Судья Самсонова О.В.
Судья-докладчик Давыдова О.Ф. по делу № 33-7958/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2015 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Усовой Н.М., Егоровой О.В.,
при секретаре Гурулёвой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области к Товариществу собственников жилья «Улица Шпачека, 10» о ликвидации товарищества собственников жилья, с апелляционными жалобами (данные изъяты) представителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (данные изъяты) на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 16 марта 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что Дата изъята проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «улица Шпачека, 10» на предмет соответствия Устава ТСЖ «улица Шпачека, 10» требованиям законодательства Российской Федерации. По окончании проверки составлен акт, в котором зафиксировано множество нарушений в виде несоответствия Устава обязательным требованиям жилищного законодательства. Дата изъята Службой выдано ТСЖ предписание Номер изъят об устранении нарушений Устава товарищества в срок до Дата изъята Службой проведена внеплановая проверка, с целью проверки ранее выданного предписания Номер изъят, в результате которой установлено, что ответчик не исполнил в установленный срок предписание Номер изъят об устранении несоответствий Устава. Просила ликвидировать ТСЖ «улица Шпачека, 10», расположенное по адресу: <адрес изъят>), назначить ликвидатором председателя правления ТСЖ «улица Шпачека, 10», исключить из ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации ТСЖ «улица Шпачека, 10», обязать ликвидатора провести ликвидацию ТСЖ «улица Шпачека, 10», в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 16 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (данные изъяты) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводами суда о том, что выявленные недостатки устава ТСЖ не могут быть признаны грубыми ввиду отсутствия информации о каких- либо негативных последствиях. Таким образом, суд оспаривает само предписание Службы, вступившее в законную силу, что не являлось предметом иска. Предметом иска являлось неисполнение в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ЖК РФ. Кроме того, факт неисполнения предписания ответчиком не оспаривался.
В апелляционной жалобе (данные изъяты) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в рамках своих полномочий, руководствуясь исключительно п.2 ч.б ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратится в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписании об устранении несоответствия Устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в Устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер. Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области обратилась в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья. Ни на какие иные нормы российского законодательства в исковом заявлении и в ходе судебного заседания истец не ссылался. В ходе судебного разбирательства, судом постоянно отвергались все попытки третьих лиц со стороны истца, предоставить в материалы дела документы, подтверждающие многократные, грубые и неустранимые, нарушения материальных прав и причинения значительного ущерба собственникам помещений данного товарищества на основании того, что нарушение материальных прав и причинение ущерба собственникам помещений, не относятся к заявленным исковым требованиям. Дата изъята протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме утвержден Устав товарищества, и суд оценивает выявленные нарушения, как незначительные, несущественные, не грубые, не многократные, устранимые и не нарушающие чьих-либо прав, суд устанавливает, что, кроме того, что Служба не лишена права обращения в суд с требованием о понуждении ТСЖ выполнить требования спорного предписания. Следовательно, суд вынес решение, основываясь на обстоятельстве не входящем в предмет иска.
Для того, чтобы убедиться в том, что ТСЖ «улица Шпачека, 10» судится с любым государственным органом по каждому предписанию и административному штрафу, достаточно просмотреть список арбитражных дел с участием данного ТСЖ. Доводы стороны истца, что на протяжении с Дата изъята абсолютно все предписания и штрафы, всех уполномоченных государственных органов, и по всем выявленным у ТСЖ «улица Шпачека, 10» нарушениям действующего законодательства России, были оспорены ответчиком в Арбитражном суде Иркутской области, в том числе, все предписания и штрафы Службы государственного и жилищного и строительного надзора Иркутской области, а именно это предписание ответчик не оспорил, трактуется Ленинским районным судом как факт того, что Служба не воспользовалась возможностью понуждения ТСЖ выполнить требования якобы спорного предписания. В обычном понимании, уполномоченный орган выносит предписание в отношении кого-то. В том случае, если этот кто-то не согласен с вынесенным предписанием, то он имеет право, обратиться в суд, и обжаловать действия органа государственной власти. Ленинский районный суд г. Иркутска считает, что наоборот, уполномоченный орган государственной власти, должен с помощью суда, понуждать нарушителя устранять выявленные нарушения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ТСЖ «Шпачека, 10» (данные изъяты) просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения представителя ТСЖ «улица Шпачека, 10» (данные изъяты) полагавшего решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что ТСЖ «улица Шпачека, 10» зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись Дата изъята , что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица серии Дата изъята
Дата изъята протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме утвержден Устав ТСЖ.
На основании распоряжения заместителя руководителя службы Дата изъята службой проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ на предмет соответствия Устава ТСЖ «улица Шпачека, 10» требованиям законодательства Российской Федерации.
По результатам указанной проверки составлен акт Дата изъята , выявлены нарушения в виде несоответствия пунктов Устава товарищества требованиям Жилищного кодекса РФ, а именно: пп. 12.2, 12.5 - ст. 146 ЖК РФ; пп. 12.8.2, 12.8.3, 12.8.5, 12.8.8, 12.8.10, 12.8.11 - ст. 145 ЖК РФ; абз. 2 пп. 13.1, 13.6.11 -ст. 147 ЖК РФ; пп. 13.6.9, 13.6.16 - ст. 148 ЖК РФ; п. 12.8.12 – положение Жилищного кодекса РФ утратило силу в соответствии с ФЗ от 27.09.2009 № 228-ФЗ.
Дата изъята Службой подготовлено предписание Номер изъят об устранении ТСЖ нарушений Устава товарищества в срок до 13.08.2014.
Дата изъята , на основании распоряжения Дата изъята Службой проведена внеплановая проверка, с целью проверки ранее выданного предписания Номер изъят по результатам которой составлен акт Дата изъята . Из акта проверки по исполнению предписания усматривается, что в установленный срок предписание не выполнено, не устранены несоответствия Устава, не внесены изменения в соответствии с ЖК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что общество могло быть ликвидировано в принудительном порядке только при наличии неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц, ТСЖ «Шпачека, 10» не может быть ликвидировано, поскольку допущенные им нарушения носят незначительный и устранимый характер, учитывая, что закон не возлагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в случае выявления допущенных обществом нарушений закона, а такие нарушения должны быть настолько существенными, что позволили бы суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности ТСЖ, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости ликвидации юридического лица по одному лишь формальному основанию, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к обоснованию несогласия с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о ликвидации ТСЖ, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не влекут отмену судебного акта.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно п.п. 2, 3 п. 5 ст. 20 ЖК РФ органам государственного жилищного надзора предоставлены полномочия по проверке соответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации и выдаче предписаний об устранении выявленных несоответствий в шестимесячный срок со дня направления такого предписания.
Право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о ликвидации товарищества закон связывает с истечением срока исполнения предписаний данных органов об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (п. 6 ст. 20 ЖК РФ).
Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии со статьей 141 ЖК РФ и ст. 61 ГК РФ, в силу абзаца 2 пункта 2 которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П, мера юридической ответственности в виде ликвидации юридического лица не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, статья 62 ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, ТСЖ, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку нарушений при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, неисполнение предписания Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о приведении Устава ТСЖ «улица Шпачека, 10» в соответствие с нормами ЖК РФ, учитывая смысл несоответствий, не может являться самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данное нарушение само по себе не является неустранимым и существенным, влекущим прекращение деятельности юридического лица, и доказательств наступления каких-либо негативных последствий, нарушения прав и законных интересов граждан или организаций неисполнением предписания в виде устранения несоответствий Устава ЖК РФ, не представлено. Кроме того, следует отметить, что ТСЖ длительное время осуществляет хозяйственную и иную деятельность по управлению общим имуществом собственников жилья, ликвидация ТСЖ может отрицательно сказаться на стабильности гражданского оборота по исполнению договорных обязательств перед третьими лицами, создаст неопределенность, в том числе, в вопросе оплаты жилых помещений и коммунальных услуг собственниками многоквартирного дома, однозначность выбора которых подтверждена решениями общих собраний.
При этом указание в апелляционной жалобе (данные изъяты) на иные судебные процессы с участием ТСЖ «улица Шпачека, 10», учитывая основания заявленных требований, не имеет значения при рассмотрении данного гражданского дела.
Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 16 марта 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Председательствующий | О.Ф.Давыдова |
Судьи Н.М. Усова
О.В. Егорова