БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-872/2019 (33-7971/2018;)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 29 января 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Скоковой Д.И., Фурмановой Л.Г.
при секретаре Аноприенко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к прокуратуре Белгородской области о включении периода службы по должности стажера инспектора ОППН в стаж работы, дающий право на получение пенсии
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Скоковой Д.И., объяснения истца ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика ФИО2, полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
ФИО1 работает в прокуратуре Белгородской области в должности старшего помощника прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
При обращении к работодателю с заявлением о зачете в выслугу лет для назначении пенсии периода работы стажером по должности инспектора по предупреждению правонарушений несовершеннолетних городского отдела УВД Советского района г. Омска ему разъяснено, что указанный период работы в выслугу лет для назначения пенсии засчитан быть не может, поскольку по окончании периода работы стажером ФИО1 службу в органах внутренних дел не продолжал, специальное звание не получал.
Дело инициировано иском ФИО1 о возложении на прокуратуру Белгородской области обязанности включить в стаж работы, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, период работы с 15 октября 1995 г. по 10 июня 1996 г. (7 месяцев 25 дней) стажером по должности инспектора по предупреждению правонарушений несовершеннолетних городского отдела управления внутренних дел Советского района г. Омска и признать право на получение пенсии по выслуге лет с 17 августа 2018 г., обязав прокуратуру Белгородской области назначить указанную пенсию и выплачивать ее, начиная с 17 сентября 2018 г.
В суде первой инстанции ФИО1 иск поддержал, просил его удовлетворить. Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения иска.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе с учетом уточнения изложенных в ней требований истец просит об отмене постановленного по делу решения со ссылкой на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
В письменных возражениях ответчика на апелляционную жалобу содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 жалобу поддержал. Представитель ответчика ФИО2 полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях доводы, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа заместителя начальника УВД Омской области от 5 ноября 1995 г. № 2130 л/с ФИО1 назначен стажером по должности инспектора по предупреждению правонарушений несовершеннолетних городского отдела УВД Советского района г. Омска с испытательным сроком три месяца с 15 октября 1995 г. с должностным окладом 13000 рублей. Приказом заместителя начальника УВД Омской области от 9 июня 1996 г. № 1186 л/с он уволен с указанной должности по собственному желанию с 10 июня 1996 г. В трудовой книжке истца содержатся записи о стаже работы в органах внутренних дел продолжительностью 7 месяцев 25 дней в период с 15 октября 1995 г. по 10 июня 1996 г.
Согласно листу расчета выслуги для начисления ежемесячной доплаты к должностному окладу прокурорского работника выслуга лет у ФИО1 составила на 18 августа 2018 г. 19 лет 04 месяца 06 дней.
Из содержания ответа прокуратуры Белгородской области от 28 августа 2018 г. № 6-23-2018/677 на заявление ФИО1 от 20 августа 2018 г. о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода работы стажером по должности инспектора по предупреждению правонарушений несовершеннолетних городского отдела УВД Советского района г. Омска следует, что основанием для отказа в зачете указанного периода в выслугу лет для назначения пенсии послужили положения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», по смыслу которых для зачета такого периода работы требуется дальнейший прием стажера на службу с присвоением специального звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел; истец по окончании периода работы стажером службу в органах внутренних дел не продолжал, специальное звание ему не присваивалось.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пункта 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, статей 1, 12 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, исходил из того, что период службы в качестве стажера по соответствующей должности является не служебной, а трудовой деятельностью, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на верном применении норм материального права при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении пенсий и пособий прокурорам и следователям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органа», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» и данным Положением.
Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В силу пункта 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в том числе указанные в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Данной статьей Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В заявленный для включения в выслугу лет для назначении пенсии период работы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1.
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 данного Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку истец не был назначен на должность, ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в спорный период он не являлся.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно принял во внимание, что период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Приведенные в апелляционной жалобе истца доводы о том, что судом неверно истолкована норма пункта 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, поскольку данной нормой предусмотрено включение в выслугу лет для назначении пенсии работникам органов прокуратуры не только периодов службы, но и периодов работы, основаны на неправильном понимании истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указанной нормой права предусмотрен перечень конкретных периодов службы, работы, учебы, которые подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии работникам прокуратуры. При этом данная норма права содержит отсылку к статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Ссылка в жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2011 г. № 1447-О-О не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Напротив, из текста данного Определения следует, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя.
В данном случае включение спорного периода в выслугу лет истца для назначения пенсии законом не предусмотрено.
Что касается доводов жалобы о том, что наличие специального звания не является обязательным условием для назначения пенсии в соответствии с нормами Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» со ссылкой на конкретные судебные акты, то судебная коллегия отмечает, что эти акты приняты с учетом других установленных по иным делам обстоятельств и не могут свидетельствовать о неправильном разрешении судом настоящего спора.
Так, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2012 г. № 13-В11-9, выдержки из которого приведены в апелляционной жалобе, принято по спору, имеющему иной предмет, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 14-АПУ14-6 – по уголовному делу.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 32-КГ15-5 по спору о признании права на назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы, указано, что оно принято с учетом исключительных обстоятельств дела (пресечение истцом преступных действий и принятие мер по задержанию преступника, причинение истцу ранений при выполнении служебных обязанностей, тяжесть полученных им травм, признание его инвалидом первой группы с указанием причины инвалидности «военная травма»), а также с учетом того, что обжалованные судебные постановления исполнены в добровольном порядке.
В рамках рассмотрения настоящего спора каких-либо исключительных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для включения периода работы истца в должности стажера в выслугу лет для назначения пенсии, не установлено. Принятое по делу решение об отказе в удовлетворении таких требований принято в полном соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 2 ноября 2018 г. по делу по иску ФИО1 к прокуратуре Белгородской области о включении периода службы по должности стажера инспектора ОППН в стаж работы, дающий право на получение пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи