ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-79/19 от 15.01.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Воронцов А. В. дело33-79/2019 (33-8839/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2019 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

судей Данилова А.В., Решетниковой О.В.,

при секретаре Мельниковой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании размера жилищной субсидии на приобретение жилого помещения,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 28 августа 2018 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику об оспаривании размера жилищной субсидии на приобретение жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что 27 июня 2018 года истец получил уведомление ответчика о расчете размера жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года (номер).

Согласно расчету ответчика размер социальной выплаты истцу составляет 1 373 882 руб.

С данным расчетом истец не согласен.

Полагает, что расчет выплаты должен производится на основании Приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 марта 2018 года (номер)-нп, которым утвержден норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на третий квартал 2018 года в (адрес) в размере 56 166 руб.

На основании изложенного, истец просил обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определить размер социальной выплаты в размере 2 038 825 рублей исходя из стоимости 1 квадратного метра в 56 166 рублей на период выдачи сертификата 13 июня 2018 года.

В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение.

Не может согласиться с выводами суда о том, что к возникшему спору применяется Приказ Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от (дата)(номер)/пр, которым утверждены нормативы стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на первое полугодие 2018 года в размере 37 848 руб.

В соответствии Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.04.2018 года № 224/пр утверждены показатели среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 2 квартал 2018 года, которая по ХМАО - Югре составляет 46 682 рубля.

Также в соответствии с Приказом региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 29.03.2018 года № 10-нп утверждены нормативы средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по ХМАО - Югре и муниципальным образованиям ХМАО - Югры на 3 квартал 2017 года, в соответствии с приложением стоимость одного квадратного метра по (адрес) составляет 56166 рублей.

Полагает, что размер положенной ему социальной выплаты составляет: 33 кв.м * 56 166* 1,1 = 2 038 825 рублей 80 копеек.

Указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц утверждены правила предоставления субсидии в соответствии с п. 6 Правил Размер субсидии рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В письменных возражениях Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Для целей реализации указанной государственной программы Правительством Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с п. 13 Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах "а", "б", "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, граждан;

норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного пунктом 14 настоящих Правил для отдельных субъектов Российской Федерации, применяемого при расчете размера социальной выплаты гражданам, указанным в подпунктах "а", "б" и "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2018 N 1392).

В силу п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина, повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения для граждан, указанных в пп. "е" пункта 5 Правил, к которым относится ФИО1, применяется в размере 1,1 (пп. "в" п.14 Правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.12.2017 года № 1691/пр утверждены нормативы стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на первое полугодие 2018 года в размере 37 848 рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - мероприятие) государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 № 1710, по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица».

13 июня 2018 года ФИО1 выдан государственный жилищный сертификат серии «МЧ» № 431782 на сумму 1 373882 руб. для приобретения жилого помещения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Расчет размера социальной выплаты истцу произведен по следующей формуле: 33 кв. метра (площадь полагающегося истцу жилого помещения)
Х 37 848 рублей (норматив стоимости 1 кв. метра) Х 1,1 (повышающий коэффициент) = 1 373 882 рублей, при оформлении жилищного сертификата размер социальной выплаты округляется до сотен.

От получения указанного жилищного сертификата ФИО1 отказался ввиду несогласия с произведенным расчетом размера государственной поддержки.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться
не может по следующим основаниям.

В соответствии приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.04.2018 года № 224/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 2 квартал 2018 года, которая по ХМАО - Югре составляет 46 682 рубля.

Пунктом 2 Приказа №1691/пр от 20.12.2017 и пунктом 1 Приказа №224/пр от 11.04.2018 года установлено, что показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета согласно приложению к настоящему приказу.

Из приведенных нормативных положений (действовавших на момент возникновения спорных отношений) в их взаимосвязи, следует, что для расчета социальной выплаты ответчику надлежало руководствоваться положениями вышеуказанных Правил и Приказом №224/пр от 11.04.2018 года, которым установлены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение в ходе апелляционного рассмотрения, расчет размера социальной выплаты истцу должен производиться по следующей формуле: 33 кв. метра (площадь полагающегося истцу жилого помещения) Х
46682 рублей (показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра по субъекту РФ) Х 1,1 (повышающий коэффициент) = 1 694 556 руб.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований истца, поскольку доводы истца о применении при расчете социальной выплаты нормативов средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по ХМАО - Югре и муниципальным образованиям ХМАО, установленных Приказом региональной службы по тарифам ХМАО - Югры, в размере 56 166 рублей являются ошибочными, поскольку данные нормативы применяются для расчета выплат из бюджета округа, а не из федерального бюджета.

Частично удовлетворяя требования истца, судебная коллегия отмечает, что ссылки истца на Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, с 22 апреля 2008 года.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 28 августа 2018 года
отменить.

Постановить новое решение, которым иск ФИО1 к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании размера жилищной субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.

Определить размер социальной выплаты ФИО1
 в размере 1 694 556 руб., исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения 46 682 руб.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Иванова И.Е.

Судьи

Данилов А.В.

Решетникова О.В.