Дело 33-8022/2016
В суде первой инстанции дело слушал судья Королев Ю.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 октября 2016 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кочукова Г.Н..,
судей Хуснутдиновой И.И., Галенко В.А.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО9 на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 04 июля 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включения периодов в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения сторон, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Мельников А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включения периодов в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность, в удовлетворении которого было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Полагает, что ответчиком незаконно не были включены в стаж работы следующие периоды: с 01.11.1990-31.12.1991г. в должности <данные изъяты> в ДЮСШ «Спартак» при Хабаровском краевом спортивном клубе ВДФСО профсоюзов; - с 01.01.1992-15.09.1992г. в должности <данные изъяты> в ДЮСШ «Спартак» при Хабаровском краевом межотраслевом физкультурно-спортивном клубе «Спартак»; с 01.10.1992-07.08.1996г. в должности <данные изъяты> ДЮСШ спортивного клуба «Металлург» г.Комсомольск-на-Амуре; с 01.09.1997-31.12.2000г., с 01.01.2001-31.05.2001г. в должности <данные изъяты> в ДЮСШ при отделе по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольска-на-Амуре; с 01.06.2001-17.10.2003, 21.10.2003-21.04.2004, 27.04.2004-31.12.2004г.г. в должности <данные изъяты> в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1 г.Комсомольска-на-Амуре; с 01.01.2005-25.11.2015г. в должности <данные изъяты> в МОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 3» г.Комсомольска-на-Амуре; с 18.10.2003-20.10.2003г., 22.04.2004-26.04.2004г. – нахождение в командировке, поскольку действующее пенсионное законодательство связывает право на досрочную пенсию в связи с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а не с наличием или отсутствием у образовательного учреждения статуса юридического лица. Отсутствие статуса юридического лица не исключает возможность включения в специальный педагогический стаж оспариваемых периодов, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие – наличие юридического лица образовательного учреждения. Отсутствие на 01.01.2001г. стажа работы не менее 16 лет 8 месяцев также не может быть основанием для отказа во включение периодов работы после указанной даты в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию. Просил суд признать решение № Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 14.12.2015г. незаконным; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края включить в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы с 01.10.1992-07.08.1996г. в должности <данные изъяты> ДЮСШ спортивного клуба «Металлург» г.Комсомольск-на-Амуре; с 01.09.1997-31.12.2000г., с 01.01.2001-31.05.2001г. в должности <данные изъяты> в ДЮСШ при отделе по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольска-на-Амуре;- с 01.06.2001-17.10.2003, 21.10.2003-21.04.2004, 27.04.2004-31.12.2004г.г. в должности <данные изъяты> в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1 г.Комсомольска-на-Амуре;- с 01.01.2005-25.11.2015г. в должности <данные изъяты> в МОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 3» г.Комсомольска-на-Амуре;
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 04 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Мельникову А.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное, в виду неправильного применения норм материального права. В обоснование доводов жалобы излагает обстоятельства дела, указав, что действующее пенсионное законодательство связывает право на досрочную пенсию в связи с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а не с наличием или отсутствием у образовательного учреждения статуса юридического лица. Полагает, что отсутствие статуса юридического лица не исключает возможность включения в специальный педагогический стаж оспариваемых периодов, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие – наличие юридического лица образовательного учреждения. Отсутствие на 01.01.2001г. стажа работы не менее 16 лет 8 месяцев также не может быть основанием для отказа во включение периодов работы после указанной даты в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и Комсомольском районе Хабаровского края ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 16.11.2015 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу в связи с педагогической деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе
Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края № от 14.12.2015 года ФИО1 отказано в досрочном назначении пенсии по пункту 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет за работу в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В частности, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, не включены периоды работы: с 01.11.1990-31.12.1991 – 1 год 2 месяца в должности <данные изъяты> в ДЮСШ «Спартак» при Хабаровском краевом спортивном клубе ВДФСО профсоюзов, поскольку не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены, период с 01.01.1992-15.09.1992 – 8 месяцев 15 дней в должности <данные изъяты> в ДЮСШ «Спартак» при Хабаровском межотраслевом физкультурно-спортивном клубе «Спартак», поскольку не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрены, с 01.10.1992-07.08.1996 – 3 года 10 месяцев 7 дней в должности <данные изъяты> ДЮСШ спортивного клуба «Металлург», г.Комсомольск-на-Амуре, поскольку не подтвержден статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка ( № 781), Перечнем структурных подразделений ДЮСШ (раздел 1 Списка № 781) не предусмотрены, с 01.09.1997-31.12.2000 – 3 года 4 месяца в должности <данные изъяты> в ДЮСШ при отделе по физической культуре и спорту администрации г.Комсомольск-на-Амуре, поскольку не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена и в соответствии со сведениями, представленными работодателем, с 01.01.2001-31.05.2001 – 5 месяцев в должности <данные изъяты> в ДЮСШ, поскольку не подтверждается статус юридического лица ДЮСШ, в связи с чем не представляется возможным отнести организацию к Учреждениям дополнительного образования детей (раздел 2 Списка № 781), Перечнем структурных подразделений (раздел 1 Списка № 781) ДЮСШ не предусмотрена, также не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличие на 01.01.2001 года стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем, с 01.06.2001-17.10.2003 – 2 года 4 месяца 17 дней, 21.10.2003-21.04.2004 – 6 месяцев 1 день, 27.04.2004-31.12.2004 – 8 месяцев 4 дня в должности <данные изъяты> в МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1» г.Комсомольск-на-Амуре, поскольку не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличие на 01.01.2001 года стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем, с 01.01.205-25.11.2015 – 10 лет 10 месяцев 25 дней в должности <данные изъяты> в МОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 3 г.Комсомольск-на-Амуре, поскольку не выполняется условие пункта 12 Правил от 29.10.2002 № 781 - наличия на 01.01.2001 года стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в соответствии со сведениями, представленными работодателем. Также не включены командировки, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 с 18.10.2003-20.10.2003 – 3 дня, 22.04.2004-26.04.2004– 5 дней.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 включается следующий период работы в должности <данные изъяты> с 15.08.1996-14.08.1997 – 1 год.
Таким образом, согласно подсчету ответчика, на момент обращения стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, составляет 1 год при требуемом стаже 25 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав трудовую книжку истца ФИО1, материалы выплатного пенсионного дела, Устав МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1» г.Комсомольска-на-Амуре, правила внутреннего трудового распорядка МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1» г.Комсомольска-на-Амуре, Коллективный договор на 2003-2006 год МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1 г.Комсомольска-на-Амуре, свидетельство МБОУ ДОД «СДЮШОР № 1 от 30.05.2013г., архивные копии постановления главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 28.08.1995 года № 761 «Об утверждении положения об отделе по физической культуре и спорту администрации города», Положение об отделе физической культуре и спорту администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30.06.1999 года, Устав МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа № 3 от 2013 года, справку о реорганизации ОУ ХКФСКП «Спартак» от 28.06.2016 года, устав от 14.03.1991 года, постановление от 26.05.1999 года, свидетельство о регистрации от 30.06.1999 года, решение управления юстиции Администрации Хабаровского края № 6 от 30.06.1999 года, протокол организационного собрания КМФСК «Спартак» от 14.03.1991 года, свидетельство о регистрации устава общественного объединения от 05.04.1991 года КМФСКП «Спартак», исходил из того, что работа истца по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, предусмотренных Списками, не подтверждена, а также из того, что имеющиеся документы не подтверждают статус юридического лица ДЮСШ.
Выводы суда в части того, что должности, которые занимал ФИО1 и учреждения, в которых он работал, не указаны в Списках, что учреждения, в которых он работал, не имеют статус юридического лица, являются неверными, поскольку они противоречат нормам права и материалам дела, вместе с тем данные выводы не привели к принятию неверного решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Во исполнение положений названного Закона, Правительством РФ 29.10.2002 принято постановление N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, состоит из двух разделов. В первом разделе предусматриваются наименование должности и наименование общеобразовательных учреждений, во втором разделе - должности и наименование учреждений дополнительного образования.
Согласно разъяснений, содержащихся в абзаце 7 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Пунктом 3 вышеназванных Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из этого следует, что к работе педагога общеобразовательного учреждения не приравнивается работа педагога дополнительного образовательного учреждения.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, работа ФИО1 в качестве тренера-преподавателя после 01 января 2001 года могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на 1 января 2001 года он имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, должность ФИО1 и учреждения, в которых он работал, указаны в Списках, вместе с тем, на 01.01.2001 год у него не имелось требуемого стажа работы (16 лет 8 месяцев).
При таких обстоятельствах основания для назначения ФИО1 досрочно страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствовали в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет за работу в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, как отсутствовали и основания для признания решения № Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 14.12.2015г. незаконным.
Доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, оснований для отмены решения суда они не содержат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Г.Н. Кочукова
Судьи: И.И. Хуснутдинова
ФИО3