ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-796/2017 от 28.06.2017 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья: ФИО2 Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2017 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего ФИО10

судей ФИО12 и ФИО11

при секретаре ФИО3

с участием: представителя ФИО13 Р.С. – ФИО6 и представителя Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО10 гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства КБР, Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательств в установленный законом срок по предоставлению ей жилого помещения, о взыскании убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму, и судебных расходов,

по апелляционной жалобе ФИО14 Р.С. на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО15 Р.С. обратилась в суд с иском, в котором просила: признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в законом установленный срок, по предоставлению ей благоустроенного жилого помещение не ниже установленных социальных норм; признать незаконным бездействие Министерства образования науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в законом установленный срок, по предоставлению ей благоустроенного жилого помещение не ниже установленных социальных норм; взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики <данные изъяты> рублей, в качестве возмещения убытков, понесенных ею в связи с оплатой жилья по найму; взыскать указанную сумму с учетом процентов, установленных ключевой ставкой Банка России, по день фактического исполнения решения суда; <данные изъяты> рублей расходы по оплате представительских услуг, всего <данные изъяты> рублей; взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства образования науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики <данные изъяты> рублей, в качестве возмещения убытков, понесенных ею в связи с оплатой жилья по найму; взыскать указанную сумму с учетом процентов, установленных ключевой ставкой Банка России, по день фактического исполнения решения суда и <данные изъяты> рублей расходы по оплате представительских услуг, всего <данные изъяты> рублей, взыскать указанную сумму с учетом процентов по день фактического исполнения решения суда.

Требования мотивированы тем, что она по своему правовому статусу относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязательство – предоставить ей вне очереди жилое благоустроенное помещение не ниже установленных социальных норм, Министерством строительства и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и Министерством образования науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в законом установленный срок не исполнено, что является незаконным бездействием органов государственной власти, и как следствие нарушает ее имущественные и неимущественные права.

Со ссылками на положения ст.ст. 15, 16, 395, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в исковом заявлении указывалось, что решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность Министерства строительства и ЖКХ КБР, предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей по Урванскому муниципальному району КБР.

По судебному решению возбуждено исполнительное производство и определением суда произведена замена в исполнительном производстве - замена должника с Министерства строительства и ЖКХ КБР на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР.

Ее неоднократные обращения в Министерство строительства и ЖКХ КБР с требованием предоставить ей жилое помещение оставлены без удовлетворения.

На ее обращение в Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики получен ответ, из которого следует, что она включена в общереспубликанский список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и вопрос обеспечения жильем будет решен в порядке очередности, по мере поступления средств республиканского бюджета КБР и субсидии, выделяемой из федерального бюджета, на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ между ней и ФИО5 был заключен Договор найма жилого помещения. Фактически в соответствии с условиями этого договора она оплачивает жилое помещение стоимостью в <данные изъяты> рублей в месяц. Всего ею оплачено за последние 34 месяца сумма в размере <данные изъяты> рублей. Данные расходы являются вынужденными и необходимыми средствами, которые она должна нести до того момента, пока не будет реализовано ее законное право на получение льготного жилья, так как собственного жилого помещения она не имеет, и фактически жить ей негде.

С 18 июня 2013 года по 18 апреля 2016 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот закреплялись за Министерством строительства и ЖКХ КБР. С 18 апреля 2016 года уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот вновь является Министерство образования науки и по делам молодежи КБР.

Обязательство - предоставить ей жилое благоустроенное помещение не ниже установленных социальных норм, органами государственной власти добровольно не исполнено, что является незаконным бездействием исполнителя, и как следствие нарушает ее имущественные права, что составляет суть вреда выраженного в понесенных ею убытков в связи с вынужденным расходами на жилье по найму

Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: иск ФИО1 к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства КБР о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязательств в установленный законом срок по предоставлению ей жилого помещения, о взыскании убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму, и требование о взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства КБР, выразившееся в неисполнении обязательств в установленный законом срок по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Взыскать в пользу ФИО1 с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР за счет казны Кабардино-Балкарской Республики <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в качестве возмещения убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> руб. - расходы по оплате представительских услуг, всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В удовлетворении остальной части иска и требования ФИО1 о взыскании судебных расходов, предъявленных к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР, отказать.

Требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выразившегося в неисполнении обязательств в установленный законом срок по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм; взыскании в ее пользу с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики <данные изъяты> рублей в качестве возмещения убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму, взыскать указанную сумму с учетом процентов, установленных ключевой ставкой Банка России по день фактического исполнения решения суда; и <данные изъяты> рублей - расходы по оплате представительских услуг, всего <данные изъяты> рублей, оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г.о. Нальчик государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ФИО16 Р.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее требования в полном объеме.

В апелляционной жалобе указано, что в нарушение ст. 67 ГПК РФ суд подошел к исследованию доказательств, имеющихся в материалах дела, и обстоятельствам, имеющим значение для принятия законного решения, необъективно и равнозначно, судом не правильно трактуются нормы действующего законодательства, - регулирующие данные правоотношения.

В жалобе повторяются правовые основания, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно указывается, что судом нарушены положения п. 1 ст. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Исходя анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2012 № 2-РЗ, ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ следует, что жилые помещения должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижения ими 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.) При этом реализация права лица из числа детей-сирот, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования, что не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина. Данная позиция отражена в сложившейся судебной практике, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.

Автор жалобы считает, что вынесенное решение нелогичным и указывает, что признавая бездействие одного ответчика - Министерства строительства ЖКХ и дорожного хозяйства КБР незаконным и доказанным, суд первой инстанции признает по тем же основаниям бездействие Министерства образования КБР, недоказанным, ввиду отсутствия совокупности обстоятельств, указывая, что истцом не доказана вина ответчика, так как отсутствуют постановления пристава-исполнителя в отношении нового должника, которым является Министерство образования и науки и по делам молодежи КБР.

Как указано в жалобе, совокупность этих обстоятельств ею доказана в полном объеме, представленными доказательствами.

Наличие вышеназванных норм федерального и регионального законодательства, а также судебных актов и законных распоряжений, подлежащих неукоснительному исполнению и не исполненных уполномоченными органами государственной власти, подтверждает факт незаконного бездействие в отношении нее, и определяют наличие вины ответчика.

Стороной не заявлялось требований об отложении исполнения решения суда и исполнения законом возложенных на уполномоченные органы обязательств, не доказана уважительность или невозможность исполнения этих обязательств в законом установленном порядке, поэтому требование закона и судебного акта Министерством образования КБР по предоставлению ей социального жилого помещения должно быть исполнено незамедлительно. Данные обязательства Министерством образования КБР по исполнительному документу не исполняются в течение года.

Таким образом, необходимость в имеющихся расходах существует, и является вынужденной мерой, обусловленной отсутствием места для ее проживания, и как следствие - решать жилищный вопрос самостоятельно и за свой счет.

Кроме того, суд первой инстанции ошибочно считает, что обязанность предоставить ей жилье у Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР возникло лишь с 29 апреля 2016 года, а не с 17 февраля 2012 года, когда эти обязанности Министерству были переданы от Правительства КБР.

Бездействие органов государственной власти, выразившееся в не предоставлении жилого помещения в срок установленный законом, очевидно.

Названные нормы закона предоставление жилья не ставят в зависимость от наличия или отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников данной категории, от времени включения в льготный список на получение жилья в порядке очередности лицам равной категории, от финансирования и возможностей бюджета, и каких-либо иных фактов.

Исходя из представленных доказательств суду вытекает, что право ФИО17 Р.С. уже возникло, обстоятельства для предоставления жилья наступили, поэтому она в полной мере может претендовать на реализацию этого права, а именно с момента внесения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению.

В дополнении к апелляционной жалобе представитель ФИО18 Р.С. привела разъяснения, изложенные в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 , которые, по ее мнению, позволяют применять к возникшим правоотношениям положения ст. 395 ГК РФ.

Заслушав доклад судьи ФИО10, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных, но неявившихся в судебное заседание ФИО19 Р.С. и представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выслушав поддержавшую жалобу представителя ФИО20 Р.С. – ФИО6, возражавшего против удовлетворения жалобы представителя Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР – ФИО4, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2012 г. № 2-РЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, указанным в части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений при условии нахождения места жительства указанных лиц на территории Кабардино-Балкарской Республики.

В силу части 6 статьи 6 этого Закона (в редакции Закона КБР № 48-РЗ от 18.06.2013г.), уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по осуществлению единой государственной политики по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, являлся исполнительный орган государственной власти КБР, осуществляющий управление в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Органом исполнительной власти в сфере строительства, архитектуры, градостроительства в КБР являлось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР, выступавшее также уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по осуществлению единой государственной политики по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора Урванского района КБР, выступавшего в интересах ФИО21 Р.С. удовлетворен и на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность предоставить ФИО22 Р.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Нальчикского городского отдела УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике на основании выданного судом исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

Решение суда по настоящее время не исполнено.

Суд первой инстанции признал обоснованным и подлежащими удовлетворению требования ФИО23 Р.С. о признании незаконным бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в законом установленный срок по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, а также требования о взыскании понесенных в связи с данным бездействием убытков.

То обстоятельство, что по договору найма жилого помещения, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между гражданином ФИО5 (наймодатель) и ФИО24 Р.С. (наниматель), первый передал истцу во владение и пользование две комнаты из трехкомнатной квартиры, принадлежащей ему на праве собственности и находящейся по адресу: КБР, <адрес>, на 11 месяцев с оплатой по <данные изъяты> руб. ежемесячно, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

По изложенным в решении основаниям, суд правильно счел подтвержденным факт несения расходов за найм жилья и фактического проживания в вышеуказанном жилом помещении, а также вынужденности и соразмерности понесенных ФИО25 Р.С. убытков.

Иск ФИО26 Р.С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики удовлетворен частично.

Признав незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в установленный законом срок по предоставлению ФИО27 Р.С. благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, суд первой инстанции правомерно взыскал с Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики убытки, понесенные ФИО28 Р.С. в связи с оплатой жилья по найму за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда в этой части Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики и взыскании убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму за период с мая 2016 года по февраль 2016 года на общую сумму <данные изъяты> руб., суд в решении указал на отсутствие необходимой совокупности условий для признания бездействия незаконным и, соответственно, взыскания причиненных этим бездействием убытков.

При этом, как приводится в решении, Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, в 2016 году освоило предоставленные субсидии на обеспечение жильем детей - сирот в полном объеме, и в связи с недостаточностью выделяемых денежных средств, в том же году обращалось в соответствующие комитеты Парламента КБР по корректировке объемов денежных средств, необходимых для обеспечения жильем детей - сирот в 2017 году.

Однако, с такими выводами суда, Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Как указывалось выше, вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ обязанность предоставить ФИО29 Р.С. благоустроенное жилое помещение была возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

Законом КБР от 18.04.2016 № 19-РЗ в часть 6 статьи 6 Закона КБР от 17 февраля 2012 года № 2-РЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике» были внесены изменения, в соответствии с которыми уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стал уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

Согласно Положению о Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, оно уполномочено осуществлять реализацию государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий.

Определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО30 Р.С., в связи с новым нормативным регулированием, в результате которого Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики было определено в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению названной категории граждан жилых помещений, произведено процессуальное правопреемство и процессуальный ответчик Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики заменено на Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.

В силу требований закона, вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В нарушение этих требований по настоящее время, вступившее в законную силу решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилья ФИО31 Р.С. остается неисполненным.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, в порядке процессуального правопреемства стало процессуальным ответчиком, обязанным исполнить решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилья ФИО32 Р.С., которое с заявлениями об отсрочке или о приостановлении исполнения решения, в суд не обращалось.

Отсутствие финансирования не освобождало Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от исполнения вступившего в законную силу решения суда, исполнение которого не отсрочено и не приостановлено.

Как правильно указано в апелляционной жалобе, необходимость в несении ФИО33 Р.С. расходов существует, и является вынужденной мерой, обусловленной отсутствием места для ее проживания, и как следствие – решать жилищный вопрос самостоятельно и за свой счет.

При указанных обстоятельствах, решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении иска к Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным бездействия и взыскании <данные изъяты> рублей в качестве возмещения убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму за период с мая 2016 года по февраль 2017 года, как того требует истец.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иных требований о взыскании процентов по правилам ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и на Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики денежные обязательства не возлагались.

По изложенным в решении основаниям, Судебная коллегия находит обоснованными и выводы суда о необходимости снижения взыскиваемых расходов на оплату услуг представителя до <данные изъяты> руб.

При этом, руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 о пропорциональном распределении судебных расходов, и тем обстоятельством, что исковые требования к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики были удовлетворены частично, суд постановил возместить расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.

Однако с учетом принятия по делу нового решения и частичного удовлетворения иска также и к Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, оставшийся разумный размер расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>) также подлежит возмещению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении иска к Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики отменить и принять в этой части новое решение о частичном удовлетворении требований.

Признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в установленный законом срок по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Взыскать в пользу ФИО1 с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики <данные изъяты> рублей в качестве возмещения убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по найму за период с мая 2016 года по февраль 2017 года и <данные изъяты> руб. - расходы по оплате представительских услуг, а всего <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальных требований к Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, отказать.

В остальном решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО34.С. - без удовлетворения.

Председательствующий ФИО35

судьи ФИО36

ФИО36