Председательствующий по делу Дело № 33-800/2017
судья Калашникова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего Доржиевой Б.В.,
и судей Малолыченко С.В., Погореловой Е.А.,
при секретаре Брюховой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 21 февраля 2017 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству территориального развития Забайкальского края о возложении обязанности изменить дату постановки на учет,
по апелляционной жалобе истца ФИО1,
на решение Центрального районного суда г. Читы от 06.12.2016, которым постановлено: «ФИО1 в удовлетворении требований к Министерству территориального развития Забайкальского края о возложении обязанности изменить дату постановки на учет, отказать»
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Малолыченко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что она родилась в <адрес>, данная местность отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. 28.09.1999 администрацией муниципального района «Тунгокочинский район» она поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в категории «пенсионеры». На основании ее заявления от 12.08.2015 постановлением администрации муниципального района «Тунгокочинский район» от 17.08.2015 № 433 она снята с учета, в связи с переездом в другую местность на постоянное место жительства. Распоряжением Министерства территориального развития от 11.11.2015 № 829-р ФИО1 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с датой постановки – 06.10.2015. Полагает, что должна состоять на учете с первоначальной даты, то есть с 28.09.1999. Просила обязать ответчика изменить дату постановки на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в категории «пенсионеры» на 28.09.1999.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 30-34).
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, указав, что право состоять на учете с 28.09.1999 ею не утрачено, так как положение и постановление Правительства Забайкальского края от 11.12.2008 № 81 «Об утверждении порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья» предполагают единый учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на территории субъекта Российской Федерации. После консультации с представителем администрации истец заблуждалась в необходимости подачи заявления о снятии с учета, в связи с переездом в другую местность на постоянное место жительства, поскольку её переезд не связан с выездом за переделы субъекта Российской Федерации. Считает, что изменение даты постановки на учет на более позднюю дату и изменение номера очередности в сводном списке, является незаконным и нарушает её права на своевременное получение социальной поддержки (л.д. 38-39).
Третье лицо администрация муниципального района «Тунгокочинский район» Забайкальского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, ходатайств об отложении слушания дела не просило. На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО2, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту Федеральный закона № 125-ФЗ) состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья при администрации муниципального района «Тунгокочинский район» Забайкальского края в категории «пенсионеры» с 28.09.1999.
По личному заявлению от 12.08.2015 постановлением администрации от 17.08.2015 снята с учета граждан, в связи с переездом в другую местность на постоянное место жительства.
Социальной выплаты для приобретения жилья не получала (л.д. 8).
10.09.2015 истец снята с регистрационного учета по прежнему месту жительства и зарегистрирована в <адрес> 226 (л.д. 7).
В соответствии с распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 11.11.2015 № 829-р на основании заявления ФИО1 от 06.10.2015 истец поставлена с составом семьи на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категорию «пенсионеры» с 06.10.2015 (л.д. 9).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в настоящее время регламентируются Федеральным законом № 125-ФЗ.
Согласно преамбуле Федерального закона № 125-ФЗ, этот закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Статьей 1 этого закона установлено, что право на получение жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10.12.1993 № 1278).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ установлено четыре очереди предоставления жилищных субсидий, пенсионеры отнесены ко второй очереди предоставления таких субсидий. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Граждане, указанные в этой статье и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Во исполнение Федерального закона № 125-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту – Положение). Из п. 1 этого Положения следует, что оно устанавливает порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета этих субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
Согласно п. 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ, определяется в зависимости от даты регистрации данного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности изменить дату постановки на учет истца, поскольку законодателем предусмотрены две разные категории – «выезжающие» и «выехавшие» из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Так, в соответствии с п. 8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
При этом, в силу п. «б» п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
В Забайкальском крае регистрация и учет таких граждан регламентируется Постановлением Правительства Забайкальского края от 11.11.2008 № 81 «Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья» (далее по тексту- Порядок), в соответствии с п. 1 которого, установлены правила регистрации и учета таких граждан.
О том, что законодательно на уровне субъекта РФ – Забайкальского края предусмотрены два самостоятельных учета граждан, желающих выехать и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, соответственно, и разные очереди свидетельствуют и Постановление Законодательного собрания Забайкальского края от 16.03.2016 № 72 «О направлении в 2016 г. средств федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992» (в 2015 г. – Постановление Законодательного собрания Забайкальского края от 18.02.2015 № 42), и Приказ Министерства территориального развития Забайкальского края от 31.03.2016 № 10-НПА «Об утверждении Административного регламента Министерства территориального развития Забайкальского края предоставления государственной услуги по постановке на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья» (в 2015 г. – Приказ Министерства территориального развития Забайкальского края от 17.07.2013 № 31).
Таким образом, Положением установлено, что регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации, который в свою очередь, законодательно регламентирует этот учет, устанавливая свой перечень документов, который необходим для постановки на учет, и который не противоречит действующему законодательству, а также составляет единый список таких граждан.
При этом, судебная коллегия учитывает, что перечнь документов для постановки на учет в сводные списки граждан, выезжающих и выехавших, разный, в последнем случае – выехавшие должны доказать отсутствие жилья в других регионах РФ или свою нуждаемость в его улучшении, а также тот факт, что они не получали социальных выплат для приобретения жилья (п. 3, 4 Порядка).
Учитывая, что ФИО1 снялась с учета граждан, выезжающих из вышеназванных местностей, то есть как лицо, которое фактически не может без государственной поддержки выехать из этой местности, и самостоятельно выехала, то она при обращении в Министерство территориального развития Забайкальского края перешла в другую очередь, в связи с чем подлежит учету, как выехавшая, с постановкой на учет с момента этого обращения.
Доводы истца о том, что в Забайкальском крае ведется единый учет граждан, выезжающих, и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что она выехала в другую местность в пределах субъекта РФ, и заблуждалась относительно необходимости снятия с учета по прежнему месту жительства, не опровергают выводов суда по существу рассматриваемого спора, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регламентирующих регистрацию и учет граждан, как планирующих выехать, так и выехавших из этих местностей, поэтому во внимание судебной коллегией не принимаются.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 6 декабря 2016 г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий Б.В. Доржиева
Судьи С.В. Малолыченко
Е.А. Погорелова
Копия верна С.В. Малолыченко