ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7950/2016 от 20.04.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Судакова Н.И. дело № 33-7950/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Беленкова В.И.,

судей Шмелева А.Л., Киреевой И.В.

при секретаре Прибылове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 20 апреля 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития МО

на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 22 декабря 2015 года по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития МО и ГУ Московской области региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежной компенсации, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителей Министерства социального развития МО - ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителя ГУ Московской области региональное отделение Фонда социального страхования РФ - ФИО5, ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 предъявлен иск к Министерству социального развития МО и ГУ Московской области региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании денежной компенсации за приобретенные средства реабилитации в размере 26831,90 руб., государственной пошлины 1004 руб., 4000 руб. - расходы по оказанию юридических услуг. Иск мотивировала тем, что 14 января 2015 года умер её сын ФИО6, который с 22.03.2012 года был признан инвалидом 1-ой группы бессрочно и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имел право на получение технических средств реабилитации (TCP). За 2014 год ФИО6 за свой счет были приобретены технические средства реабилитации (пеленки, подгузники) на сумму 21031,90 руб. и противопролежневый матрац стоимостью 5800 руб. Понесенные им расходы Орехово-Зуевским районным управлением социальной защиты населения не компенсированы. Истица, являясь наследником по закону, приняла открывшееся наследство, в состав которого входят и права требования, принадлежавшие ФИО6, в том числе полагающаяся компенсация на приобретение средств реабилитации.

Представители Министерства социального развития Московской области и Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации иск не признали.

Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 22 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены частично. В пользу истицы с Министерства социального развития Московской области взыскана компенсация в размере 26831,90 руб., судебные расходы на представителя – 4000 руб., госпошлина – 1004 руб.

Министерство социального развития МО в апелляционной жалобе просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на его неисполнимость, в связи с отсутствием в бюджете области статьи на указанные расходы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО6 являлся инвалидом первой группы бессрочно и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида нуждался в технических средствах реабилитации (пеленки, подгузники) и противопролежневым матраце. ФИО6 в период с апреля по ноябрь 2015 года за счёт собственных средств приобретал пеленки, подгузники, в том числе противопролежневый матрац, всего на общую сумму 26831,90 руб. 14 января 2015 года ФИО6 умер, не получив при жизни компенсационную выплату за приобретенные TCP и противопролежневый матрац. 16 июля 2015 года ФИО1 после смерти сына ФИО6 выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на компенсацию в размере 5800 руб. за противопролежневый матрац и 21031,90 руб. на обеспечение инвалидов TCP. ФИО6 обращался с заявлениями в Орехово-Зуевским районное управление социальной защиты населения о выплате компенсации в сумме 26831,90 руб., но она не была им получена в связи со смертью.

С данными выводами суда первой инстанции коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 10 Федерального закона 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №181-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона №181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.4 ст.11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст.11.1 Федерального закона №181-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 года № 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2013 года № 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.

В соответствии со ст.26.8 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.

В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

14.10.2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение № 51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 года № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, выплаты компенсаций по заявлениям ФИО6 в период с апреля 2014 года по ноябрь 2015 года не производились.

Судебная коллегия полагает, что у истицы не возникло право на получение денежных средств за самостоятельно приобретенные её сыном технические средства реабилитации.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства в числе иного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В силу п.1 ст.1183 ГК РФ члены семьи умершего имеют право на получение сумм пенсий или иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, если они подлежали выплате наследодателю, но не получены им при жизни по какой-либо причине.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 68 Постановления от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, ст. 141 Трудового кодекса РФ, п. 3 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 63 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п.90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2006 года № 200, п. 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.12.2009 года № 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.

Исходя из положений выше приведенных норм, право на возмещение компенсации за приобретенные наследодателем технические средства реабилитации, в данном случае пелёнки, подгузники, матрац, не входит в состав наследства. Наследники вправе обращаться с самостоятельными исками лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных наследодателю в счёт причитающейся компенсации денежных сумм, но не выплаченных ему при жизни. Между тем, наследники не вправе обращаться с требованиями, связанными с выплатой указанной компенсации, причитающейся наследодателю, поскольку ч. 2 ст. 1112 ГК РФ, с учетом положений ст. 1183 ГК РФ, исключает возможность перехода к правопреемникам прав, связанных с личностью наследодателя.

Как усматривается из материалов дела, решения о компенсациях ФИО7 действительно были приняты территориальным органом социальной защиты, однако не выплачивались ФИО6

При таких обстоятельствах денежная сумма в размере 26831,90 рублей на момент смерти ФИО6 не вошла в состав наследственной массы, в связи с чем у суда отсутствовали основания для её взыскания.

Выданное истице нотариусом свидетельство о праве на наследство по закону на указанную сумм, в данном случае не является основанием для выплаты истцу денежных средств, поскольку их включение в наследственную массу является неправомерным.

С учётом изложенного, решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 22 декабря 2015 года нельзя признать законным и обоснованным в части удовлетворения требований ФИО1 к Министерству социального развития МО о взыскании денежной компенсации. Отменяя решение в указанной части, коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социального развития МО о взыскании денежной компенсации.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку в иске ФИО1 отказано, понесенные по делу судебные расходы не взыскиваются.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 22 декабря 2015 года отменить в части удовлетворения требований ФИО1 к Министерству социального развития МО о взыскании денежной компенсации.

В отменённой части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социального развития МО о взыскании денежной компенсации – отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: