ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7991/17 от 14.12.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Санжаровская Н.Ю. Дело № 33-7991/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Сусловой Н.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.

рассмотрела в судебном заседании 14 декабря 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» - Б.О.Ф.. - на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 сентября 2017 года, которым

исковое требование Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принятия мер по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения удовлетворено.

Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения у гаражей по <Адрес обезличен> в районе точек с координатами: ... (к юго-западу от проезда к гаражам, напротив гаражного блока, обозначенного на публичной кадастровой карте номером <Номер обезличен>); ... (в месте нахождения разрушенных гаражных боксов); ... (к северо-востоку от проезда к гаражам, напротив гаражного блока, обозначенного на публичной кадастровой карте номером <Номер обезличен>); ... (к северо-востоку от проезда к гаражам, напротив гаражного блока).

В удовлетворении искового требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности принятия мер по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов отказано.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения представителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Б.О.Ф. представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми М.С.А.., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности принятия мер по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения у гаражей по ул. <Адрес обезличен> в точках с координатами: ... (к юго-западу от проезда к гаражам, напротив гаражного блока, обозначенного на публичной кадастровой карте номером <Номер обезличен>); ... (в месте нахождения разрушенных гаражных боксов); ... (к северо-востоку от проезда к гаражам, напротив гаражного блока, обозначенного на публичной кадастровой карте номером <Номер обезличен>); ... (к северо-востоку от проезда к гаражам, напротив гаражного блока).

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой на основании обращения В.Н.Г. по факту образования несанкционированной свалки на территории <Адрес обезличен> проведена проверка, в ходе которой установлено, что в районе гаражей по адресу: <Адрес обезличен>, на земле размещены твердые коммунальные отходы - отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные, строительные отходы, отходы от ремонта автотранспортных средств, имеющие 4 и 5 класс опасности для окружающей природной среды. Земельный участок в районе места размещения несанкционированной свалки для землепользования конкретным лицам не выделялся. Прокурор просил возложить на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обязанность по принятию мер по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления с несанкционированной свалки отходов, размещенных у гаражей по <Адрес обезличен>.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Липина С.М. - поддержала заявленные требования, подтвердив доводы и основания, изложенные в иске.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Б.О.Ф.. с иском не согласилась, ссылаясь на правовую неопределенность по вопросу разграничения полномочий между органами государственной власти Республики Коми и органами местного самоуправления в сфере организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Представитель ответчика Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми А.А.В. предъявленные требования не признал, считает иск к Министерству необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Представитель третьего лица Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в судебном заседании участие не принимал, представил письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Эжвинского районо МО ГО «Сыктывкар» не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении требований к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Судом установлено, что <Дата обезличена> Сыктывкарским городским комитетом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в целях проверки информации, содержащейся в обращении В.Н.Г.., о сбросе твердых бытовых отходов на землю и образовании несанкционированных свалок на территории <Адрес обезличен>, проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка в районе гаражей по адресу: <Адрес обезличен>, в ходе которого установлено, что на земле рядом с проездами к гаражам, а также в месте нахождения разрушенных гаражных боксов, расположенных по <Адрес обезличен>, размещены твердые коммунальные отходы – отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы из жилищ крупногабаритные (мебель, картонные коробки от бытовой техники), строительные отходы (куски пенополистирольных плит, отходы бетона в кусковой форме, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ), отходы от ремонта автотранспортных средств (автомобильные покрышки). Координаты места сброса отходов в международной географической системе координат десятичных градусах по системе ПКК составляют: ... (к юго-западу от проезда к гаражам, напротив гаражного блока, обозначенного на публичной кадастровой карте номером <Номер обезличен>); ... (в месте нахождения разрушенных гаражных боксов); ... (к северо-востоку от проезда к гаражам, напротив гаражного блока, обозначенного на публичной кадастровой карте номером <Номер обезличен>); ... (к северо-востоку от проезда к гаражам, напротив гаражного блока).

Перечисленные выше отходы имеют 4 и 5 класс опасности для окружающей природной среды, включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра, обследования территории № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, приложенными к акту фотоматериалами, и представителями ответчиков не оспаривались.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно исходил из того, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В соответствии с п.п. 9 п. 5 ст. 58 Устава МО ГО «Сыктывкар», принятого на заседании Совета МО ГО «Сыктывкар» <Дата обезличена>, администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в Эжвинском районе, в пределах средств, предусмотренных в смете доходов и расходов.

Пунктом 4.3.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденными Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на территории Эжвинского района организует работу по санитарной очистке и ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.п. «в» п. 73 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 № 519, Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Заявляя требование об устранении несанкционированной свалки к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, прокурор ссылался на положения ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которым организация деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 1 января 2016 года отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а значит и ликвидация несанкционированной свалки на территории ... также входит в полномочия Министерства.

Отклоняя требования прокурора к Министерству и обязывая администрацию Эжвинского района г. Сыктывкара к устранению свалки, суд первой инстанции обоснованно исходил из определения понятия несанкционированной свалки отходов, которое содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, которое сформулировано, как «территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов».

В соответствии с п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В примечании к этому пункту указанно, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил, что обстоятельствами, имеющими значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление собственника данных отходов, статуса земельного участка, где обнаружен бытовой мусор, соответствует ли складирование мусора разрешенному виду использования земельного участка, связано ли складирование отходов с оборотом бытовых отходов либо «ликвидация» несанкционированной свалки направлена на устранение нарушений экологических, санитарных и иных требований.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что ликвидация выявленной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов по установленным в результате проверки координатам не относится к правоотношениям по обращению с отходами, поскольку ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории.

Из материалов дела следует и ответчиками не оспаривалось, что земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, для землепользования конкретным лицам не выделялся, собственник отходов не установлен.

Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер ответчик не представил и материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что представленными доказательствами подтверждается размещение несанкционированной свалки на земельном участке, которая находится на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для удовлетворения иска, признав надлежащим ответчиком по делу орган местного самоуправления, ответственный за территорию, на которой находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления - администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Б.О.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –