Судья: Косенко Ю.В. Дело № 33-7999/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Вачковой И.Г., Набок Л.А.,
при секретаре - Подусовской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области о возложении обязанности представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы,
по апелляционному представлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора на решение Ленинского районного суда г. Самара от 22 мая 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области о возложении обязанности представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самарского межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области о возложении обязанности представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы.
В обоснование заявленных требований указано, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, в ходе которой выявлено, что Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2014 № 861 утверждено положение о памятнике природы регионального значения «Красноармейский сосняк». Государственное управление в области организации и функционирования памятника природы осуществляет Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области, на которое также
возложена организация охраны особо охраняемых природных территорий регионального
значения и утверждения их границ. Вместе с тем, до настоящего времени в
государственном кадастре недвижимости сведения о памятнике природы регионального
значения «Красноармейский сосняк» как об особо охраняемой территории регионального значения отсутствует. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территорий регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушения в связи с этим режима их использования. В адрес Министерства вносилось представление об устранении допущенных нарушений, однако документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы «Красноармейский сосняк» и ограничения по их использованию в объеме определенном порядком ведения государственного кадастра недвижимости для постановки на кадастровый учет не поступили. Данное бездействие государственного органа нарушает требования закона, интересы РФ, граждан, а также неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 12 месячный срок со дня вступления в силу решения суда предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы «Красноармейский сосняк», и ограничения по их использованию в объеме определенном порядком ведения государственного кадастра недвижимости, для постановки на государственный кадастровый учет.
Также прокурор обратился с аналогичными исками в суд к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области, указывая на неисполнение ответчиком обязанности предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятниками природы «Заливы острова «Тушинский», «Осинник в истоках реки Лозовки», «Урочище «Ильмень», « Кутулукские яры», «Урочище «Каменное», «Генковская лесополоса кв. 25 и 26», просил обязать ответчика в 12 месячный срок со дня вступления в силу решения суда предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых указанными памятниками природы и ограничения по их использованию в объеме определенном порядком ведения государственного кадастра недвижимости, для постановки па государственный кадастровый учет.
Определением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ указанные дела объединены в одно производство.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Самарский межрайонный природоохранный прокурор, в апелляционном представлении ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права.
В заседании судебной коллегии прокурор заявил об отказе от заявленных требований в полном объеме, в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком, в связи с чем просил решение суда отменить, производство по гражданскому делу прекратить.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – ФИО1 (по доверенности) не возражала против принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска (ч. 2 ст. 173 ГПК РФ). Суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом, согласно ст. 220 ГПК РФ. Производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 ГПК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ, возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений ч. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления.
В соответствии с положениями ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе от иска определяются по правилам, установленным ч. ч. 2 и 3 ст. 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Как следует из заявления Самарского межрайонного природоохранного прокурора, он отказывается от требований, в связи с добровольным разрешением спорного вопроса, в связи с чем просит принять отказ от заявленных требований, последствия, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 220, 221, 326.1 ГПК РФ, в том числе, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, известны.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от иска не имеется, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции, принять отказ Самарского межрайонного природоохранного прокурора от заявленных требований, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекратить производство по делу по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области о возложении обязанности представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221, 224 - 225, 326.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 22 мая 2015 года отменить.
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды, и природопользования Самарской области о возложении обязанности представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах земель, занятых памятником природы - прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна. Судья -