ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7982/2016 от 25.10.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2016 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута, действующего в интересах И. к Администрации города Сургута об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

по апелляционной жалобе администрации города Сургута

на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Сургута, действующего в интересах И. к Администрации города Сургута об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Сургута предоставить И. на условиях договора социального найма не менее 36 кв. м. благоустроенное жилое помещение в пределах границ города Сургута; в остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения прокурора Захаровой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Сургута, действующий в интересах И. обратился в суд с иском к администрации города Сургута об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой города по обращению И., (дата) г.р., проведена проверка требований законодательства по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественно войны.

В ходе проведенной проверки установлено, что И., является супругой умершего инвалида ВОВ, что подтверждается справкой (номер) от (дата), выданной управлением социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району.

Постановлением администрации города от (дата)(номер)И. принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета и включена в соответствующий список.

(дата), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны Президентом Российской Федерации издан Указ (номер) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Вместе с тем, администрацией города до настоящего времени обязанности по обеспечению И. жилым помещение на условиях социального найма не исполнены, кроме того, согласно информации, представленной администрацией города Сургута от (дата)(номер), в 2015 году субвенции на исполнение государственного полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, из федерального бюджета в бюджет города не поступали.

Прокурор просил суд обязать администрацию г. Сургута предоставить И., (дата) г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее 36 кв. м., расположенное в границах города Сургута не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования заявленные прокурором поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Учитывая, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется только за счет средств федерального бюджета, предоставление жилых помещений вдовам умерших участников ВОВ осуществляется в порядке очередности (а не во внеочередном порядке) представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований прокурора города Сургута в интересах И. отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие И. в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Сургутский городской суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Сургута, просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Считает, что рассмотрение гражданского дела осуществлено с нарушением норм материального права.

Требования мотивированы тем, что удовлетворяя требования о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма, суд фактически обязал администрацию города Сургута предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Однако, федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закон ХМАО - Югры от 06 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», постановление Правительства ХМАО- Югры от 09 октября 2013 года № 408-п не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или единовременной денежной выплаты членам семьи, погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны.

Суд, в нарушение установленного порядка предоставления жилых помещений членам семьи умерших участников Великой Отечественной войны, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения, так как по мнению суда, с момента постановки И. на учет прошло достаточно времени, при этом материалы дела не содержат доказательства, на которых основаны указанные выводы суда.

Считает, что вывод суда о наличии правовых оснований для предоставления жилого помещения не основан на нормах права.

При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения существенными обстоятельствами являются наличие оснований для признания истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Судом не исследовались обстоятельства сохранения за И. права на получение жилого помещения по договору социального найма. Суд не истребовал сведения о наличии или отсутствии жилья в собственности у истца и членов ее семьи.

Администрация города надлежащим образом исполнила государственное полномочие по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями, в пределах переданных Правительством ХМАО-Югры финансовых средств, с соблюдением установленного порядка.

Финансовые средства для приобретения жилого помещения по договору социального найма И., вдове умершего участника Великой Отечественно войны в бюджет города не поступали.

Возложение обязанности на орган местного самоуправления по предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма гражданам, относящимся категориям граждан, которые подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, если финансовые средства в бюджет города не поступали или финансовые средства поступили в недостаточном объеме противоречит Бюджетного кодексу Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 08 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

В данном случае отсутствует факт нарушения прав И. администрацией города Сургута. В свою очередь администрация города выполняет государственное полномочие по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны в полном объеме с соблюдением всех требований законодательства и установленного порядка.

Возражая против доводов апелляционной жалобы, прокурор города Сургута действующий в интересах И., просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Захарова А.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Истец И., представитель ответчика Администрации города Сургута в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель ответчика Администрации города Сургута просит дело рассмотреть в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Президент Российской Федерации постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Из буквального содержания Указа Президента Российской Федерации следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий;

2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по ФЗ "О ветеранах".

Президентом Российской Федерации указано на необходимость завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В последующем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» из пункта 1 исключены слова « до 1 мая 2010г.» и « вставших на учет до 1 марта 2005 года».

Таким образом, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ осталось обязанностью Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов, вне зависимости от даты постановки на учет ветерана ВОВ в качестве нуждающегося.

В соответствии с п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, в период Великой Отечественной войны или в период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

В силу п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положением п.п. 3 п. 2 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона Российской Федерации 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 23.2. указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем при реализации указанных полномочий необходимо учитывать положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", п. 1 которого имеет своей целью завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Тем самым предусмотрено предоставление жилья указанной категории граждан во внеочередном порядке.

Право на внеочередное предоставление жилья не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список очередников.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны регулируется Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 июля 2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

В частности, согласно пункту 1 ст. 7.2 указанного закона, право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма имеют право, в том числе члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Норма предоставления жилого помещения граждан, относящимся к категориям, определенным пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается в размере 36 кв.м. общей площади жилого помещения.

В случае, если общая площадь жилого помещения в силу его технических (конструктивных) особенностей превышает норму предоставления жилого помещения, жилое помещение предоставляется общей площадью, превышающей норму, установленную в настоящем подпункте, но не более 47 кв. м.

Кроме того, в соответствии со статьями 2,3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2009 г. № 36-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством», органы местного самоуправления города Сургута наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями на условиях социального найма членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В силу пунктов 1,2, 4 части 2 ст. 7 Закона № 36-оз, к обязанностям органов местного самоуправления относится осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; обеспечение жилыми помещениями на условиях социального найма категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона; обеспечение выполнения нормативных правовых актов органов государственной власти автономного округа по вопросам исполнения переданных им отдельных государственных полномочий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, И. является супругой умершего инвалида Великой Отечественной войны ФИО, умершего (дата)г. что подтверждается удостоверением (номер), выданным И.(дата), свидетельством о смерти ФИО ( л.д.11,52 ).

Постановлением администрации города от (дата)(номер)И. как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета и включена в соответствующий список, от получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета И. отказалась (л. д. 13-15).

Администрацией города до настоящего времени обязанности по обеспечению И. жилым помещением на условиях социального найма не исполнены, кроме того согласно информации, представленной администрацией города Сургута от (дата)(номер), в 2015 году субвенции на исполнение государственного полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, из федерального бюджета в бюджет города не поступали.

Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими документами, исследованными в судебном заседании суда первой инстанции в полном объеме, и стороной ответчика не оспариваются.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, суд обязал ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение не менее 36 кв.м. в пределах границ города Сургута, в удовлетворении требования о предоставлении квартиры в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения в удовлетворении иска отказал.

Судебная коллегия согласна с выводами суда, считает их правильными, так как истец является нуждающейся в жилом помещении, состоит в списке очередности как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны, проживает в (адрес) в (адрес) общей площадью 37,10 кв.м. вместе с Л.А.А., Р.В.Е., Р.Л.А.

( всего 4 человека), со времени постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье с декабря 2015 года как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны жилым помещением И. не обеспечена.

С доводами апелляционной жалобы о незаконности предоставления квартиры истцу во внеочередном порядке судебная коллегия считает несостоятельными, так как предоставление жилья вне очереди предусмотрено вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, п. 1 которого имеет своей целью завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Ссылки апеллянта о том? что вывод суда о наличии правовых оснований для предоставления жилого помещения не основан на нормах права, что судом не исследовались обстоятельства сохранения И. права на получение жилого помещения по договору социального найма, что суд

не истребовал сведения о наличии или отсутствии жилья в собственности у истца и членов ее семьи судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, поскольку ответчик не оспаривал факт нуждаемости истца в жилом помещении как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, с декабря 2015 года истец поставлена в соответствующий список нуждающихся в жилом помещении, ходатайств об истребовании сведений о наличии жилья в собственности истца или членов ее семьи представитель ответчика в судебном заседании не заявлял.

Указания в апелляционной жалобе об отсутствии финансовых средств для приобретения жилого помещения истцу судебная коллегия считает

не заслуживающими внимания, так как обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан имеет и общегосударственное и местное значение, в связи с чем указанные вопросы должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма ветеранам войны, а отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан не могут влиять на реализацию их права на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" является обязанностью администрации города Сургута, в том числе, путем взаимодействия с органами власти обязанными осуществлять указанное финансирование, а потому не может ставиться в зависимость от несвоевременного выделения средств из федерального бюджета.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда требованиям материального закона не противоречит, оно постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы заявителя сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу и иному толкованию норм материального права.

Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.

При таких обстоятельствах, судом были правильно применены нормы материального и процессуального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ допущено не было.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Сургутского городского суда (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Сургута - без удовлетворения.

Председательствующий: Иванова И.Е.

Судьи: Вороная Н.Л.

Решетникова О.В.