Судья: Пронина Н.И. № 33-7973
Докладчик: Першина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«04» августа 2015г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Беловодском А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 мая 2015 года по иску ФИО1 к Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 просит возложить на Администрацию Мариинского муниципального района обязанность восстановить его на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях по категории «пенсионеры», предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, обязанность восстановить его в список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования обоснованы тем, что он проживал и работал в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ выехал оттуда и стал постоянно проживать на территории <адрес>
На ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 25.07.1998г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с 01.01.2003 г.- в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125- ФЗ от 25.10.2002г. предусмотрены условия и порядок предоставления жилищных субсидий на приобретение жилья лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера.
В соответствии со ст.3 ФЗ №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Реализуя предусмотренное законом право на получение жилья, летом ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление с приложением всех необходимых документов в Администрацию Мариинского района о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей».
Он был уведомлен о том, что с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», включен в список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ., он периодически приглашался в жилищный отдел Администрации Мариинского района для обновления документов, представлял все требуемые документы.
ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо из Администрации Мариинского муниципального района о том, что он был необоснованно включен в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ так как решение органа местного самоуправления о принятии его на учет за ДД.ММ.ГГГГ не выносилось, кроме того, он не включен в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что ключение его в список граждан- участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» за 2009-2012 г.г. на получение жилищных сертификатов также необоснованно.
Считает указанные действия Администрации Мариинского муниципального района незаконными и нарушающими его права, поскольку не издание органом местного самоуправления постановления о принятии заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может быть поставлено ему (ФИО1) в вину, не может быть повлечь нарушения его конституционных прав.
В соответствии со ст.6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Оснований, предусмотренных указанной нормой права, Администрацией Мариинского муниципального района при принятии решения о снятии его с учета не приведены.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей» регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Пунктом 9 определен перечень документов, подлежащих представлению заявителем.
Пункт 12 предусматривает, что решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан в книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения (п. 14).
Согласно п. 17 одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по категориям граждан, в частности, пенсионеры.
В соответствии с п.22 снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней, с даты принятия такого решения.
Полагает, что нарушено его право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья.
ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области ФИО3 исковые требования не признала.
Решением суда постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на Администрацию Мариинского муниципального района обязанность восстановить ФИО1 на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по категории «пенсионеры», предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на Администрацию Мариинского муниципального района обязанность восстановить ФИО1 в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе и.о. Главы Мариинского муниципального района Кемеровской области ФИО4 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд не принял во внимание, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> и на каждого члена семьи- на ФИО1 и его супругу ФИО2 приходится по <данные изъяты> что превышает размер учётной нормы площади жилого помещения, установленный на территории Красноорловского сельского поселения, следовательно, в силу ст.50 ч.4,5, ст.51 ч.1 п.1,2 ЖК РФ, решения Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 27.02.2015 года № 42/3 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территориях сельских поселений, входящих в состав Мариинского муниципального района» ФИО1 не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеет оснований для нахождения в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
О времени и месте судебного заседания, назначенного на 04.08.2015г., стороны извещены надлежаще. В судебное заседание не явились. ФИО1 направил в судебное заседание своего представителя ФИО2 В соответствии со ст. 167 ч. 3, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, с участием представителя истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФИО1 ФИО2(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.07.1998г. N 131-ФЗ, действовавшим до 01.01.2003г., с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
С 01.01.2003г. действует Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 N 125-ФЗ, согласно статье 1 которого право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.2 Федерального закона №125-ФЗ граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, изложен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879.
В соответствии с п. п. 17, 19, 24, 25 Положения основанием для предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являются единые списки, сформированные органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании списков, сформированных органами местного самоуправления.
Согласно ст.57 ч.1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
До введения в действие Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливался Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335.
Правилами предусматривалось, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (п. 12 Правил).
В ст.6 ч.2 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Как установил суд 1 инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя Главы г.Мариинск было подано заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера» (л.д.21).
ФИО1 был поставлен Администрацией Мариинского района Кемеровской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,21).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Мариинского муниципального района Кемеровской области было сообщено, что ФИО1 необоснованно включен в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, так как решение органа местного самоуправления о принятии на учет ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. В списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» за 2009-2012 года на получение государственных жилищных сертификатов ФИО1 также включен без законных оснований, поскольку отсутствует решение органа местного самоуправления о признании истца участником данной программы (л.д.6-8).
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно указал, что не издание органом местного самоуправления - Администрацией Мариинского района решения о принятии заявления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включения ФИО1 в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», не может быть постановлено в вину ФИО1 и влечет нарушение его конституционных прав.
Ответчиком не оспаривалось, что ФИО1, предоставив все необходимые документы, обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», был включен в указанные списки в установленном на тот период времени законом порядке. Отсутствие в книге регистрации данных о постановке на учет, а также фактическая утрата или отсутствие подтверждающих документов в Администрации Мариинского района, не являются основанием для снятия гражданина с учета.
Данное обстоятельство подтверждает, что органом местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляется анализ и учет документов, представленных в деле ФИО1, что также не может быть поставлено в вину истца.
Довод в апелляционной жалобе о том, что ФИО1 не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеет оснований для нахождения в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку имеет в собственности жилье, не опровергает правильность выводов суда 1 инстанции.
В п.6 ч.2 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Перечень оснований, при наличии которых граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 N 125-ФЗ, а также порядок снятия с учета установлены в п.21,22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879.
Вместе с тем, как верно было указано судом 1 инстанции, в случае выявления ответчиком обстоятельств, с наличием которых действующий закон связывает право органа местного самоуправления снять гражданина с соответствующего учета, ответчику следовало разрешить вопрос о снятии ФИО1 с учета в указанном выше порядке, чего сделано не было, в связи с чем наличие в собственности истца недвижимого имущества правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Разрешая дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал оценку доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 мая 2015 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий - И.В. Першина
Судьи- Л.А.Молчанова
В.В.Казачков