежит сдаче.

В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что судно им не эксплуатируется. Нарушения закона им не допущено, постановка на учет была произведена в соответствии с действующим законодательством, а кроме того, для перерегистрации судна необходимо затратить значительную денежную сумму.

Представитель ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» ФИО3 возражал против удовлетворения иска, считал ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» ненадлежащим ответчиком. Кроме того, указанное в заявлении судно «/__/» бортовой номер /__/ соответствовало нормативным требованиям, предъявляемым к маломерным судам на момент его государственной регистрации 20.04.2000 в судовой книге.

Решением Кировского районного суда г. Томска от 20.12.2016 иск удовлетворен частично, на ФИО1 возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сдать в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» судовой билет серии /__/ от 20.04.20000 на судно «/__/», регистрационный (бортовой) №/__/, в возложении на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» обязанности снять с учета регистрации принадлежащее ФИО1 судно «/__/» отказано. В доход муниципального образования г. Томск с ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части возложения на него обязанности сдать в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» судовой билет серии /__/ от 20.04.20000 на судно «/__/» и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований.

Ссылаясь на п. 28 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утв. Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, указывает, что принадлежащее ему судно «/__/» было законно зарегистрировано 20.04.2000 в ГИМС, его государственная регистрация никем не оспаривалась. Обстоятельства, которые служили бы основанием для отказа в государственной регистрации судна и существовали бы на момент ее проведения, отсутствуют. В решении суд не указал конкретные основания недействительности регистрации судна, не привел нормы, которыми руководствовался, принимая решение в обжалуемой части.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие ответчика ФИО1, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

Удовлетворяя иск прокурора в части и возлагая на ФИО1 обязанность сдать в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» судовой билет, суд первой инстанции исходил из того, что нахождение принадлежащего ФИО1 судна на регистрационном учете ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» нарушает требования закона.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанным выводом, поскольку он основан на положениях материального закона и соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) маломерное судно – это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В силу п. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре администрациями бассейнов внутренних водных путей. Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.6 ст. 5 постановления Правительства РФ от 23.12.2004 №835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным суда МЧС России» ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.

Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов (ч..2 ст. 14 КВВТ РФ).

Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 20.04.2000 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» на имя судовладельца ФИО1 зарегистрировано судно «/__/» (1972 года постройки, длиной 22,6 м), судовладельцу ФИО1 выдан судовой билет /__/.

Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внесены изменения в отдельные законодательные акты. Согласно данным изменениям под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и пассажировместимость которого не должна превышать двенадцать человек.

Учитывая, что длина судна, принадлежащего ответчику ФИО1, составляет 22,6 м, оно перестало относиться к маломерным судам.

В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное судно не может состоять на регистрационном учете маломерных судов, который относится к компетенции ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области».

Нахождение судна на регистрационном учете является условием для допуска его к плаванию по водным путям. На территории Томской области классификацию и освидетельствование судов, подобных судну ответчика ФИО1, осуществляет Западно-Сибирский филиал Российского Речного Регистра на основании приказа Минтранса России от 25.09.2012 №355 «О наделении федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» и распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 № HJI-126-p «Об утверждении Устава федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр».

Таким образом, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» полномочий на классификацию и освидетельствование судна, принадлежащего ФИО1, в настоящее время не имеет, что не позволяет обеспечить безопасность эксплуатации данного судна. Обеспечение безопасности его эксплуатации и, соответственно, защищенность прав неопределенного круга лиц могут быть достигнуты только при государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре.

Отказывая истцу в удовлетворении требований, заявленных к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области», о снятии с учета регистрации принадлежащего ФИО1 судна «/__/», суд первой инстанции со ссылкой на Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России», утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 №340, указал, что постановка судна на регистрационный учет была произведена в соответствии с действующим законодательством, законом не предусмотрено оснований для снятия судна с регистрационного учета самим органом, ведающим данным учетом, при указанной ситуации, снятие с учета возможно по инициативе судовладельца.

Поскольку в данной части решение суда не обжаловано, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 327.1 ГПК РФ, оценку ему не дает.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 сводятся к несогласию с возложением на него обязанности по сдаче судового билета, в то время как судно было законно зарегистрировано, отсутствуют обстоятельства, которые служили бы основанием для отказа в государственной регистрации судна на момент ее проведения.

Соглашаясь с решением суда в обжалуемой части, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п.3 Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", действующего до 01.01.2017, судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Согласно п.15 Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 после государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна. Судовой билет является документом, подлежащим учету, а также имеет учетные степень и номер. Судовой билет хранится у судовладельца. На судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.

В силу п. 9 ст. 14 КВВТ РФ судовой билет должен находиться на спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах.

Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию (п.10 ст. 14 КВВТ РФ).

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что судовой билет, выданный при регистрации маломерного судна, подтверждает не только право собственности судовладельца, право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, но и годность судна к плаванию, проверка которой относится к компетенции ГИМС МЧС РФ.

С учетом изменений, внесенных в действующее законодательство в отношении понятия маломерного судна, в отношении судна ответчика изменился и контролирующий орган: вместо ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» таковым стал являться Западно-Сибирский филиал Российского Речного Регистра.

Вместе с тем, нахождение у ответчика судового билета, выданного в отношении маломерного судна, и подтверждающего годность его к плаванию именно как маломерного судна, с учетом изменения статуса судна будет противоречить нормам КВВТ РФ, а потому судовой билет должен быть сдан ФИО1 в орган по регистрации маломерных судов.

Нахождение судового билета на маломерное судно у ответчика ФИО1 может привести к эксплуатации данного судна без его регистрации в надлежащем органе, что в силу п.3 ст. 23 КВВТ РФ недопустимо.

Довод жалобы ответчика о том, что регистрация судна изначально была произведена без нарушений закона, а потому оснований для сдачи судового билета не имеется, опровергается вышеизложенным.

Также подлежит отклонению и довод жалобы о том, что судно фактически не эксплуатируется, а потому нет необходимости сдавать судовой билет, подтверждающий право собственности ответчика.

Исполнение установленных законом правил не ставится в зависимость от намерений лица по использованию судна. Дающий право на эксплуатацию судовой билет на маломерное судно, которое перестало являться таковым, не подлежит использованию и должен быть сдан в выдавший его орган. При этом право собственности ФИО1 как судовладельца судна «/__/» может быть подтверждено выпиской из судового журнала ГИМС МЧС, либо при регистрации надлежащим органом – таковым.

Таким образом, доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Томска от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: