ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №...
адрес 18 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО7
судей Низамовой А.Р.
Якуповой Н.Н.
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной жалобу ФИО7 на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования ФИО7 к Администрации городского округа адрес об отмене решения земельной комиссии Администрации городского округа адрес в участия снятия с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, восстановлении в очереди под номером 8 в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданина имеющего ребенка - инвалида семьи, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратился в суд к Администрации городского округа адрес РБ с иском о признании недействительным и отмене решения земельной комиссии Администрации городского округа адрес РБ в части снятия с учета ФИО7 в качестве семьи, имеющей ребенка-инвалида, мотивируя тем, что в октябре 2011 года обратился в администрацию городского округа адрес с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в связи с тем, что в семье имеется ребенок-инвалид. В ответ на обращение, администрация ГО адрес направила ему ответ №... от дата с просьбой представить заявление установленного образца и документы к нему, утвержденные постановлением Правительства РБ от дата№.... По истечении 2,5 лет земельной комиссией принято решение о постановке ФИО7 на учет, в качестве лица, претендующего на предоставление земельного участка для ИЖС (протокол заседания комиссии №... от дата), о чем сделана запись в книге учета граждан, имеющих ребенка - инвалида за номером 8-и. О принятом решении ФИО7 администрация ГО адрес уведомила письмом №...-п от дата. Уведомлением №...-п от дата ему сообщили, что на основании решения земельной комиссии №... от 12.08.2015г. ФИО7 снят с учета, в качестве лица, претендующего на предоставление земельного участка для ИЖС, поскольку дата истек срок действия справки об инвалидности сына ФИО7ФИО7. Считает, что на момент постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка бесплатно для ИЖС, как гражданин, имеющий ребенка инвалида, истец в полном объеме соответствовал предъявленным требованиям, оснований для снятия его с учета, не имелось. Просит решение Земельной Комиссии администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, в части снятия с учёта ФИО7, в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданин, имеющий ребенка-инвалида, отменить, восстановить его в очереди в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданин, имеющий ребенка - инвалида под номером 8-и.
Судом постановлено приведённое решение.
Не согласившись с решением суда, ФИО7 в апелляционной жалобе просит его отменить, указав, что учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории. Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного в течение 10 рабочих дней.
Суд не принял во внимание, что на момент первого обращения истца, дата с заявлением к ответчику о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в семье воспитывался ребенок-инвалид, и в нарушение закона, заявление не было рассмотрено в 10-дневный срок. Только по истечении 2,5 лет земельной комиссией принято решение по постановке ФИО7 на учет, в качестве лица, претендующего на предоставление земельного участка для ИЖС под номером 8-и, исходя из времени поступления первого заявления. Отсутствие механизма исполнения закона на момент обращения с заявителя за реализацией предоставленного ему права, как семье, имеющей ребенка - инвалида, не должно влиять на его права, на включение ее в список для получения бесплатно и однократно земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. Считает, что суд незаконно применил недействующую норму о пропуске 3-х месячного срока обращения ФИО7 в суд с заявлением об оспаривании решения земельной комиссии (ст. 256 ГПК РФ). Между тем, в материалах дела отсутствует почтовое уведомление или иное доказательство о получении истцом дата письма о снятии его с учета от дата
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции в основном правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Условия для реализации права на жилище определяются в жилищном законодательстве, которое согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и к которому относятся Жилищный кодекс РФ, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ (ред. от дата) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 2.1, ч. 3 ст. 10 Закон Республики Башкортостан от дата N 59-з (ред. от дата) "О регулировании земельных отношений в адрес" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.2 и 2 настоящей статьи.
Земельные участки предоставляются однократно и бесплатно, в том числе, для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства:
граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
молодые семьи, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и имеющие одного и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющиеся собственниками жилых помещений;
работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;
б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
в) проживающие в общежитии;
г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
граждане, имеющие ребенка-инвалида.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства является основанием для отказа в однократном и бесплатном предоставлении в собственность земельного участка соответственно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), садоводства, за исключением предоставления однократно и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства категории граждан, предусмотренной пунктом 4 части 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закон Республики Башкортостан от дата N 59-з (ред. от дата) "О регулировании земельных отношений в адрес" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также отдельным категориям граждан - в случаях, установленных настоящей статьей.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;
молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;
гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
В соответствии с частью 2 ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан №...-з от дата «О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан» учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории. Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (далее - заявление), прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
В соответствии с ч. 2 ст. 51, ст. 53 Жилищного кодекса России при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и. обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до дата, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку ответчик незаконно осуществил постановку ФИО7 на учет в качестве претендующего на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как на момент обращения ФИО7 с заявлением и приложенным списком необходимых документов в Администрацию ГО адрес РБ его сын ФИО7 уже не имел статус ребенка-инвалида.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в октябре 2011 года истец обратился в администрацию городского округа адрес с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в связи с тем, что в семье имеется ребенок-инвалид.
В ответ на обращение истца, Администрацией ГО адрес дан ответ №... от дата с просьбой предоставлении заявления установленного образца и документов к нему, утвержденные постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... (л.д.8).
ФИО7, 1994 года рождения является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серия МСЭ-2011 №... (л.д.23).
Согласно представленной суду справки серии МСЭ-2011 №..., ФИО7, дата года рождения дата повторно установлена инвалидность группы ребенок-инвалид на срок до дата.
Согласна письма Администрации городского округа адрес от 04.03.2013г. №...-п ФИО7 постановлен на учет в качестве претендующего на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д.10).
Уведомлением №...-п от дата истцу сообщили, что на основании решения земельной комиссии №... от 12.08.2015г. ФИО7 снят с учета в качестве лица, претендующего на предоставление земельного участка для ИЖС, поскольку дата истек срок действия справки об инвалидности сына ФИО7ФИО7 (л.д.7).
Согласно части 3 ст. 10.1 Закона РБ от дата№...-з перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается Правительством РБ.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от дата№..., к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются: для граждан, имеющих ребенка-инвалида: нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем; копии свидетельств о рождении детей или паспорта при достижении ими возраста 14 лет; справка, выданная органами опеки и попечительства о наличии либо отсутствии информации (судебного решения) о лишении родительских прав; копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы; справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), об отсутствии однократного и бесплатного предоставления земельных участков гражданину (супругам) - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя каждого из супругов (родителя) правах на объекты недвижимости (выписка представляется по адрес).
На основании пункта 4 части 6 статьи 10.1 Закона РБ №...-з от дата "О регулировании земельных отношений в РБ" гражданин, состоящий на учете, снимается с учета на основании решения земельной комиссии в случае, если на дату принятия земельной комиссией решения о предоставлении земельного участка заявитель перестал соответствовать условиям пунктов 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Закона, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым части 4 настоящей статьи.
Согласно протокола №... заседания Земельной комиссии №... от дата комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства принято решение о снятии истца ФИО7 с учета на однократное и бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства в собственность ввиду несоответствия условиям п.4 ч.2 ст.10 Закона РБ от дата№...-з «О регулировании земельных отношений в РБ» - срок действия справки об инвалидности ребенка до дата (л.д.36-41).
Из материалов дела следует, что семья ФИО7 имела ребенка-инвалида ФИО7, дата года рождения, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2011 №... от дата (л.д. 23).
Согласно записи в книге протоколов №... от дата ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ» Министерства труда и социальной защиты РФ бюро №..., гр. ФИО7, дата года рождения, проходил освидетельствование в бюро №... ФКУ ГБ МСЭ по РБ, и принято экспертное решение - инвалидом не признан (л.д.31-33).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что постановка ФИО7 на учет по категории «Граждане, имеющие ребенка - инвалида» не свидетельствует о законности данного действия со стороны ответчика, так как оснований для постановки на учет ФИО7 не имелось, поскольку на момент подачи заявления о постановке на учет от дата срок действия справки об инвалидности ФИО7, дата года рождения, истек дата.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что, как на момент постановки на учет дата, так и на момент вынесения Земельной комиссией решения о снятии с учета дата семья ФИО7 не отвечала условиям, закрепленным абз.4 п.2 ст.10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. №...-з «О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан» для получения земельного участка в собственность бесплатно, ввиду отсутствия у достигшего совершеннолетия ребенка ФИО7, дата года рождения, статуса инвалида.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО7, поскольку снятие администрацией городского округа адрес с учета ФИО7 в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства является законным, так как предоставление истцу земельного участка вышеуказанными положениями Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з не предусмотрено.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и соответствует требованиям гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского Кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п.1 статьи 197 Гражданского Кодекса РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Довод о пропуске срока исковой давности, приведенный в суде первой инстанции, судебная коллегия считает необоснованным, подлежащим отклонению, в связи с тем, что характер спорных отношений не позволяет его применить, поэтому суждения суда о пропуске истцом трехмесячного срока для обжалования в суд решения земельной комиссии от дата подлежат исключению из мотивировочной части обжалуемого решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО7 – без удовлетворения.
Председательствующий ФИО7
Судьи Низамова А.Р.
Якупова Н.Н.