ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7959/12Г от 27.08.2012 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Феденева Т.Н. №33-7959/12г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Книстяпиной Н.А.

Судей Бочкова Л.Б., Самчелеевой И.А.

При секретаре Егоровой Ю.К.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Прокурора г. Жигулевск на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 03 июля 2012 года, которым постановлено: «В удовлетворении иска прокурора г.Жигулевск отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения помощника прокурора г.Жигулевск – Архангельского Е.А. в поддержание доводов апелляционного представления, возражения на представление представителя ОАО «ФГК-РусГидро»- « Жигулевская ГЭС» - Давыдова Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Жигулевск обратился в суд с иском к филиалу ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» о запрете эксплуатации гидроагрегата ст. №, расположенного <адрес>, взыскании государственной пошлины.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Жигулевска совместно с государственным инспектором Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверено исполнение требований законодательства об электроэнергетике филиалом ОАО «РусГидро» - « Жигулевская ГЭС».

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об экологии, техническом регулировании, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера со стороны гидроэлектростанции, а именно: допускается эксплуатация гидроагрегата Жигулевской ГЭС ст. № с повышенной вибрацией.

Согласно акту проверки с участием представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № выявлена повышенная вибрация до 190-200 мкм на гидроагрегате ст. № при нагрузке 100 МВт. В адрес ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направлялось предписание № в связи с выявленным повышенным уровнем вибрации 190-200 мкм крышки турбины гидроагрегата ст. № при номинальных нагрузках 90- 100 МВт при норме вибрации 180 мкм., что является нарушением требований п. 3.3.12. ПТЭЭиС.

Предписано довести уровень вибрации крышки турбины гидроагрегата ст. № до нормы в срок до 30.04.2012 года. Предписание исполнено путем ограничения по режиму работы гидроагрегата ст. №.

Прокуратурой г. Жигулевск в адрес директора ОАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» внесено представление об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.

В соответствии с паспортом гидротурбины <данные изъяты> для Куйбышевской гидроэлектростанции, изготовленной по заказу №, указанная турбина изготовлена в ноябре 1956 года.

Согласно ГОСТ 27807-88 гидротурбина должна иметь следующие показатели надежности: полный срок службы гидротурбин, выпускаемых до 01.01.1991 года- не менее 30 лет, с 01.01.91 г.- не менее 40 лет.

С учетом паспорта гидротурбины и действующего стандарта указанное оборудование ответчик обязан вывести из эксплуатации не позднее 1986 года.

Паспорт на гидротурбину не указывает на сроки эксплуатации гидротурбины, указание в значительно более позднем нормативном документе на срок эксплуатации, является предельным и введен с целью обеспечения безопасности в гидроэнергетике.

Ответчик игнорирует требование нормативных документов, продолжает эксплуатацию гидротурбины с превышением предельного срока службы гидротурбины на 25 лет. Повышенная вибрация, являясь объективным показателем имеющихся дефектов, приводит к ускоренному износу и выходу из строя ответственных элементов и узлов, что может явиться предпосылкой и причиной аварии.

График реконструкции гидроагрегатов Жигулевской ГЭС предполагает вывод гидроагрегата для гидротурбинной установки в январе 2013 года.

Эксплуатация гидроагрегата за пределами срока службы и с выявленной вибрацией создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью не только сотрудников филиала ОАО « РусГидро»-«Жигулевская ГЭС», но и неопределенного круга лиц, противоречит принципам федерального законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, а так же влияет на экологическую безопасность.

Экологическая опасность эксплуатации гидроагрегата состоит в том, что ГЭС находится на территории НП «Самарская Лука», за время работы гидроэлектростанции на территории национального парка сложились определенные ареалы проживания редких животных, произрастания редких видов растений. В случае аварии возможно подтопление НП «Самарская Лука», прилегающих природных территорий и г. Самара.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что Прокурором города выбран способ защиты прав граждан предусмотренный ст. 1065 ГК РФ, что у ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» имеются 20 гидроагрегатов, остановка одного из них не повлечет существенного сокращения, как выручки общества, так и выработки электрической энергии, Прокурор и обратился в суд с данным иском.

Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 03.07.2012г. Прокурору г. Жигулевск в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представление Прокурор г.Жигулевск просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Заслушав представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска -Архангельского Е.А., представителя ответчика Давыдова Д.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № -7 ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйствующие субъекты обязаны давать оценку воздействию на окружающую среду при принятии решения об осуществлении хозяйственной или иной деятельности, обеспечивать снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а так же реализация проектов которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 7, ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуация; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а так же оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.5,6 Федерального закона от 26.03.203 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования единой энергетической системы России, обеспечивать энергетическую безопасность Российской Федерации, бесперебойное и надежное функционирование электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязанностей перед субъектами электроэнергетики, обеспечить экологическую безопасность электроэнергетики.

Судом установлено, что в эксплуатации ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» находится гидроагрегат ст. №, изготовленный в ноябре 1956 года на Ленинградском металлическом заводе.

Технический паспорт на данный агрегат не содержит указание на предельный срок эксплуатация оборудования.

Согласно ГОСТ 27807-88 гидротурбина должна иметь следующие показатели надежности: полный срок службы гидротурбин, выпускаемых до 01.01.1991г. – не менее 30 лет, с 01.01.1991г. – не менее 40 лет.

В ходе контрольных испытаний, проведенных государственным инспектором Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, обнаружен повышенный уровень вертикальной вибрации крышки гидротурбины и опоры пяты, достигающий при работе машины на больших мощностях (N 95 МВт) недопустимых значений.

Предъявляя требования, Прокурор исходил из того, что истечения срока службы гидроагрегата ст. №, является предельным и дальнейшая эксплуатация гидроагрегата в совокупности с выявленным уровнем вибрации создает угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к экологической катастрофе.

Суд правильно указал, что доводы прокурора г.Жигулевск об истечении срока службы эксплуатации гидроагрегата ст. №, как обязательного условия прекращения использования данного оборудования, являются неубедительными.

Срок службы является сроком, истечение которого, в данном случае, не является обстоятельством, запрещающим дальнейшую эксплуатацию оборудования.

Указанный срок устанавливается заводом-изготовителем в целях использования оборудования по назначению и в течении которого изготовитель может нести ответственность за существенные недостатки оборудования, что предполагает возможность при соблюдении комплекса мероприятий по обеспечению надлежащего технического состояния, эксплуатировать данное оборудование и за пределами срока службы.

Приказом Минприроды РФ от 30.06.2009 года № 195 утвержден «Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», который в соответствии с п.1 устанавливает порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружения на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

На основании указанного документа эксплуатирующей организацией - ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» с участием представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен акт технического освидетельствования гидротурбинной установки ст. № от 15.12.2011 года в соответствии с которым срок службы указанной гидротурбины продлен на 1 год, то есть до декабря 2012 года.

Установлено, что данное оборудование постоянно проходит капитальные и текущие ремонты. Последний капитальный ремонт проводился в 2010 году, текущий ремонт в 2012 году.

На октябрь 2012 года намечена реконструкция гидроагрегата ст. № с заменой гидротурбины.

По результатам контрольных испытаний гидроагрегата ст. №, а так же рекомендациям ОАО «Н***» ( л.д.219) при определенных показателях, а именно не свыше 80 МВт, возможна безопасная эксплуатация оборудования.

Выявленный в ходе контрольных проверок уровень повышенной вибрации крышки турбины при нагрузке свыше 85 МВт является опасным с точки зрения дальнейшей эксплуатации в постоянном режиме.

Вместе с тем, судом установлено и подтверждено представленными письменными доказательствами ответчиком, что ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» нагрузка на гидроагрегат ст. № снижена до 85 МВт и постоянно эксплуатируется в данном режиме, что подтверждается письмами в (ОАО «С***») о снижении нагрузок, распоряжением директора ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О режиме работы ГА №».

Из пояснений и отзыва представителя ОАО «С*** следует, что (ОАО «С***») является специализированной организацией, единолично осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах ЕЭС России и уполномоченной на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой. Обеспечение надлежащего технического состояния не относится к компетенции ОАО «С***». Надлежащее техническое состояние оборудования обеспечивает собственник объекта электроэнергетики.

При превышении допустимых уровней вибрации генерирующего оборудования, возникающих при определенных режимах работы данного оборудования, собственник генерирующего оборудования вправе установить технологические ограничения на режим производства электрической энергии, вырабатываемой генерирующим объектом, и уведомить об этом ОАО «С***».

Начиная с мая 2012 года в ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» уведомляло ОАО «С***» о наличии технических ограничений на ГА ст. № Жигулевской ГЭС в связи повышенным уровнем вибрации.

Письмом от 24.05.2012 г. № ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» уведомило филиал ОАО «С***» о принятом решении по ускорению реконструкции гидроагрегатов Жигулевской ГЭС и просило согласовать график реконструкции гидроагрегатов. Письмом от 01.06.2012 года филиал ОАО «С***» сообщил об отсутствии возражений против вывода ГА ст. № Жигулевской ГЭС на реконструкцию в 2012 году. В случае, если использование генерирующего оборудования при ограниченных нагрузках или проведение его ремонта не позволяют обеспечить его надлежащее техническое состояние, в том числе соблюдение установленных уровней вибрации, собственник объекта электроэнергетики может инициировать процедуру вывода данного объекта из эксплуатации в целях его ликвидации или в целях консервации. Порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2007 г. № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Судом установлено, что в ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» проведен комплекс мероприятий для предотвращения возможных негативных последствий в виде вреда жизни и здоровью населения, а так же окружающей среде, а именно: гидроагрегаты Жигулевской ГЭС оснащены стационарной системой мониторинга и эксплуатационного контроля параметров вибрации. Для контроля работы, штатных датчиков вибрации гидроагрегатов применяется переносный виброизмерительный комплекс <данные изъяты>.

В период с 2004 года по настоящее время в рамках программы «Научно-исследовательские работы» специализированными организациями проводятся плановые вибрационные испытания на гидроагрегатах. На основании рекомендаций, выданных по результатам испытаний, осуществляются работы и мероприятия по уменьшению уровня вибрации гидроагрегатов. Функционирует звуковая и световая сигнализация на щитах управления при превышении параметров вибрации гидроагрегатов. Ведется доработка программного обеспечения локальной системы контроля и управления гидроагрегатами в части действия на аварийный останов гидроагрегата при повышении предельно допустимых значений вибраций опорных конструкций и боя вала, введены ограничения по режиму работы гидроагрегата ст. № в соответствии с вибрационным состоянием, установлен верхний предел регулирования по работе в системе группового регулирования активной мощности 80 м Вт, определен порядок действия персонала Жигулевской ГЭС для обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации гидроагрегатов по вибрационному состоянию. График реконструкции гидроагрегатов Жигулевской ГЭС предполагал вывод ГА ст. № для замены гидротурбинной установки в январе 2013 года. Данные обстоятельства подтверждаются договором № на оказание услуг в области пожарной безопасности по охране имущества организаций от пожаров, предоставляемых договорным подразделением ФПС от 27 декабря 2011 года, приказом от 13.01.2012 года № о создании резервов материально -технических ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций, заключение о готовности ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС» к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденных временно исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Самарской области.

Оценивая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что доводы истца об опасности причинения вреда вследствие эксплуатации гидроагрегата ст. № ОАО «РусГидро»-«Жигулевская ГЭС», являются неубедительными, опровергаются материалами дела, в связи с чем обоснованно отказал Прокурору г. Жигулевск в заявленном иске.

Доводы Прокурора г. Жигулевск в представлении о том, что судом не дана оценка доказательствам представленным им, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права, несостоятельны, поскольку судом при разрешении данного дела нарушений норм процессуального и материального права не допущено, всем обстоятельствам по делу, дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Иных доводов Прокурором в представлении не приведено.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 03 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление Прокурора г.Жигулевск без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: