ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8006/2017 от 19.04.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 33-8006/2017

19 апреля 2017 года г. Уфа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Троценко Ю.Ю.,

судей Куловой Г.Р., и Пономаревой Л.Х.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Гафурийском районе РБ о признании взыскании незаконным, возмещении материального и морального ущерба в размере 259704,20 рубля отказать полностью.

Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гафурийском районе РБ о возмещении материального и морального ущерба, мотивируя свои требования тем, что дата главным государственным налоговым инспектором советником налоговой службы РФ 3 ранга ФИО2 Межрайонной инспекции МНС РФ №... по РБ на основании протокола общего собрания членов КФХ ФИО1 о ликвидации крестьянского хозяйства и решения зам. руководителя ИМНС РФ №... по РБ от дата№... проведена выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией КФХ ФИО1, по соблюдению налогового законодательства о налогах и сборах за период с дата по дата. по перечню вопросов, утвержденному руководителем ИМНС РФ №... по РБ. Согласно Акту б/н от дата нарушений не установлено, задолженности по налогам не выявлено. После проведенной проверки главный государственный налоговый инспектор советник налоговой службы РФ 3 ранга ФИО3 убедил его, что Крестьянское (фермерское) хозяйство полностью закрыто, что все необходимые процедуры пройдены и данное индивидуальное предпринимательство КФХ ФИО1 без образования юридического лица снято с учета ИМНС РФ №... по РБ.

дата. истец зарегистрировался как новое ИП ФИО1 ОГРН №... ИНН №.... Требования о наличии задолженности по налогам, письма о неотправленных отчетах ПФР, ФСС и ИФНС по ИП ФИО1 ОГРН №... после закрытия дата. не поступали.

Требования о наличии задолженности по налогам, письма о неотправленных отчетах ПФР, ФСС и ИФНС по КФХ ФИО1 ОГРН №... после закрытия дата. не поступали с дата. по дата.

В дата г. пришло требование от Пенсионного фонда об уплате страховых взносов, поскольку КФХ ФИО1 ОГРН №...дата. не был закрыт. С дата. по дата г. Управление Пенсионного фонда РФ в Гафурийском районе неоднократно обращалось в суд, но вынесенные судебные приказы были отменены.

По постановлению №...дата УФССП по Республике Башкортостан Кугарчинский районный ОСП №... от дата из заработной платы в Администрации МР Кугарчинский район РБ удержали заявленную сумму в размере 41265,10 руб., а также наложили запрет на совершение регистрационных действий и в отношении транспортных средств ЛАДА 217220 дата года выпуска и ВАЗ 21104 дата года выпуска.

датаФИО1 направил в адрес Управления Федеральной Налоговой службы по Республике Башкортостан письмо, в ответ на которое дата было получено решение №... от дата., где подтверждается и оговаривается бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России №... по Республики Башкортостан (ранее Межрайонной ИМНС России №... по Республики Башкортостан). Истец просил признать взыскание с него денежных средств согласно постановлению №... от дата незаконным, взыскать с ответчика денежные средства в размере 41 265,10 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. В обоснование жалобы указано, что судом не принято во внимание решение Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан, протокол судебного заседания от дата, а также Акт б/н от дата, согласно которому нарушений не установлено, задолженности по налогам не выявлено. Судом не полностью исследован ответ ИФНС №... по Республике Башкортостан, к которому приложена справка от ПФР Кугарчинского района дата г. при повторной подаче заявления на закрытие ИП ФИО1, где прописано, что задолженности не имеется. Кроме того, судом не принято во внимание решение №... от дата., где подтверждается и оговаривается бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России №... по Республики Башкортостан (ранее Межрайонной ИМНС России №... по Республики Башкортостан).

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО1, представителя ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан - ФИО4, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Как указано в ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно действовавшей на момент спорных правоотношений редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 01 января 2017 года) плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 14).

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим законом.

В силу статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства был зарегистрирован в период с дата по дата - ОГРНИП №..., в качестве индивидуального предпринимателя в период с дата по дата - ОГРНИП №.... ФИО1 был зарегистрирован в качестве главы К(Ф)Х, как лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств имени Мажита Гафури), ликвидированного на основании решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) дата г.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2005 должны представить в регистрирующий орган по месту жительства соответствующие сведения.

ФИО1 представил в Межрайонную ИМНС России № 15 по Республике Башкортостан «Заявление о внесении в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качествен индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года» по форме № Р27003, утвержденной Приказом МНС России от 3 декабря 2003 г. № БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств», на основании которого в ЕГРИП внесена соответствующая запись с присвоением ОГРНИП №... от дата.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация носит заявительный характер, а именно, информация в ЕГРИП вносится на основании сведений, указанных в документах, представленных заявителем для государственной регистрации.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено указанным ФЗ. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

В силу п. 1 ст. 9 указанного Закона в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП КФХ ФИО1 представил в инспекцию необходимый пакет документов на прекращение деятельности дата вх. №...А.

По результатам рассмотрения документов было принято решение о государственной регистрации прекращения КФХ, о чем в ЕГРИП внесена запись за государственным номером №... от дата.

Таким образом, утрата статуса КФХ ФИО1 произошла дата.

Как следует из ответа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Башкортостан от дата. исх. №...дсп в регистрационном деле КФХ ФИО1 заявление на прекращение деятельности в качестве главы КФХ от дата г. отсутствует.

В связи с неисполнением требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от дата N 212-ФЗ в отношении КФХ ФИО1 ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гафурийском районе Республики Башкортостан были вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя), которые предъявлены в службу судебных приставов для принудительного взыскания.

Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу о правомерности действий ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гафурийском районе Республики Башкортостан по взысканию задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и не противоречит действующему законодательству.

На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянским (фермерским) хозяйством является объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

С введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянским (фермерским) хозяйствам было предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, а именно либо зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в установленном порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые являются юридическими лицами (ст. 259 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в 3 ст. 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица до 01 января 2021 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (вступил в силу с 01 января 2010 г.) регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в частности относятся индивидуальные предприниматели.

На основании ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств настоящий закон не содержит.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что независимо от того, в какой форме было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство: как юридическое лицо либо без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, правильным является вывод суда о том, что поскольку нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, то в спорный период истец являлся страхователем, поэтому является плательщиком страховых взносов.

С доводами автора жалобы о том, что, что в случае принятия решения о ликвидации крестьянского хозяйства, истец освобождается от обязанностей его главы, поэтому на него не может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов, пени согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном истолковании норм материального права.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в ч. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим с погашением задолженности в пределах стоимости наследственного имущества, с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.

Руководствуясь вышеуказанными нормами закона и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд сделал правильный вывод о том, что прекращение деятельности крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, утрата им соответствующего статуса произошла только лишь 23.10.2013 г.

Доводы истца о том, что с учетом фактических обстоятельств дела, имеются безусловные основания для взыскания с пенсионного органа сумм, принудительно удержанных из заработной платы в счет погашения задолженности по страховым взносам, пени, не имеют юридического значения для рассматриваемого спора по смыслу ч. 2 ст. 61 ГПК Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Ю. Троценко

Судьи Г.Р. Кулова

Л.Х. Пономарева

Справка: судья Камалов Р.Р.