Судья Кочнева А.Ш. Дело № 33-797/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 09 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дулуша В.В., Железняковой С.А.,
при секретаре Доржу Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным приостановление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по апелляционной жалобе Управления труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным решения от 28 сентября 2012 года о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В обоснование исковых требований указал на то, что он является получателем трудовой пенсии по старости. Управлением труда и социального развития Дзун-Хемчикского кожууна РТ ему была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии как лицу, замещавшему выборные муниципальные должности. Выплата указанной доплаты к трудовой пенсии приостановлена с октября 2012 года на основании решения Управления труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна РТ от 28 сентября 2012 года. Данное решение считает незаконным. В Постановлении Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года № 511 и Положении об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии указание об обратной силе и распространении их действия к ранее возникшим отношениям отсутствует. Полагает, что Управлением труда и социального развития Дзун-Хемчикского района РТ применена обратная сила Положения, утвержденного Решением Хурала представителей Дзун-Хемчикского кожууна РТ от 28 сентября 2012 года № 94, умаляющего его права, поскольку увеличением стажа замещения муниципальной должности, дающего право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, ущемляется его конституционное право на социальное обеспечение и ухудшается его материальное положение. Просил суд признать незаконным приостановление Управлением труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва выплат к трудовой пенсии.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 сентября 2013 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал решение Управления труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 28 сентября 2012 года о приостановлении выплат ежемесячной доплаты к трудовой пенсии ФИО1 незаконным.
Не согласившись с решением суда, Управление труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что Указом Главы - председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 признан утратившим силу Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года №205, поэтому с 23 мая 2012 года приостановлена выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы, менее десяти лет. Согласно п. 3 Положения, утверждённого Решением Хурала Представителей Дзун-Хемчикского кожууна РТ № 94, лица, замещавшие на постоянной основе выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Дзун-Хемчикского кожууна РТ не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», если освобождение от замещаемой муниципальной должности имело место не ранее 03 сентября 1997 года. ФИО2 выплата доплаты к государственной пенсии приостановлена в связи с отсутствием у него выборного муниципального стажа более 10 лет и отсутствием государственных наград.
В возражении истец ФИО1 просит решение суда от 16 сентября 2013 года оставить без изменения.
В судебном заседании начальник Управления труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва С. апелляционную жалобу поддержала.
Истец ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 18 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в редакции от 08 января 1998 года) и статье 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно статье 22 указанного Федерального закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 г. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.
Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Пунктом 1 Указа Главы – Председателя Правительства Республики Тыва № 145 от 04 мая 2012 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Из материалов дела видно, что ФИО1М-Д. в соответствии с Указом Президента Республики Тыва от 12 ноября 2007 № 205 получал ежемесячную доплату к государственной пенсии по старости.
Решением Хурала представителей муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва от 28 сентября 2012 года № 94 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замешавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Решением Управления труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского района Республики Тыва от 28 сентября 2012 года выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии с 01 сентября 2012 года приостановлена в связи с отсутствием у ФИО1 стажа работы на государственной должности Республики Тыва более 10 лет и отсутствием государственной награды.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что положения, закреплённые в Указе Главы - Председателя Правительства Республики Тыва № 145 от 04 мая 2012 года, и в решении Хурала представителей Дзун-Хемчикского района № 94 от 28 сентября 2012 года, не должны распространяться на ФИО1М-Д., поскольку в них нет указания об обратной силе и распространении к ранее возникшим отношениям.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Поскольку субъект Российской Федерации самостоятельно определяет круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменяет условия и порядок предоставления таких мер, то вправе принимать в установленном порядке решение об отмене нормативного правового акта, предусматривающего такие меры.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 «О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" от 4 мая 2012 г., N 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (в ред. постановлений Правительства РТ от 30.01.2013 N 41г от 07.08.2013 N 494) утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, содержащее приложение № 1 «Периоды государственной гражданской службы (работы), учитываемые при исчислении стажа государственной гражданской службы, дающего право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии».
Как видно из материалов дела, ФИО1М-Д. в период трудовой деятельности с 22 ноября 1979 года по 19 июля 1981 года работал секретарем ** Совета народных депутатов, с 19 июля 1981 года по 7 апреля 1983 года работал председателем ** Сельского Совета, с 22 мая 1985 по 8 февраля 1990 года председателем ** Совета народных депутатов, всего общий стаж на указанных должностях составил 8 лет 8 месяцев.
Таким образом, судебная коллегия установила, что ФИО1М-Д. замещал выборные муниципальные должности и имеет стаж государственной службы менее 10 лет.
Кроме того, судебной коллегией установлено, что ФИО1М-Д. не имеет государственных наград Республики Тыва.
Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» регламентирован порядок и условия назначения доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемой за счет сред бюджета Республики Тыва, и одним из обязательных условий для доплаты является наличие определенного стажа, в частности, для истца этот стаж замещения государственных должностей Республики Тыва должен составлять не менее десяти лет, также необходимо наличие государственных наград Российской Федерации и (или) государственных наград Республики Тыва.
Поскольку судебной коллегией установлено, что стаж замещения истцом государственных должностей Республики Тыва составляет менее 10 лет, также отсутствуют государственные награды, то оснований для доплаты к пенсии в силу приведенных норм законодательства Республики Тыва не имеется.
При данных обстоятельствах требования истца о признании незаконным приостановление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не подлежат удовлетворению, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 16 сентября 2013 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению труда и социального развития Администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным приостановление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июля 2014 года.
Председательствующий
Судьи