ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7/2015 от 19.01.2015 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

  Судья Москвичева Л.П. Дело № 33 - 7/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 в составе председательствующего Белова Н.Е.,

 судей Головкова В.Л., Машкиной И.М.

 при секретаре Нечаевой Л.И.,

 рассмотрев в судебном заседании 19 января 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "..." на решение Интинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2014 года, которым исковые требования прокурора ... удовлетворены:

 Признано искусственное сооружение, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>; <Номер обезличен>, <Номер обезличен>; <Номер обезличен>, местоположением: Россия, <Адрес обезличен>, г. <Адрес обезличен>, от дома № <Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен> до поворота на реку ..., автомобильной дорогой.

 Признана бесхозяйной автомобильная дорога, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>; <Номер обезличен>, <Номер обезличен>; <Номер обезличен>, местоположением: Россия, <Адрес обезличен>, г. <Адрес обезличен>, от дома № <Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен> до поворота на реку ....

 Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования городского округа "..." в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии автомобильной дороги на учет.

 Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, пояснения специалиста Дорожного Агентства ... В.А.А. судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор г. ... обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования городского округа "..." о признании искусственного сооружения, находящегося в границах полосы отвода, от дома № <Дата обезличена> по ул. <Адрес обезличен> г.<Адрес обезличен> до поворота на реку ... (в сторону "водовода") автомобильной дорогой, признании автомобильной дороги бесхозяйной, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет автомобильной дороги как бесхозяйного недвижимого имущества. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки совместно с ОГИБДД ОМВД Росси по ... установлено, что указанная дорога является дорогой местного значения. Вместе с тем, на балансе муниципального образования городского округа "..." как объект недвижимого имущества не состоит и в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения не значится.

 Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

 Представитель ОГИБДД ОМВД РФ по г. ... в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования городского округа "..." просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения прокурора города ... и отзыв ОВД по городу ... МВД по ... на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.

 Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что искусственное сооружение, расположенное от дома №<Номер обезличен> по ул.<Адрес обезличен> г.<Адрес обезличен> и до поворота на реку ... является автомобильной дорогой, поскольку по ней производится движение автотранспорта, пешеходов, используется арендатором в зимний период, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, и администрацией муниципального образования городского округа "..." допущены нарушения требований закона, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления, направить заявление о принятии на учет автомобильной дороги, находящейся на территории городского поселения, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

 С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, так как они не соответствуют требованиям закона и опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

 Основанием заявленных прокурором требований является утверждение о том, что дорога от дома №<Номер обезличен> по ул. <Адрес обезличен> г.<Адрес обезличен> и до поворота на реку ... является объектом недвижимого имущества - автомобильной дорогой местного значения, собственник которой не известен.

 Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N580.

 С учетом пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации автомобильные дороги относятся к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 Понятие автомобильной дороги содержится в нормах Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), в соответствии с ч.1 ст.3 которого под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Защитные дорожные сооружения это сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения; производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; искусственное дорожное сооружение - сооружение, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

 В силу статьи 5 Федерального закона в зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

 Частью 11 названной статьи предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

 В силу статьи 9 Федерального закона протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.

 За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются: обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение - для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты; пересечение автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним; границы географических, исторических и других объектов - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.

 Согласно "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266, составленного с учетом требований, в том числе Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", и устанавливающего нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги, требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги (сооружаемые на срок службы менее 5 лет), испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.

 Из материалов дела видно, что земельные участки, расположенные от улицы <Адрес обезличен> до поворота на реку ... с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под строительство автомобильной дороги и предоставлены администрацией муниципального образования городского округа "..." на основании договоров аренды от <Дата обезличена> ООО "... газовая компания" под строительство автомобильной дороги. Сок действия договоров до <Дата обезличена> года. В соответствии с информацией, представленной данным хозяйствующим субъектом, земельные участки используются ООО "... газовая Компания для сооружения временного проезда (зимника) специальным автомобильным транспортом на объекты проведения работ по геологическому изучению недр в зимний период времени.

 Из проекта отвода земли от <Дата обезличена> года, пояснительной записки, акта от <Дата обезличена> года, переписки между ... горисполкомом и ... производственным объединением по добыче угля Министерства угольной промышленности СССР, имеющихся в материалах дела, видно, что ранее спорный земельный участок выделялся из земель ... лесничества ... лесхоза объединению "..." также для внутрихозяйственного строительства, и испрашивался под строительство объекта "Водоснабжения шахт и предприятий" г. ..., в связи с чем, планировалось обустройство трассы от пос. ... до проектируемого водозабора на реке ..., часть которой находилась в лесу, а часть проходила по бугристой тундре.

 В Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа "...", утвержденного постановлением администрации МО ГО "..." от <Дата обезличена> года, в реестр муниципальной собственности МО ГО "..." спорная дорога не включена.

 В соответствии с письмом руководителя Дорожного Агентства Республики ... №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, направленного в адрес суда первой инстанции, спорная временная дорога, исходя из критериев автомобильных дорог общего пользования, не относиться к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

 Из пояснений специалиста В.А.А.., допрошенного в суде апелляционной инстанции, следует, что имеющееся искусственное сооружение нельзя отнести к объектам капитального строительства, оно является временным, созданным Обществом для обеспечения их деятельности, носит сезонный характер. Данный объект не относится ни к одной из 5-ти категорий автомобильных дорог, установленных Федеральным законом №384-ФЗ, на него не распространяется действие СНиП "Автомобильные дороги". Согласно Приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 29.08.2014) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета … и Инструкции по его применению" сезонные дороги, к которым относиться спорная дорога, учитываются на отдельном счете 10500 "Материальные запасы", который предназначен для учета материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров, а не на счете № 101 как объекты капитального строительства.

 С учетом изложенного, материалами дела подтверждается лишь то, что спорное сооружение является временной дорогой, созданной Обществом и используемой им только в зимний период времени для передвижения специализированной техники, проведения работ по геологическому изучению недр на арендуемом им земельном участке, и бесспорных доказательств соответствия ее всей совокупности критериев, предъявляемых Федеральным законом к автомобильным дорогам, не представлено. В материалах дела не имеется сведений, что спорная дорога создана либо создавалась кем-либо как дорога общего пользования местного значения для обеспечения нужд населения городского округа, и расположенные на ней или под ней имеются конструктивные элементы и дорожные сооружения, созданные в установленном порядке. Спорная дорога не соединяет населенные пункты, входящие в границы городского округа, географические объекты (реки, республики, города, районы, и другие административно-территориальные образования, железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты), либо исторические и другие объекты, расположенные на территории городского округа, или другие автомобильные дороги. Согласно информации и.о. начальника ОГИБДД ОМВД РФ по ... от <Дата обезличена> года установить длину дороги, не представляется возможным, и она имеет лишь ширину 9,2 метра. Указанное свидетельствует о том, что у дороги не имеется конечной точки отсчета протяженности дороги, ее существующее обозначение - до поворота на реку, не отвечает требованиям выше изложенной ст.9 Федерального закона.

 То обстоятельство, что в настоящее время по спорному участку, кроме специальных транспортных средств арендатора, осуществляет проезд иной автомобильный транспорт, не является безусловным основанием для признания его автомобильной дорогой муниципального значения, поскольку для присвоения такого статуса необходимо, чтобы искусственное сооружение соответствовало признакам и критериям автомобильной дороги, установленным Федеральным законом.

 Поскольку земельный участок и расположенная в его границах временная дорога находиться в пользовании ООО "... газовая компания" на основании договоров аренды с собственником, срок действия которых на дату рассмотрения дела не истек, то по смыслу ст.225 ГК РФ, у суда не имелось оснований для признания спорного участка дороги бесхозяйным недвижимым имуществом.

 При таких обстоятельствах, изложенные в решении суда первой инстанции выводы нельзя признать законными и обоснованными, и напротив, доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат удовлетворению.

 С учетом изложенного, решение суда первой инстанции как не отвечающее требованиям ст. 195 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города ... Республики Коми.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Интинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2014 года отменить.

 Вынести по делу новое решение, которым оставить без удовлетворения исковые требования прокурора города ... к администрации муниципального образования городского округа "..." о признании искусственного сооружения автомобильной дорогой, признании автомобильной дороги бесхозяйной, обязаннии обратиться с заявлением о постановке на учет автомобильной дороги как бесхозяйного недвижимого имущества.

 Председательствующий:

 Судьи: