Председательствующий: Гладких Р.А.
Дело № 33-800/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Прониной А.В.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 марта 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Орджоникидзевского районного суда от 29 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении его иска к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании постановления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии незаконным и взыскании недополученных сумм.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истца ФИО1, настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее - администрация Орджоникидзевского района) о признании незаконным постановления об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии и взыскании недополученных сумм. Свои требования мотивировал тем, что постановлением администрации Орджоникидзевского района от 20 декабря 1999 года № «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» с 01 октября 1999 года ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии из расчета 80 процентов должностного оклада, вместо предусмотренной действовавшим при установлении доплаты законодательством - 80 процентов месячного денежного содержания. Поскольку размер указанной доплаты был определен неправильно, это привело к уменьшению получаемой им пенсии, в связи с чем просил признать названное постановление незаконным и взыскать недополученную ежемесячную доплату к государственной пенсии в размере за период с октября 1999 года по июль 2015 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на уточненных требованиях.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласен истец ФИО1
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять новое. Ссылаясь на ст. 18 Федерального закона от 08 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ст. 17 Закона Республики Хакасия от 22 мая 1996 года № 65 «О муниципальной службе в Республике Хакасия», приводит условия, при которых устанавливается доплата к государственной пенсии. Считает необоснованным применение судом при принятии решения Закона Республики Хакасия от 20 февраля 1997 года № 2 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия», поскольку в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Хакасия от 16 августа 1996 года № 213 и от 10 октября 1996 года № 240 для исчисления размера доплаты лицам, замещавшие на 01 июня 1996 года и позднее должности муниципальных служащих, принимается денежное содержание по последней муниципальной должности Республики Хакасия или должности на муниципальной службе перед достижением пенсионного возраста или перед увольнением с муниципальной службы. Названные постановления утратили силу только 23 мая 2001 года. Указывает, что положения Закона Республики Хакасия от 14 февраля 1996 года № 55 «О государственной службе Республики Хакасия» в соответствии с которыми, если государственный служащий Республики Хакасия в расчетный период замещал различные должности государственной службы Республики Хакасия, ограничение размера месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) производится исходя из месячного должностного оклада (денежного вознаграждения) по замещавшейся должности на соответствующий период замещения, на него не распространяются, поскольку он на протяжении 8 лет занимал одну и ту же должность. Анализируя Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 25 мая 1999 года № 265-14, указывает на то, что замещаемая им должность – заместителя главы администрации района отнесена к государственной должности Республики Хакасия с момента назначения на нее. Полагает, что в п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 Указа субъектам Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии для государственных служащих субъекта Российской Федерации за счет собственных средств. Подтверждением того, что истец занимал государственную должность, является Закон Российской Федерации от 03 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и Решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Хакасской ССР «Об образовании комитетов по управлению муниципальным имуществом городов и районов Хакасской ССР» от 16 сентября 1991 года № 307.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика ФИО3 выражает согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» установлено право федеральных государственных служащих на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В пункте 10 названного Указа субъектам Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии для государственных служащих субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.
Введенный в действие с 01 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Этому предписанию корреспондирует норма п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое положение государственных служащих Республики Хакасия на момент возникших правоотношений было урегулировано Законом Республики Хакасия N 55 «О государственной службе Республики Хакасия», принятым 14 февраля 1996 года.
В соответствии с постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 21 июня 1999 года № 177 «О реестре государственных должностей и размерах должностных окладов государственных служащих администрации Орджоникидзевского района и ее отделов» должность заместителя главы Администрации района – председателя комитета по управлению государственным имуществом была отнесена к высшим государственным должностям государственной службы Республики Хакасия категории «Б».
В силу ст.19 Закона Республики Хакасия от 14 февраля 1996 № 55 «О государственной службе Республики Хакасия», действовавшей на момент возникновения правоотношений, лица, замещающие государственные должности Республики Хакасия, государственные должности государственной службы Республики Хакасия, имеют право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении граждан.
На период до принятия Закона Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности и государственные должности государственной службы, и членов их семей для указанной категории граждан Республики Хакасия устанавливается доплата к государственной пенсии. Доплата к государственной пенсии производится за счет бюджета Республики Хакасия.
Названным законом утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия.
Пунктами 4 и 5 Положения предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия категории "А", и лица, замещавшие высшие государственные должности государственной службы Республики Хакасия категории "Б", имеют право на ежемесячную доплату к пенсии независимо от продолжительности работы на государственных должностях Республики Хакасия и стажа госслужбы.
При этом размер ежемесячной доплаты к пенсии определяется с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 процентов месячного денежного содержания указанных лиц.
Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы, предусмотренные Реестром, кроме указанных в пункте 4 настоящего Положения, устанавливается при наличии стажа государственной службы не менее 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин. При стаже государственной службы 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 55 процентов месячного денежного содержания государственного служащего. Сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год стажа государственной службы сверх 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания государственного служащего.
Однако Законом Республики Хакасия от 20 февраля 1997 года № 2 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» внесены изменения в соответствии с которыми из части первой пункта 4 упомянутого Положения были исключены лица, замещавшие высшие государственные должности государственной службы Республики Хакасия категории «Б», а в пунктах 4, 5 и 7 денежное содержание было заменено должностным окладом.
Следовательно, со дня вступления в силу Закона Республики Хакасия от 20 февраля 1997 года № 2, сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим Республики Хакасия не могла превышать 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего.
Как видно из материалов, ФИО1 замещал государственную должность – <данные изъяты>. 22 сентября 1999 года был уволен в связи с выходом на пенсии по возрасту.
Постановлением администрации Орджоникидзевского района от 20 декабря 1999 года № 404 установлена ФИО1- государственная должность – председатель <данные изъяты> - ежемесячная доплата к пенсии с 1 октября 1999 года исходя из стажа муниципальной службы 29 лет 4 месяца ( л.д.3).
Основанием обращения в суд с настоящим иском послужило несогласие истца с постановлением администрации Орджоникидзевского района, в котором определен размер доплаты к государственной пенсии из расчета должностного оклада, а не денежного содержания.
В обоснование своих требований представил расчет, из которого усматривается, что задолженность доплаты к государственной пенсии рассчитана из 80% денежного содержания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Закона «О государственной службе Республики Хакасия», Закон Республики Хакасия « О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» и Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований и отказал в удовлетворении иска. При этом, судебная коллегия отмечает, что доплата в размере 80% от денежного содержания, как считает истец, не предусмотрена законодательством, поскольку доплата к пенсии устанавливалась в таком размере, чтобы государственная пенсия и ежемесячная доплата не могли превышать 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего на момент назначения пенсии, поскольку в последующем порядок изменился.
Довод жалобы о необоснованном применении Закона Республики Хакасия от 20 февраля 1997 года № 2 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия», поскольку постановления Совета Министров Республики Хакасия от 16 августа 1996 года № 213 и от 10 октября 1996 года № 240, регулирующие порядок исчисления размера доплаты лицам, замещавшим на 01 июня 1996 года и позднее должности муниципальных служащих, утратили силу только 23 мая 2001 года, отклоняется судебной коллегии по мотивам, изложенным в решении суда, с которыми судебная коллегия согласна.
Законом Республики Хакасия от 21 ноября 2000 года N 132 внесли изменения в Закон Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия» и изложили в новой редакции Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия.
Названным положением изменился порядок расчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Республики Хакасия исходя из 75% месячного денежного содержания.
Так, в соответствии с абз. 4 п. 6 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия, утвержденного Законом Республики Хакасия от 14 февраля 1996 года № 55 (ред. от 21 ноября 2000 года) «О государственной службе Республики Хакасия» размер месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 1,8 должностного оклада (0,8 месячного денежного вознаграждения) по замещавшейся государственной должности государственной службы Республики Хакасия. В том случае, если государственный служащий Республики Хакасия в расчетный период замещал различные должности государственной службы Республики Хакасия, ограничение размера месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) производится исходя из месячного должностного оклада (денежного вознаграждения) по замещавшейся должности на соответствующий период замещения.
Как указано в п. 26 Положения, если размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии при перерасчете уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к государственной пенсии сохраняется в ранее установленном размере.
Вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда от 19 февраля 2014 года суд обязал администрацию Орджоникидзевского района произвести истцу перерасчет надбавки к государственной пенсии по старости за стаж государственной службы не менее 29 лет 4 месяца с учетом 75 % от месячного денежного содержания заместителя главы администрации Орджоникидзевского района - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом за период с 1 декабря 2000 года и выплатить недополученные суммы.
Довод жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии оснований для сохранения ежемесячной доплаты к государственной пенсии в ранее установленным истцу размере не имелось, не может повлечь отмену решения суда, поскольку изменился порядок расчета доплаты.
В силу ч.1,2 ст. 18 Федерального закона от 08 января 1998 года N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии истцу, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
Статьей 17 Закона Республики Хакасия от 22 мая 1996 года N 65 «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 22 мая 1996 года (ред. от 30 декабря 1997 года), предусмотрено, что на муниципального служащего и членов его семьи распространяется в полном объеме порядок пенсионного обеспечения государственного служащего Республики Хакасия и членов его семьи, установленный законодательством Российской Федерации и Законом Республики Хакасия «О государственной службе Республики Хакасия».
Статья 18 указанного закона содержит только понятия денежное содержание муниципального служащего.
Ссылка на ст. 18 Федерального закона от 08 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и ст. 17 Закона Республики Хакасия от 22 мая 1996 года № 65 «О муниципальной службе в Республике Хакасия», отклоняется судебной коллегией, поскольку заявитель приводит только условия, при которых устанавливается доплата к государственной пенсии, но не опровергает выводов суда.
Указание на Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 25 мая 1999 года № 265-14 о том, что замещаемая им должность – <данные изъяты> отнесена к государственной должности Республики Хакасия с момента назначения на нее, выводов суда первой инстанции не опровергает и не является основанием для отмены решения суда.
Довод жалобы о том, что на возникшие правоотношения, распространяются положения Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», от 03 июля1991 года N 1531-1 (ред. от 17 марта 1997 года), отклоняется судебной коллегий, поскольку указанный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 марта 1997 года N 123-ФЗ, то есть до даты назначения доплаты к пенсии.
Иных доводов, влияющих на существо принятого судом решения, жалоба заявителя не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Орджоникидзевского районного суда от 29 декабря 2015 года по настоящему делу в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
А.В. Пронина